речевая ситуация:
использование речи для убеждения.
Правописание сочетаний ча-, ща-; чу-, щу-
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить осуществлять подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели, применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-; ча-, ща-; чу-, щу-); способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать звуки и буквы, звук, слог, слово, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения, правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; безошибочно списывать текст; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – уяснение роли слова в ситуации убеждения; использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения; применение правила правописания сочетаний ча-, ща-; чу-, щу-; логические – осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; осмысливать текстовой материал с целью проведения аналитических действий.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; строить понятное для слушателей высказывание, удерживая логику изложения, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы речи.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; проявляют прилежание в учёбе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении, работе с книгой.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя (К. + Л.).
− Характер – это совокупность основных наиболее устойчивых психических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.
− Человек с характером – волевой, твёрдый, а человек без характера – слабовольный.
В пословицах так говорят о характере:
Каков характер, таковы и поступки.
Характер определяет человека.
− Вам было когда-нибудь страшно? Как вы себя вели?
Учитель читает, как Дениска заставил себя спрыгнуть с вышки (упражнение 1 в учебнике).
− Что помогло мальчику справиться со страхом? Можно ли Дениску назвать трусом? Почему? Кого считают трусом? Как люди относятся к трусам? Почему?
II. Повторение изученного.
1. Работа по учебнику (К. + П.).
− Какие качества характера, кроме трусости, люди считают плохими? Можно ли от них избавиться? Как?
− А. Барто знакомит вас с Максимкой, который решил стать укротителем. Вы знаете, кто такой укротитель?
− Прочитайте стихотворение А. Барто. Что вас удивило? Почему Максимке потребовалась помощь укротителя? Сравните Дениску и Максимку. Что им помогает исправить свой характер?
− Какие слова – суровые или добрые – помогают вам?
Выполнение упражнений 4 – 6.
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельное выполнение.) (П. + Р.)
– Отгадайте загадку:
Таять может, да не лёд.
Не фонарь, а свет даёт.
(Свеча.)
Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги» (Р.).
– Какие буквы вы запишете? Чем похоже написание этих букв? (Начинаем писать снизу вверх.)
– Запишите букву л безотрывно. (Учитель показывает образец написания на доске.)
– Запишите букву л в воздухе (в тетради).
Аналогичная работа с буквами м, я.
– На последней строчке запишите буквы м, л, я.
Упражнение «Прочитай. Выпиши слова с сочетаниями жи-, ши-». (Самостоятельная работа.) (Р.)
Проверка выполненной работы. (Пассажиров, машин.) (Р.)
– Подчеркните буквосочетания жи-, ши- в написанных словах.
– Прочитайте четверостишие на доске, выпишите из него слова с сочетаниями жи-, ши-.
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
З. Александрова
– Придумайте и запишите 2–3 слова с сочетаниями жи-, ши-.
Упражнение «Составь слова. Запиши их». (Работа в парах.) (К.)
Проверка выполненной работы. (Свеча, пища, туча, роща, дача, чаща, чаша, щавель, часы.) (Р.)
– Подчеркните буквосочетания ча-, ща- в написанных словах.
– Придумайте и запишите 2–3 слова с этими сочетаниями. Составьте с этими словами предложения.
Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается другое». (Фронтальная работа.) (Р.)
На доске записан текст упражнения.
– Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
– Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится?
– Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)
– Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву м, сверху напишите заглавную букву М.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
– Прочитайте последнее предложение. С какой интонацией надо его читать? Какой знак поставим в конце предложения? (Надо поставить восклицательный знак в конце этого предложения.) Прочитайте измененный текст. (Работа по цепочке.)
Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.)
– Обратите внимание на написание слов: рассердилась, пришёл. Прочитайте их орфографически (Р.).
Слова записаны на доске.
– Во время списывания подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.
Проверка выполненной работы. (Один раз у меня картошка пригорела. Мама очень рассердилась. Тут Лёнька пришёл. Начал он картошку есть. Всё съел и не сказал, что невкусно. Вот это настоящий друг!)
III. Итог урока.
Вот прощаться настала пора.
Учебник закрыть нам пора.
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.