СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку «Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моём блоге присудствует презентация к данному уроку.  https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-russkomu-iazyku-sochineni.html

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку «Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: «Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  1. Формировать представление о составлении текста-отзыва по картине.

Формировать умения: составлять текст-описание картины; составлять сложный план текста; выражать собственное мнение, аргументировать его; анализировать и корректировать текст сочинения.

Предметные:

  1. Учащиеся получат представление о составлении текста-отзыва по картине.

Учащиеся научатся: составлять текст-описание картины; составлять сложный план текста.

Учащиеся получат возможность научиться: выражать собственное мнение, аргументировать его; анализировать и корректировать текст сочинения.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; осуществлять контроль, коррекцию деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.





2. Формировать умения: осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.


3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью.

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять контроль, коррекцию деятельности;

- осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: - осуществлять обобщение изученного.

- Учащиеся получат возможность научиться: анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других;

Учащиеся получат возможность научиться:

- владеть диалогической речью.

Воспитательные:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: Учебник, презентация.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (беседа)






Наглядный (демонстрация)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Вероника Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать пенал, учебник.



- Давайте прочитаем высказывание Александра Ивановича Куприна о русском языке.






- Как вы понимаете данное высказывание?










- Тогда к чему мы должны с вами стремиться, чтобы тоже мастерски владеть языком?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.


Проверяют готовность к уроку.



«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» 

А. И. Куприн.


- Человек мастерски владеющим языком, может строить красивые, ясные фразы, может говорить интересно о простых вещах, а так же сделать его мелодичным и выразительным. 



- Стремиться к новым знаниям, расширению кругозора.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.






К: владеть диалогической речью.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)










- Для того, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, посмотрите на экран, что вы видите?


- Давайте зайдём внутрь и узнаем, что это за здание.
- Что теперь вы видите?



- А как называется место или здание, где много картин?


- Давайте подойдём к одной из картин и рассмотрим её поближе.


- Кажется, чтобы посмотреть картину, нам с вами надо будет расшифровать её название. Соотнесите номер буквы с цифрами.


- Как называется картина?


- Здание.





- Много разнообразных картин.


- Художественная галерея или художественный музей.





Расшифровывают.



- Февральская лазурь.



К: слушать и понимать речь других.


К: владеть диалогической речью.



учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



3.Выявление

места и причины

затруднения

Словесный (беседа)





- Всё верно. Откройте учебник на с. 49, посмотрите упр. 107, а так же задание к данному упражнению.


- Вы прочли задание к данному упражнению, кто мне ответит, какая будет тема нашего урока?


- Исходя из темы, какая будет цель сегодняшнего урока?


Читают.



- Тема: сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».


- Цель: написать сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

.

К: владеть диалогической речью.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


4. Построение

проекта выхода

из затруднения.


Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)

- А какие задачи мы с вами перед собой поставим? Посмотрите на слайд, у нас есть задачи. Закончите начатые предложения.

1. Познакомиться с…;



2. Рассмотреть…;



3. Составить…;



4. Написать….



-Может ли это быть планом урока?


Формулируют задачи:



1. Познакомиться с биографией художника;


2. Рассмотреть картину «Февральская лазурь»;


3. Составить план текста;


4. Написать сочинение-отзыв по плану.



- Да.


Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


5.Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)










Наглядный (демонстрация)


- Давайте же познакомимся с автором данной картины.

Биография И. Э. Грабаря

Игорь Эммануилович Грабарь был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Кроме того, он был искусствоведом, музейным деятелем, реставратором, даже архитектором. В 1876 г. Родители Грабаря переехали в Россию. После окончания гимназии, а затем московского лицея изучал коллекцию Третьяковской галереи, посещал все выставки, мечтал о живописи. В 1889 году Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет. Пишет юмористические рассказы, рисует иллюстрации для журналов, этим зарабатывает деньги. Уже в 1895 году поступил в Академию художеств и оказывается в мастерской И.Е.Репина. Затем на пять лет уезжает за рубеж. По возвращению пишет свои самые лучшие работы. А в двадцатом веке, Игорь Эммануилович он был директором Третьяковской галереи в Москве.


- Посмотрите на экран, давайте рассмотрим, какие ещё пейзажи написал данный художник.

- Что такое пейзаж?





- Итак, скажите, что вы запомнили? Что показалось интересным?



Физминутка.











- Дети слушают биографию о И. Э. Грабаря.














Рассматривают картины.

- Пейзаж – это жанр изобразительного искусства где изображена природа. 


Отвечают на вопросы.




К: слушать и понимать речь других.


К: владеть диалогической речью.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)











































































Наглядный (демонстрация)

- Давайте теперь рассмотрим более внимательно картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», найдите её в «Картинной галерее» учебника.


Вопросы:

1. Что такое «лазурь»?


2.Почему картина называется «Февральская лазурь»?




3. Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? Солнечный или пасмурный? Как вы догадались?


4. Какими эпитетами мы можем описать этот день?


5. Что изображено на переднем плане? Опишите берёзу.






6. Обратите внимание на верхние ветви берёзы. Что на них?




7. Что мы видим на заднем плане? 




8. Какой цвет является основным в картине?



9. А снег - какой он на солнце и в тени?





10. Небо на картине одного цвета?



11. Какое настроение вызывает у вас картина?

12. Какие краски использует художник?



13 Понравилась ли вам картина? Что вас в ней заинтересовало? Что кажется необычным в картине? Какое впечатление вызвала у вас данная картина?



- Подберите слова для описания берёзы.







- Теперь подберите слова к небу.





- Подберите слова к снегу.







- Теперь давайте составить план:

1. «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря;

2. Описание картины:
а) берёзы;
б) снег;
в) февральское небо;

3. Моё впечатление о картине, какое настроение оно вызывает.


- Давайте прочитаем высказывание Игоря Долгополова о картине «Февральская лазурь». Откройте страницу 49, посмотрите на упр. 106. Один читает вслух, остальные внимательно слушают и следят.


- Как назвали эту картину зрители?



- Какие имена прилагательные употребил художник для описания природы?



- Что необыкновенного увидел И.Э. Грабарь солнечным февральским утром?









- Природная светло-синяя краска;
- Потому что изображен февраль и небо лазурного цвета.



- Погода тёплая, солнечная, это видно по чистому лазурному небу, по сиянию солнца.

- Солнечный, безоблачный, яркий, тёплый, ясный и т.д.
- На первом плане картины мы видим березу. Её ствол немного искривленный, молочного цвета, с черными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы.
- На верхних ветках висят прошлогодние листья. Береза не хотела их отдавать зиме.

- На заднем плане можно разглядеть берёзовую рощу с разными деревьями.

- Голубой фон, поэтому стволы берёзок такие белые.
- На солнце он белоснежный, будто искрится, а в тени стволов – тёмно-синего цвета, с фиолетовым оттенком.

- Нет. Небо темно- синее, а к горизонту становится голубым.

- Спокойное, задумчивое, ожидание чего-то.
- Желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона.


Отвечают.


- Белоствольные, ветвистые, высокие, нарядные, серебристые, молодые, старые, веселые, грустные, задумчивые, дремлющие, светлые, нежные.
- Безграничное, глубокое, безоблачное, голубое, чистое, нежное, праздничное, тихое, лазурное, высокое.
- Алмазный, блестящий, искристый, лучистый, ослепительный, чистый, яркий, легкий, пушистый, хрупкий, свежевыпавший.









Один из учащихся читает вслух упр. 106.




- Гимн – торжественная песня.


- Солнечное, февральское.




- «…праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на серебряном снегу».

Учащиеся научатся: составлять сложный план текста.


К: слушать и понимать речь других.


К: владеть диалогической речью.



П: осуществлять анализ объектов.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


7.Самостоятельная

работа с

проверкой по

эталону.

Практический (сочинение)

- Итак, ребята мы с вами составили план и всё проговорили, теперь ваша задача самостоятельно написать сочинение-отзыв по картине, и потом мы проверим, что у вас получилось.

Можно использовать слова из текста упражнения для описания картины.

Кто написал, внимательно прочитайте свое сочинение, проверьте себя.



Дети самостоятельно пишут сочинение.

Учащиеся научатся: составлять текст-отзыв по картине;

Учащиеся получат возможность научиться: выражать собственное мнение, аргументировать его; анализировать и корректировать текст сочинения.

К: владеть диалогической речью.




Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


8.Включение

нового знания в

систему знаний

и повторение

Словесный (беседа)

- Вы написали сочинение, пускай теперь пару человек прочитают вслух, что они написали.


- Наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, понравилась ли вам картина?


- Назовите автора. Что вы о нем узнали?


- Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?


Учащиеся зачитывают вслух свои сочинения.


Ответы детей.


К: владеть диалогической речью.


П: осуществлять обобщение изученного.



9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

- Запишите в дневники домашнюю работу: повторить безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

- Теперь давайте вернемся к цели нашего урока, достигли ли мы её?

- Также вернёмся к плану урока, он представлен на лесенке успеха. Выполнили ли мы первую задачу? Вторую? Третью? Четвёртую?

- Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликом, вам надо раскрасить их в выбранный вами цвет. Зелёный смайлик - если на уроке вам все было понятно и интересно; Жёлтый смайлик - было понятно, но возникали затруднения; Красный смайлик - на уроке было трудно, непонятно, неинтересно.


- Мне очень понравилось проведенное с вами время, надеюсь, что и вам тоже. До свидания.





Оценивают свою деятельность на уроке.














Прощаются.


К: владеть диалогической речью




Р: осуществлять самооценку деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!