1.Организационный момент. (1 мин) | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника. | индивидуальная | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
3. Мотивация (6 мин) | Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов. Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь. Угадай элемент: · Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. · Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им обеззараживают воду) и при применении отбеливателя. · Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. · Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества. Многие соединения обладают успокоительным действием. · Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада всего 8,3 ч. – К какому семейству относят названные вещества? | Отвечают на поставленные вопросы учителя. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. Ответы учащихся: -(Фтор) -(Хлор) -(Йод) -(Бром) -(Астат) -(Галогены.) | Фронтальный опрос | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ компонентов с целью выделения особенностей; |
4. Сообщение темы урока, цели, образовательные задачи. (2 мин) | Итак, тема урока сегодня «Галогены». Открываем тетради, пишем число, тему. Как вы думаете, какие задачи мы должны выполнить? Задачи сегодняшнего урока: - Дать характеристику семейства галогенов по их положению в Периодической системе и строению атомов; -Изучить состав и строение молекул, физические и химические свойства галогенов; - Изучить биологическое значение галогенов и их применение. | Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются задачи урока. | Индивидуальная форма. | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; Личностные: мотивировать свои действия. |
5.Изучение нового материала (15 мин) | 1. В одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли? В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю). – Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов? Заполняем таблицу : «История открытия галогенов». Приложение 1. 2. Заполняем таблицу: «Характеристика химического элемента по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.» Приложение 2. 3. Пользуясь учебником ответьте на вопросы: 1.Где в ПСХЭ расположены галогены? 2.Дайте характеристику элементов – галогенов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. 3. Как изменяется активность галогенов от фтора к астату? 4.Охарактеризуйте галогены – простые вещества. Какие химические связи существуют в галогенах – простых веществах. 4. «Физические свойства галогенов» (работа с таблицей учебника) Приложение 3. – Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ? – Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения? | Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение, записывают в тетрадь основные термины: -Рождают соли при взаимодействии с металлами. -С истории открытия химических элементов, положения в Периодической системе, строения атома, изменения свойств по группам и периодам, физических и химических свойств. Заполняют таблицы в тетрадях. Ответы учащихся: С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор -газы, бром – жидкость, а йод – твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е.переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется | | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
6.Закрепление нового материала ( 8 мин) | Выполняем задание всем классом, отвечая на вопросы по карточкам: 1. Вставьте пропущенные в словосочетаниях слова: а) Элементы главной подгруппы 7 группы периодической системы называются…. б) До завершения внешнего энергетического уровня атомов галогенов необходимо… в) Элемент, атом которого имеет электронную формулу 1S2, 2S22P6, 3S23P5, называется… г) От атома фтора к атому астату увеличивается…., поэтому окислительные свойства их…. д) …. – твѐрдое кристаллическое вещество тѐмно-коричневого цвета, легко возгоняется с образо-ванием фиолетовых паров. е) из двух галогенов (пункт «в» и пункт «д») более активным из неметаллов является…. а) F, Cl, Br, I называют галогенами (солеродами), так как…. б) Различием в строении атомов галогенов является… в) Элемент, который имеет электронную формулу 5S25P5, называется… г) С возрастанием заряда ядра атомов галогенов их неметаллические свойства… д) …. – газ жѐлтого цвета, тяжелее воздуха, сильно ядовитый, в нѐм горит вода и кварц. е) Из двух галогенов (пункт «в» и пункт «д») более сильным окислителем является… Рассказываю про применение галогенов и их соединений. «Природное соединение фтора-криолит Na3AlF6-применяется при получении алюминия. Соединения фтора используются в качестве добавок в зубные пасты для предотвращения заболеваний кариесом. Хлор широко используется для получения соляной кислоты, в органическом синтезе при производстве пластмасс и синтетических волокон, каучуков, красителей, растворителей и др. Многие хлорсодержащие соединения используют для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Хлор и его соединения применяются для отбеливания льняных и хлопчатобумажных тканей, бумаги, обеззараживания питьевой воды. Правда, применение хлора для обеззараживания воды далеко не безопасно, для этих целей лучше использовать озон. Простые вещества и соединения брома и иода используются в фармацевтической и химической промышленности.» | Слушаю учителя, отвечают на вопросы, угадывают о веществе, обосновывают своё мнение: а) галогены б) присоединить один электрон в) хлор г) радиус атома увеличивается, окислительные свойства ослабляются д) йод е) хлор а) т. к. c металлами они образуют соли б) число энергетических уровней в атомах в) йод г) ослабляются… д) фтор е) фтор… | Устные ответы | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |
8.Подведение итогов, оценки, рефлексия. (2 мин) | А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их? -Что изучили на сегодняшнем уроке? – А что вы еще хотели бы узнать о галогенах? -Все молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня вы сможете посмотреть оценки за урок в электронном журнале. Всем спасибо, до свидания. | Ученики отвечают на вопросы учителя, слушают. | индивидуальная | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |