Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя: Сулекова Виктория Сергеевна
Класс: 8
УМК/ Образовательная технология: Химия. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А./ технология смешанного обучения: ротация станций
Предмет: Химия
Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Тип учебного занятия: урок открытия нового знания
Место и роль учебного занятия в изучаемой теме: урок является четвертым уроком в курсе 8 класса, четвертым уроком в разделе «Первоначальные химические понятия».
Цель урочного занятия:
- распознавать чистое вещество и смеси веществ;
- описывать способы очистки смесей;
- составлять план действий разделения смесей.
Оснащение урока:
Ноутбук с выходом в Интернет (на каждого обучающегося в группе) + наушники, проектор.
Доступ к сайту РЭШ: resh.edu.ru
- Доступ к гугл форме https://clck.ru/3EHLBh
- Лабораторное оборудование: термометр, ареометр, электрическая плитка, магнит, стаканчики с водой, стеклянные палочки.
- Реактивы: дистиллированная вода, морская вода, порошок серы, порошок железа.
Используемые дидактические материалы
Автономные для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с учителем, 2 станция – станция работы онлайн, 3-я станция – станция творческой работы.
Таблички-названия каждой станции.
Маршрутные листы для 3 групп – общее количество маршрутных листов должно совпадать с количеством обучающихся в классе;
Оценочные листы для каждого обучающегося группы.
Инструменты и критерии проверки достижения результата прописаны в оценочном листе (приложение 1-3)
Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Организационный момент: 1 минута
Актуализация знаний: 3 минуты
Целеполагание: 3 минуты
Освоение нового материала: 26 минут. (8 минут работа на станции, 30 секунд на переход)
Обобщение и систематизация знаний (защита проектов): 9 минут.
Рефлексия деятельности: 3 минуты.
Маршруты движения групп по станциям
Группа 1 «Экспериментальная»-«Онлайн»-«Творческая»
Группа 2 «Творческая»-«Практическая»-«Онлайн»
Группа 3 «Онлайн»-«Экспериментальная»-«Творческая»
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ, естественно-научные методы познания – наблюдение, эксперимент (реальный и мысленный); следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов; | умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий; | приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. | умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента; умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). | готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов. |
Ход учебного занятия
№ | Этап урочного/внеурочного занятия | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урочного/внеурочного занятия) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урочного/внеурочного занятия | Диагностика достижения планируемых результатов урочного/внеурочного занятия |
1 | Организационный момент (1 минута) | Организовать комфортную психологическую атмосферу для эффективного взаимодействия на уроке. | Фронтальная работа | Проверяет готовность к уроку. Дает установку на урок. Обращает внимание на деление класса на группы (на доске список групп, которые дети на перемене посмотрели заранее) Учитель разделил обучающихся на группы в соответствии с уровнем усвоения учебного материала обучающихся и их интересами. Сообщает тему урока. | Выработка внутренней готовности обучающегося на выполнение нормативных требований учебной деятельности. | Активация учебной деятельности обучающихся и подготовка их к продуктивной работе на уроке. | Оценочный лист (приложение 1-3) |
2 | Актуализация знаний (2 минуты) | Актуализировать опорные знания, умения и навыки обучающихся. Зафиксировать индивидуальные затруднения | Фронтальная работа | Задает вопросы, которые необходимы для изучения новой темы. Организует решение проблемной ситуацию, которая находится в маршрутных листах (приложение 3-6). Фиксирует затруднения в деятельности обучающихся. | Умения задавать вопросы в ходе диалога по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи | Нахождение затруднения, непонимания. | Оценочный лист (приложение 1-3) |
3. | Целеполагание (3 минуты) | Сформулировать цель урока. | Проблемная ситуация | Организует обучающихся на постановку цели. | Формулировать обобщения и выводы по результатам предполагаемого опыта, умение самостоятельно определять цели. | Стимулирование познавательной активности, активизации мыслительного процесса | Оценочный лист (приложение 1-3) |
4. | Освоение нового материала (26 минуты) | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Практическая работа, индивидуальная, групповая работа | Организует работу с обучающимися на станции «Экспериментальная». Следит за временем. | Применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно следственных связей – для изучения свойств веществ; следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов; умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы); готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов; приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе | Выполненные и оцененные задания в соответствии с маршрутным листом (приложение 4-6). Выполненный проект в ходе работы всех станций. | Оценочный лист (приложение 1-3) |
