Тема: Имя прилагательное как часть речи. Значение имен прилагательных в речи.
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся, (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) (1 мин.) | Настроить учащихся на работу. Мотивировать их к учебной деятельности. Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром», «Добрый вечер», «Доброй ночи» говорим. – Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2 | Пальчиковая гимнастика. Чистописание. (3 мин.) | Вырабатывать каллиграфическое письмо. | Индивидуальная. Практическая. Письмо | Запись даты урока. Классная работа. Настрой на минутку чистописания. - Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадки: « Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено. Похожа буква на топор! Расколет непременно!» - На какую букву похож топор? - Найдите одинаковые элементы в написании букв «Р,р»и «Г,г». -Спишите. Ргр // рр // грг // гг -Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. «На горе Арарат растет крупный виноград». - Назовите орфограммы в словах. - Спишите. | Дети выполняют пальчиковую гимнаст ику и записывают дату, классная работа. - Р Выполняют письмо по образцу. Дети находят и проговаривают все изученные орфограммы. Выполняют письмо по образцу. | Вырабатывают каллиграфический почерк. | Правильное написание букв и их соединение с другими. |
3 | Проверка выполнения домашнего задания. Сообщения по схеме «Части речи». (4 мин.) | Закрепить знания предыдущей темы «Части речи». | Фронтальная. Словесный. Сообщения, беседа | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Выступают с сообщениями по схеме «Части речи». | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные:умение задавать вопросы. |
4 | Актуализация знаний. (4 мин.) | Создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения | | -Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву) -Что такое иней? Ру..кий, ур.жайный, рыж.й, ш.л, ф.вральский, м.рковный -Давайте проверим и исправим ошибки. -Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее? -Почему? -А остальные слова в какую группу можно объединить? | Предположения детей. Работа с толковым словарём. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Проверяют, исправляют ошибки. Сравнивают, находят лишнее слово: -шел. Объясняют почему лишнее: Это глагол. Объединяют в группу: -Имена прилагательные. | Называют предметы и их действия; ориентируются в своей системе знаний; осуществляют самоконтроль; овладевают умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; слушают и понимают речь учителя; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивают усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определяют общие для всех правила поведения. | Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, сказуемого. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения. |
5 | Постановка учебной задачи (учебник, с. 86) (3 мин.) | Научить отличать имена прилагательные от других частей речи на основе морфологических признаков. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | -Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? – Как вы думаете, зачем нам имена прилагательные? - Значит цель нашего урока правильно употреблять в речи им. существительные. Для этого нам надо решить некоторые задачи. Как вы думаете, какие? - Но ведь с именем прилагательным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. Давайте прочитаем об этом в учебнике. - Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена прилагательные. б) докажи, что они являются именами прилагательными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод Давайте сформулируем общее правило. Молодцы!!! | Называют тему урока: -Имя прилагательное.– Что такое имя прилагательное? Слушают учителя Предположения детей. -Научимся выделять из потока слов им. прилагательные ,узнаем лексическое значение некоторых слов, узнаем отличительные признаки имён прилагательных. Дети вспоминают правило. Читают правило в учебнике. 1.Слушать друг друга 2.Уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Определите, какие слова из второго столбика сочетаются с существительными из первого столбика? (рыжие волосы, широкое окно, большие леса) -На какие вопросы они отвечают? -Что они обозначают? (цвет, величину, то есть признак) Эти слова прилагаются к существительным. Они в русском языке называются…(прилагательные) -Определите тему урока (Прилагательное) -Определите задачи урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим работу прилагательных в русском языке) | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. В ходе диалога появляются слова на интерактивной доске Прилагательное Признак предмета Какое? Какие? Какая? Какой Учащиеся записывают основные положения в тетрадь | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
6 | Физминутка (2 мин) | Смена деятельности | | -Мы немного устали. Подвижная физминутка | Дети выполняют подвижную физминутку. | | |
7 8 | Первичное усвоение новых знаний и способов действий. Работа с рисунком. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие? (Упр. 148) (15 мин.) | Закрепить знания и умение находить и отличать имена прилагательные. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с беседа, письмо Письмо по слуховой памяти Выборочное письмо, работа с информацией | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» - Ребята, как вы думаете, что же такое признак предмета? - Что понимают под этим словом? - Верны ли наши предположения? - Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание». - Теперь применим полученные знания и выполним упражнение. А)Задание на внимание и развитие слуховой памяти Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на интерактивной доске. Назовите его признаки в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом, второй ученик повторяет предыдущий признак и называет новый. Третий ученик повторяет два других признака, называет свой и записывает цепочку по памяти. Картинки с изображением яблока, дома, березы. Б)работа по учебнику: Чтение правила с.86, работа над упражнением 149 Прочитать высказывание А.Толстого, выписать из текста прилагательные. Ответить на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. | Предположения и высказывания детей на поставленные вопросы. Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена прилагательные называют признак предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия Слушают составленные признаки предмета, воспроизводят цепочку слов, помогают товарищам в записи, оценивают работу Порядок работы :первый ученик называет предмет и один признак этого предмет, второй ученик повторяет предыдущий признак и называет новый .Третий ученик повторяет два других признака, называет свой и записывает цепочку по памяти. Учащиеся контролируют его и собственную деятельность, корректируют, оценивает Учащиеся контролируют работу своего товарища, комментируют, обращаются к правилу в случае затруднения | Размышляют, высказывают свое мнение. Умеют ставить вопросы к словам – признакам предметов, определяют часть речи. Осуществляют классификацию слов по вопросам | Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Самостоятельная работа с проверкой. (7 мин.) | Организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. Работа с текстом, сравнение и обобщение признаков | Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению) Группа учащихся выполняет самостоятельно упр.151, целью которого является проверка умения подобрать прилагательное-синоним(даются слова из справок) Группа учащихся редактируют текст(карточки), в котором нужно заменить прилагательные, подходящими по смыслу 1.Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. 2.Большие корабли бороздят большие океаны и моря. 3.На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки -Хотите ли вы проверить свои знания? Тогда давайте выполним самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. - Прочитайте правило от тетушки Совы. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? | Учащиеся работают в группах, по мере необходимости обращаются за помощью к учителю - Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. Читают правило, отвечают на вопросы учителя | Осмысленно отвечают на вопросы учителя по правилу. | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (2 мин.) | Зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа | Выполните задания в парах сменного состава. К данным прилагательным подберите существительные, подходящие по смыслу Пример карточки Какие затруднения вы испытали? Какие признаки указывали прилагательные в ваших сочетаниях(признаки формы, вкуса, цвета)- Оцените свою работу и работу товарищей. - Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Ученик дописывает существительные, подходящие по смыслу. Проверяет работу своего соседа, ставит возле сочетаний знаки +,-,? возле сочетаний. +-выполнено верно - -выполнено неверно ?-нужна помощь учителя После этой работы учащиеся обмениваются карточками и поднимают руки. Учащиеся берут свою тетрадь, ручку и новую карточку соседа и пересаживаются к новому соседу, работа продолжается. После сигнала учителя учащиеся рассаживаются на свои места Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
10 | Подведение итога урока. (2 мин) | Подвести итог работы на уроке. | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Над какой темой работали? - Каким правилом пользовались? - Где будем использовать полученные знания? | - Работали над темой имя прилагательное. Дети еще раз повторяют правило. | Подводят итог своей деятельности на уроке, о полученных знаниях по данной теме. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
11 | Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 93) (2 мин.) | Объяснить и разобрать домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Комментируется дом. задание. - Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопросы имени прилагательного. Все слова обозначают признак предмета. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других. |