Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | - Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! -Спасибо. Садитесь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность, садятся на места. |
Актуализация Цель: активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | На доске запись: 11 21 31 - Кто может прочитать эти числа? - Что общего в этих числах? - Что значит двузначные? - А как называют числа, для записи которых используется 1 цифра? - Приведите примеры таких чисел. - Что показывает каждая цифра в записи чисел «11, 21, 31»? - Есть ли ещё сходство в этих числах? - А в чём различия? - Если нашли закономерность, по которой изменяется ряд чисел, можно ли его продолжить? - Запишите первые три числа и самостоятельно продолжите последовательность. - Давайте проверим, какие числа записали. - Все согласны? - Оцените свою работу на полях звездочкой одного из трёх цветов, где 1) зелёная звездочка – справился с заданием; 2) жёлтая звёздочка – допустил 1 – 2 ошибки; 3) красная звёздочка – много недочётов. | Один из учеников читает: - Одиннадцать, двадцать один, тридцать один. - Они двузначные. - Для записи чисел используют 2 цифры. - Однозначные числа. - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. - Первая цифра показывает разряд десятков, а вторая – разряд единиц. - Да, в каждом числе кол-во ед. = 1. - В кол-ве дес. В каждом последующем числе кол-во дес. увеличивается на 1. - Да. Делают запись: «11 21 31 41 51 61 71 81 91» Один из учащихся зачитывает свою последовательность чисел. Если есть несогласные, то мы заслушиваем их ответы. Оценивают свою работу на первом этапе. |
Определение темы урока Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | - Взглянем на наше первое число в последовательности. Это 11. Я могу представить его в виде суммы разрядных слагаемых? - Как это записать? - Напомните, что такое слагаемые? - Можно ли представить число 11 в виде суммы двух других слагаемых? - Приведите примеры. - Обратимся к учебнику с. 38. Прочитайте тему урока. - Какие слова в теме вам не понятны? Что такое слагаемые мы знаем. Только что повторили. Что у вас вызывает вопросы? - А как вы понимаете слово «группировка»? - Исходя из темы, что будут объединять? - А что-то в теме ещё вызывает неизвестность? - Скобки это новый математический знак, с которым мы сегодня должны познакомиться. - Так что же сегодня на уроке мы будем учиться делать? | - Да, можем. - 10 + 1 = 11 - Это компоненты при сложении. Числа, которые мы складываем. - Да. - 6 + 5, 7 + 4, 8 + 3, 9 + 2 … - «Группировка слагаемых. Скобки» - Что такое группировка? - Когда что-то группируют, делят на группы, объединяют. - Будут объединять слагаемые. - Зачем нужны скобки? - Мы должны научиться группировать слагаемые и выполнять действия в выражениях со скобками. |
Физминутка Цель: смена видов деятельности, снятие напряжения. | - Отдохнём, все встаём. Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. | Дети выполняют действия: - прыжки на месте на двух ногах; - прыжки на правой ноге; - прыжки на левой ноге. |
Постановка проблемы Цель: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Посмотрите на 1 задание. Кто перед нами? - Давайте узнаем, что случилось у Миши. - Какая трудность возникла у Миши? - Что можете предложить для решения проблемы? - К кому Миша обращался за помощью? - Давайте прочитаем, что же она предлагает. - Что советует Маша? - Давайте запишем то, как предлагает провести вычисления Маша. - Сколько солдатиков в 1 коробке? - А во 2? - Что записываем? - Но у нас ещё 3 коробка. Сколько в ней солдатиков? - Вторая запись будет выглядеть как? - Сколько цифр использовали для записи конечного результата? - Что это значит? - Сколько в этом числе дес.? - Подчеркните цифру разряда дес. красным карандашом. - Сколько в числе единиц? - Цифру разряда единиц подчеркните синим карандашом. - На следующий день Миша снова вернулся к своим солдатикам. Чего же он хотел, давайте прочитаем в задании №2 с. 39. - Что хочет изменить Миша? - Действительно, почему бы не попробовать. Вдруг солдатиков станет больше! Возможно такое? - Так давайте проверим и поможем Мише ответить на вопрос: «Получится ли другой ответ?» Поможет нам у доски … - Какие коробки складываем? - Что записываем? - Что делаем дальше? - Какой вывод делаем? - Оцените свою работу, свою помощь Мише и Маше на полях звёздочкой нужного цвета. | - Перед нами Миша. Один из учеников читает задание над картинкой. - Ему нужно узнать, сколько всего солдатиков в трёх коробках не пересчитывая каждого. Дети предлагают свои варианты решения. - К Маше. Один из детей читает продолжение задания. - Сложить солдатиков сначала в 1 и 2 коробках, а потом прибавить 3. Один из учеников делает запись на доске, все остальные в тетрадях: - 5. - 3. - 5 + 3 = 8 - 4. - 8 + 4 = 12 - Две. - Значит, что число 12 – двузначное. - 1 дес. Подчеркивают цифру 1. - 2 ед. Подчёркивают цифру 2. Один из учащихся читает задание. - Он хочет поменять порядок. Сложить коробки по-другому. - Нужно проверить. Один ученик выходит к доске. - Вторую и третью. - 3 + 4 = 7 - К результату прибавляем солдатиков первой коробки. 7 + 5 = 12 - Изменив порядок выполнения сложения, число солдатиков не изменилось. Рисуют звёздочки. |