5. | Обобщение и систематизация знаний (8 минут) | Формулировать выводы по теме | Групповая защита проектов | Организует обучающихся на защиту проектов, задает вопросы, комментирует результат проекта. | умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения учебного проекта; | Защита проектов. | Оценочный лист (приложение 1-3) |
5. | Рефлексия деятельности (3 минуты) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Индивидуально каждый в маршрутном листе. Фронтально желающие. | Организует оценку деятельности обучающихся при помощи вопросов в маршрутном листе (приложение4-6) Подводит итог урока в соответствии с целями урока. | умение анализировать и отбирать необходимую информацию, формулировать свой мнение, аргументировать свою позицию; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели | Уровень осознания содержания темы урока | Оценочный лист (приложение 1-3) |
Приложение 1
Оценочный лист 1 группы
ЭТАП УРОКА/ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ | -
Я не готов к уроку (не взял или не достал с портфеля учебник/тетрадь/ручку)- 0 баллов -
Я готов к уроку (на столе лежит учебник/тетрадь/ручка)-1 балл -
Я не настроен на урок (устал, отвлекся)-0 баллов -
Я настроен на работу на уроке- 1 балл. Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ | -
Я не участвовал в постановке цели- 0 баллов -
Я участвовал в постановки цели-1 балл -
Я верно определил цель урока – 1 балл Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ | -
Выполнил эксперимент, соблюдая правила техники безопасности – 1балл. -
Верно заполнил таблицу – 1балл. -
Верно записал выводы – 1 балл. Максимальное количества баллов: 3 | Количество баллов ставит учитель: |
ОНЛАЙН СТАНЦИЯ | -
Верно заполнена вся схема – 2 балла -
В схеме допущены 1-2 ошибки – 1 балл -
В схеме допущено 3 и более ошибки – 0 баллов -
Верно составлен план по очистки всех трех смесей- 3 балла -
Верно составлен план по очистки двух смесей – 2 балла -
Верно составлен план по очистки только одной смеси- 1 балл -
План не составлен или составлен неверно для трех смесей – 0 баллов. Максимальное количество баллов: 4 | Количество баллов выставляется обучающимся после взаимопроверки: |
ТВОРЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | -
Составлен синквейн, который не содержит ошибок, связанных с содержанием темы – 2 балла -
Составлен синквейн, который содержит 1 ошибку, связанную с содержанием темы – 1 балл -
Синквейн не составлен или содержит 2 и более ошибок, связанных с содержанием темы – 0 баллов Максимальное количество баллов: 2 | Количество баллов ставит учитель: |
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ» | -
Соответствие способа развертывания содержания в проекте основополагающему вопросу (проблемной ситуации в начале урока): соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Четкость структурирования информации – соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы - соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Эстетика оформления результатов проекта соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов: 8 баллов | Количество баллов ставит учитель: |
РЕФЛЕКСИЯ | Максимальное количество баллов: 1 балл | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА УРОК | Оценка «5» за урок – если набрано 17-21 баллов Оценка «4» за урок – если набрано 13-16 баллов Оценка «3» за урок – если набрано 8-12 баллов | |
Приложение 2
Оценочный лист 2 группы
ЭТАП УРОКА/ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ | -
Я не готов к уроку (не взял или не достал с портфеля учебник/тетрадь/ручку)- 0 баллов -
Я готов к уроку (на столе лежит учебник/тетрадь/ручка)-1 балл -
Я не настроен на урок (устал, отвлекся)-0 баллов -
Я настроен на работу на уроке- 1 балл. Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ | -
Я не участвовал в постановке цели- 0 баллов -
Я участвовал в постановки цели-1 балл -
Я верно определил цель урока – 1 балл Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ОНЛАЙН СТАНЦИЯ | -
Верно заполнена вся схема – 2 балла -
В схеме допущены 1-2 ошибки – 1 балл -
В схеме допущено 3 и более ошибки – 0 баллов -
Верно составлен план по очистки всех трех смесей- 3 балла -
Верно составлен план по очистки двух смесей – 2 балла -
Верно составлен план по очистки только одной смеси- 1 балл -
План не составлен или составлен неверно для трех смесей – 0 баллов. Максимальное количество баллов: 4 | Количество баллов выставляется обучающимся после взаимопроверки: |
ТВОРЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | -
Составлен синквейн, который не содержит ошибок, связанных с содержанием темы – 2 балла -
Составлен синквейн, который содержит 1 ошибку, связанную с содержанием темы – 1 балл -
Синквейн не составлен или содержит 2 и более ошибок, связанных с содержанием темы – 0 баллов Максимальное количество баллов: 2 | Количество баллов ставит учитель: |
РЕФЛЕКСИЯ | Максимальное количество баллов: 1 балл | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ | -
Выполнил эксперимент, соблюдая правила техники безопасности – 1балл. -
Выполнил эксперимент, с нарушением правил техники безопасности – 0 баллов. -
Верно записал выводы – 1 балл. -
Верно описал план очистки веществ-1 балл. Максимальное количество баллов: 3 балла | Количество баллов ставит учитель: |
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ» | -
Соответствие способа развертывания содержания в проекте основополагающему вопросу (проблемной ситуации в начале урока): соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Четкость структурирования информации – соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы - соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Эстетика оформления результатов проекта соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов: 8 баллов | Количество баллов ставит учитель: |
РЕФЛЕКСИЯ | Максимальное количество баллов: 1 балл | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА УРОК | Оценка «5» за урок – если набрано 17-21 баллов Оценка «4» за урок – если набрано 13-16 баллов Оценка «3» за урок – если набрано 8-12 баллов | |
Приложение 3
Оценочный лист 3 группы
ЭТАП УРОКА/ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ | -
Я не готов к уроку (не взял или не достал с портфеля учебник/тетрадь/ручку)- 0 баллов -
Я готов к уроку (на столе лежит учебник/тетрадь/ручка)-1 балл -
Я не настроен на урок (устал, отвлекся)-0 баллов -
Я настроен на работу на уроке- 1 балл. Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ | -
Я не участвовал в постановке цели- 0 баллов -
Я участвовал в постановки цели-1 балл -
Я верно определил цель урока – 1 балл Максимальное количества баллов: 2 | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ТВОРЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | -
Составлена интеллект-карта, которая не содержит ошибок, связанных с содержанием темы – 2 балла -
Составлена интеллект-карта, которая содержит 1 ошибку, связанную с содержанием темы – 1 балл -
Интеллект-карта не составлена или содержит 2 и более ошибок, связанных с содержанием темы – 0 баллов Максимальное количество баллов: 2 | Количество баллов ставит учитель: |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ | -
Выполнил эксперимент, соблюдая правила техники безопасности – 1балл. -
Выполнил эксперимент, с нарушением правил техники безопасности – 0 баллов. -
Верно записал выводы – 1 балл. -
Верно описал план очистки веществ-1 балл. Максимальное количество баллов: 3 балла | Количество баллов ставит учитель: |
ОНЛАЙН СТАНЦИЯ | Онлайн тест. За каждый правильный ответ в тесте -1 балл. Максимальное количество баллов: 5 | Количество баллов выставляется обучающимся после автоматической онлайн проверки: |
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ» | -
Соответствие способа развертывания содержания в проекте основополагающему вопросу (проблемной ситуации в начале урока): соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Четкость структурирования информации – соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы - соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. -
Эстетика оформления результатов проекта соответствует- 2 балла, частично соответствует -1 балл, не соответствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов: 8 баллов | Количество баллов ставит учитель: |
РЕФЛЕКСИЯ | Максимальное количество баллов: 1 балл | Количество баллов выставляется самостоятельно обучающимся: |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА УРОК | Оценка «5» за урок – если набрано 17-22 баллов Оценка «4» за урок – если набрано 13-16 баллов Оценка «3» за урок – если набрано 8-12 баллов | |
Приложение 4
Маршрутный лист «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
1 группа
ФИО:__________________________________________________________________________
Проблемная ситуация
Представьте, что вы работаете в лаборатории и вам нужно разделить смесь воды и масла для проведения химического анализа. Но у вас нет специального оборудования, а только базовые инструменты. Как вы будете действовать? Какие методы очистки веществ вы знаете? И как убедиться, что полученные вещества действительно чистые? _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТАНЦИЯ №1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Перед вами 2 стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской. Справите температуру кипения воды морской, дистиллированной и их плотность, для этого заполните таблицу.
