СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Галогены» 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Галогены, строение , свойства и применение"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Галогены» 9 класс»

Технологическая карта урока по теме «Галогены» 9 класс

Тема урока

"Галогены"

Тип урока

Изучение нового материала

Дата


Информационно-методическое
обеспечение (образовательные ресурсы)

Химия. 9 класс.

Цель

актуализировать знания о строении атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; 
закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов.

Задачи

Образовательные: - повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и применение  галогенов.

Развивающие: развить умение проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем.

Воспитательные: продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Формы и методы обучения

Методы : объяснительно - иллюстративный ,частично-поисковый.
Формы: фронтальная,.

Основные

понятия, термины

Галогены, фтор F, хлор Cl, бром Br, иод I, астат At.

Оборудование

схема «Соединения галогенов», проектор и компьютер, учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», рабочие тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ, карточки-задания.

Планируемые результаты

обучения

(УУД ранжирована)


 1. Предметные:

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

2. Личностные:

- умение формировать высказывания, суждения, делать предложения;

- развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы.

3. Метапредметные:

- умение анализировать информацию, делать выводы на основании своих наблюдений;

- формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос;

- перенесение информации с учебной и справочной литературы в опорную схему;

- владение способами самоконтроля и самооценки;

- умение работать в группе.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

УУД

1.Организационный момент.

(1 мин)

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника.

индивидуальная

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.


2. Актуализация знаний

(8 мин)

Даю задание (самостоятельную работу) по предыдущему параграфу, проверка домашнего задания.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу письменно, отвечают на вопросы учителя.


Индивидуальная работа.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.


3. Мотивация

(6 мин)


Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы».  Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов.  Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь.

Угадай элемент:

·         Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. 

·         Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им обеззараживают воду)  и при применении отбеливателя. 

·         Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.

·         Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества. Многие соединения обладают успокоительным действием.

·          Самый долгоживущий изотоп  имеет период полураспада всего 8,3 ч. 

– К какому семейству  относят названные вещества? 

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Ответы учащихся:

-(Фтор)

-(Хлор)

-(Йод)

-(Бром)



-(Астат)





-(Галогены.)

Фронтальный опрос

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;   

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ компонентов  с целью выделения особенностей;

4. Сообщение темы урока, цели, образовательные задачи.

(2 мин)


Итак, тема  урока сегодня «Галогены». Открываем тетради, пишем число, тему. Как вы думаете, какие задачи мы должны выполнить? Задачи сегодняшнего урока: -  Дать характеристику семейства галогенов по их  положению  в Периодической системе и строению атомов;    -Изучить состав и строение молекул, физические  и   химические свойства    галогенов; - Изучить биологическое значение галогенов и их применение.

Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются задачи урока.

Индивидуальная форма.

Коммуникативные: умения работать в группе,  с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы;

Личностные: мотивировать свои действия.


5.Изучение нового материала


(15 мин)

1. В  одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли? 
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
– Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов? 

Заполняем таблицу : «История открытия  галогенов». Приложение 1.

2. Заполняем таблицу: «Характеристика химического элемента по периодической  системе химических элементов Д.И. Менделеева.» Приложение 2.

3. Пользуясь учебником ответьте на вопросы:

1.Где в ПСХЭ расположены галогены?

2.Дайте характеристику элементов – галогенов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

3. Как изменяется активность галогенов от фтора к астату?

4.Охарактеризуйте галогены – простые вещества. Какие химические связи  существуют в галогенах – простых веществах.

4. «Физические свойства галогенов» (работа с таблицей учебника) Приложение 3.

– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?

Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение, записывают в тетрадь основные термины:

-Рождают соли при взаимодействии с металлами.


-С истории открытия химических элементов, положения в Периодической системе, строения атома, изменения свойств по группам и периодам, физических и химических свойств.


Заполняют таблицы в тетрадях.




Ответы учащихся:

С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор -газы, бром – жидкость, а йод – твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е.переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется


Коммуникативные:

умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

6.Закрепление нового материала


( 8 мин)

Выполняем задание всем классом, отвечая на вопросы по карточкам:


1. Вставьте пропущенные в словосочетаниях слова:

а) Элементы главной подгруппы 7 группы периодической системы называются….

б) До завершения внешнего энергетического уровня атомов галогенов необходимо…

в) Элемент, атом которого имеет электронную формулу 1S2, 2S22P6, 3S23P5, называется…

г) От атома фтора к атому астату увеличивается…., поэтому окислительные свойства их….

д) …. – твѐрдое кристаллическое вещество тѐмно-коричневого цвета, легко возгоняется с образо-ванием фиолетовых паров.

е) из двух галогенов (пункт «в» и пункт «д») более активным из неметаллов является….


а) F, Cl, Br, I называют галогенами (солеродами), так как….

б) Различием в строении атомов галогенов является…

в) Элемент, который имеет электронную формулу 5S25P5, называется…

г) С возрастанием заряда ядра атомов галогенов их неметаллические свойства…

д) …. – газ жѐлтого цвета, тяжелее воздуха, сильно ядовитый, в нѐм горит вода и кварц.

е) Из двух галогенов (пункт «в» и пункт «д») более сильным окислителем является…


Рассказываю про применение галогенов и их соединений.

«Природное соединение фтора-криолит Na3AlF6-применяется при получении алюминия. Соединения фтора используются в качестве добавок в зубные пасты для предотвращения заболеваний кариесом.

Хлор широко используется для получения соляной кислоты, в органическом синтезе при производстве пластмасс и синтетических волокон, каучуков, красителей, растворителей и др. Многие хлорсодержащие соединения используют для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Хлор и его соединения применяются для отбеливания льняных и хлопчатобумажных тканей, бумаги, обеззараживания питьевой воды. Правда, применение хлора для обеззараживания воды далеко не безопасно, для этих целей лучше использовать озон.

Простые вещества и соединения брома и иода используются в фармацевтической и химической промышленности.»


Слушаю учителя, отвечают на вопросы, угадывают о веществе, обосновывают своё мнение:

а) галогены

б) присоединить один электрон

в) хлор

г) радиус атома увеличивается, окислительные свойства ослабляются

д) йод

е) хлор



а) т. к. c металлами они образуют соли

б) число энергетических уровней в атомах

в) йод

г) ослабляются…

д) фтор

е) фтор…


Устные ответы

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

7. Домашнее задание

( 3 мин)


 Записываем домашнее задание

стр. 115, § 19, зад. 3, 4. Творческое задание: найти в интернете информацию о применении соляной кислоты, поваренной соли; подготовить доклад или презентацию.

Записывают задание в дневник.

индивидуальная


8.Подведение итогов, оценки, рефлексия.

(2 мин)

А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их?

-Что изучили на сегодняшнем уроке?

– А что вы еще хотели бы узнать о галогенах?

-Все молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня вы сможете посмотреть оценки за урок в электронном журнале. Всем спасибо, до свидания.

 

Ученики отвечают на вопросы учителя, слушают.

индивидуальная

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!