Работа по теме урока Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | - Вернёмся к нашим записям. 5 + 3 = 8 8 + 4 = 12 | 3 + 4 = 7 7 + 5 = 12 | - Предлагаю их немного видоизменить. В наших коробках 5, 3 и 4 солдатиков. Записываем: 5 + 3 + 4. Только сначала мы сложили 1 и 2 коробки. Записываем: (5 + 3) + 4. За тем прибавили 3 коробку. Во втором случае мы сложили сначала 2 и 3 коробки. Запишем: 5 + (3 + 4). После прибавили уже 1 коробку. - Сравните записи: чем похожи и чем различаются? Какие новые знаки появились? - Может кто-то понял, для чего нужны скобки? - Скобки – это новый математический знак, который используется для обозначения последовательности выполнения действий. Что показывают скобки? - Давайте зачитаем правило в учебнике на с. 39: «Если в выражении одно из двух действий записано в скобках, то его выполняют в первую очередь» - Правильный вы сделали вывод? - Какой знак сравнения можно поставить между выражениями? | Выполняют записи за учителем в своих тетрадях. У детей записи: (5 + 3) + 4 5 + (3 + 4) - Появились скобки. Различаются положением скобок. Похожи выражения одинаковыми слагаемыми. Ответы детей. - Действие в скобках выполняется первым. Зачитываем правило. - Да, верно. - Знак равенства. (5 + 3) + 4 = 5 + (3 + 4) |
Гимнастика для глаз Цель: смена видов деятельности, снятие напряжения. | - Давайте дадим нашим глазам немного расслабиться. Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Повторяют движения глазами по тексту. |
Закрепление материала Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | - Перейдём к 3 заданию в учебнике. Посмотрите на условное обозначение. О чем оно нам говорит? - Верно. Откройте её. - Прочтите задание. - И так, используя первую схему, получаем вариант… - Ко второй схеме запишем выражение… - На очереди задание в тетради №2. Первую часть задания выполняем вместе, а вторую часть вы сделаете уже самостоятельно. Смотрим на 1 схему. Дополняем её. Что получается? - Переходим ко второй схеме. Записываем выражение… - Далее у вас дана схема, к которой вы должны сделать две математические записи и поставить между ними знак сравнения. - Если вы готовы, то поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и выполните взаимопроверку, используя при необходимости простой карандаш. - Оцените своего соседа звёздочкой нужного цвета рядом с выполненным заданием. - У кого в работе всё сошлось и не возникло трудностей. - А кто не согласен с соседом? - Давайте проверим, какие выражения должны были записать. - Всё верно. Что заметили? - У вас на столах лежат листочки. Возьмите их и переверните. Что вы видите? - Сразу ли её можно разукрасить? - Рассмотрите внимательно все математические записи на листочке и назовите те, которые подходят к теме нашего урока. - Обведите их простым карандашом. | - Значок говорит, что это задание будем выполнять в тетради на печатной основе на с. 55. Открывают тетради на нужной странице. Знакомятся с заданием. - В скобках сумма чисел 5 + 4, да ещё + 3. (5 + 4) + 3 - 5 + сумма чисел 4 и 3. 5 + (4 + 3) - (4 + 2) + 3 = 9 - 4 + (2 + 3) = 9 Выполняют задание самостоятельно. Выполняют взаимопроверку в парах. Оценивают работу друг друга. Поднимают руки. Поднимают руки. - 4 + (2 + 3) = (4 + 2) + 3 - Получились те же математические записи, просто схема выглядела по-другому. - Раскраска – собака. - Нет, нужно сначала произвести вычисления. Рассматривают записи. Называют: (3 + 0) +1, (0 + 2) + 0, 1 + (1 + 2), 0 + (0 + 2), (3 + 1) + 1 Обводят математически записи. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель сегодня перед собой ставили? -Достигли мы этой цели? - Научились выполнять действия при группировке слагаемых? - Для чего нужны скобки? | - Группировка слагаемых. - Научиться группировать слагаемые и узнать, для чего нужен знак «скобки». Дети делают выводу по результатам достижения цели урока. - Да. - Они показывают, какое действие выполняется первым. |
Рефлексия Цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | - На обратной стороне своей раскраски нарисуйте, пожалуйста, смайлик одного из цветов, который символизирует вашу работу на уроке: Зеленый смайлик - освоил тему; Желтый смайлик - освоил тему частично, есть затруднения; Красный смайлик - не освоил тему, ничего не понятно, остались вопросы. - Поднимите ваши смайлики вверх, я ими полюбуюсь. - Спасибо за работу и ваши ответы. Примечание: если время на уроке осталось, то дети могут разукрашивать рисунок, если нет, то раскраску можно забрать с собой. | Выбирают карандаш нужного цвета и рисуют смайлик. Поднимают листочки вверх смайликами вперёд. |