| Дистиллированная вода | Морская вода |
Температура кипения | | |
Плотность | | |
Состав | | |
Вещества | | |
Физические свойства | | |
Сделайте вывод, какой состав имеют вещесвта? Постоянны ли физичексий свойства для чистого вещества? Чем отличаются чистые вещества от смесей веществ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТАНЦИЯ № 2 ОНЛАЙН
1
. Посмотрите видео на платформе РЭШ по теме «Чистые веществ и смеси. Способы разделения смесей», составьте схему:
Ссылка на видео: https://clck.ru/3EHMTP
2. Из приведенного перечня картинок определите чистые вещества, гомогенные и гетерогенные смеси.
Предложите способы разделения таких смесей:
3. Осуществите взаимопроверку по образцу, исправьте ошибки.
СТАНЦИЯ № 3ТВОРЧЕСКАЯ
Составьте синквейн по теме «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей».
Составляем дидактический синквейн:
1 строка – тема синквейна, состоящая из одного слова (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь;
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранной темы синквейна;
3 строка — три слова (глаголы или деепричастия), они описывают характерные действия темы.
4 строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка — одно слово, характеризующее суть темы синквейна
РЕФЛЕКСИЯ.
Ответь на вопросы:
-
Что нового я сегодня узнал на уроке? ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
-
Что вызвало интерес?__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
-
Какие трудности возникли во время изучения темы?________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Над чем еще нужно поработать, на что обратить внимание для устранения дефицитов___________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Приложение 5
Маршрутный лист «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
2 группа
ФИО:____________________________________________________________________
Проблемная ситуация
Представьте, что вы работаете в лаборатории и вам нужно разделить смесь воды и масла для проведения химического анализа. Но у вас нет специального оборудования, а только базовые инструменты. Как вы будете действовать? Какие методы очистки веществ вы знаете? И как убедиться, что полученные вещества действительно чистые? _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТАНЦИЯ №1 ТВОРЧЕСКАЯ
Составьте интеллект карту по теме «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей», используя текст.
Правила составления интеллект карты:
• Тему карты в виде яркого изображения или крупного слова помещаем в центре листа, расположенного горизонтально.
• Карта обязательно составляется в цвете!
• Карта должна напоминать древовидную схему (чем дальше от центра ветви, тем они тоньше).
• Ветви карты располагаются по кругу от центра, каждая новая ветвь составляется по часовой стрелке.
• На ветви должно присутствовать одно слово (не пишутся предложения).
• Каждая новая мысль продолжает предыдущую
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?
Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов». В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.
Все смеси делятся на два вида: гомогенные и гетерогенные.
Однородные (гомогенные) смеси — это те, в которых невозможно обнаружить образующие их частицы визуально или с помощью оптических приборов.
К гомогенным смесям относят:
смеси газов (воздух, природный газ);
растворы (раствор сахара или соли, нефть);
сплавы (латунь, бронза, сталь).
Неоднородные (гетерогенные) смеси — это такие, в которых визуально или с помощью оптических приборов можно заметить частицы разных веществ.
При образовании неоднородной смеси частицы одного вещества (твердые, жидкие или газообразные) распределяются в среде другого вещества. Между частицами находится поверхность раздела фаз.
Способы разделения гетерогенных смесей
Отстаивание — медленное расслоение гетерогенных смесей, которые состоят из твердых частиц и жидкости или двух жидкостей разной плотности.
Фильтрование — способ разделения гетерогенной смеси, основанный на пропускании смеси через пористую поверхность.
Таким способом можно разделить ту смесь, в которой один компонент растворим в воде, а другой — нет.
Разделение действием магнита — способ, основанный на способности одного из компонентов смеси к намагничиванию.
Например, этим способом можно разделить смесь железных и деревянных опилок.
Способы разделения гомогенных смесей
Выпаривание — способ разделения растворов (жидких смесей), основанный на испарении одного компонента смеси.
Скорость испарения можно контролировать с помощью таких параметров, как температура, давление и площадь поверхности испарения.
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения гомогенной системы, основанный на различии температуры кипения ее компонентов.
Смесь нагревают. Первым испаряется то вещество, которое имеет самую низкую температуру кипения. Далее при охлаждении смеси пары конденсируются (в данном случае охлаждение происходит в стакане с холодной водой).
СТАНЦИЯ №2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Проведите эксперимент:
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.
2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:
а) испытайте магнитом;
б) опустите в стакан с водой.
3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.
5. Сделайте вывод.
Решите задачу:
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
СТАНЦИЯ №3 ОНЛАЙН
-
Выполните тест «Чистые вещества и смеси».
Ссылка на тест: https://clck.ru/3EHLBh
QR-код:
Запишите свой результат в оценочный лист
РЕФЛЕКСИЯ.
Ответь на вопросы:
-
Что нового я сегодня узнал на уроке? ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
-
Что вызвало интерес?__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
-
Какие трудности возникли во время изучения темы?________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Над чем еще нужно поработать, на что обратить внимание для устранения дефицитов___________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Приложение 6
Маршрутный лист «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
3 группа
ФИО:___________________________________________________________________________
Проблемная ситуация
Представьте, что вы работаете в лаборатории и вам нужно разделить смесь воды и масла для проведения химического анализа. Но у вас нет специального оборудования, а только базовые инструменты. Как вы будете действовать? Какие методы очистки веществ вы знаете? И как убедиться, что полученные вещества действительно чистые? _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТАНЦИЯ №1 ОНЛАЙН
-
Посмотрите видео на платформе РЭШ, составьте схему:
Ссылка: https://clck.ru/3EHMTP
2. Ответь на вопросы.
- Какой состав имеют чистые вещества, смеси?
- Постоянны ли физичексий свойства для чистого вещества?
- Чем отличаются чистые вещества от смесей веществ?
3. Из приведенного перечня картинок определите чистые вещества, гомогенные и гетерогенные смеси (презентация).
Предложите способы разделения таких смесей:
4. Осуществите взаимопроверку по образцу, исправьте ошибки.
СТАНЦИЯ №2 ТВОРЧЕСКАЯ
Составьте синквейн по теме «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей».
Составляем дидактический синквейн:
1 строка – тема синквейна, состоящая из одного слова (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь;
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранной темы синквейна;
3 строка — три слова (глаголы или деепричастия), они описывают характерные действия темы.
4 строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка — одно слово, характеризующее суть темы синквейна
СТАНЦИЯ №3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Поведите эксперимент:
1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.
2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:
а) испытайте магнитом;
б) опустите в стакан с водой.
3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.
5. Сделайте вывод.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачу:
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ.
Ответь на вопросы:
-
Что нового я сегодня узнал на уроке? ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
-
Что вызвало интерес?__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
-
Какие трудности возникли во время изучения темы?________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Над чем еще нужно поработать, на что обратить внимание для устранения дефицитов___________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________