Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ дата
Преподаватель | Пашинова Л.Н. |
Учебная дисциплина\МДК | Физика |
Группа | 211 |
Профессия | 35.01.23 |
Раздел дисциплины\МДК | Механика |
Тема изучения | Механика |
Тема занятия | Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса |
Номер учебного занятия по КТП | 2/18 |
Вид занятия | Лабораторное занятие |
Цель занятия: образовательная | научить студентов измерять ускорение, рассчитывать силу, пользуясь вторым законом Ньютона. |
развивающая | содействовать развитию логического мышления, интуиции, пространственного воображения, волевых качеств личности студентов. |
воспитательная | обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать убеждённости студентов в том, что конкретные научные знания позволяют лучше освоить профессиональные знания; понять окружающий мир, расширяют кругозор, вносят разъяснения в определённые жизненные ситуации. |
Образовательные результаты |
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | Личностные | Предметные | Метапредметные |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | | Продолжить формирование умений самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач. | Знать/понимать смысл понятий «равноускоренное движение», « взаимодействие»; Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение». Знать смысл второго закона Ньютона. Уметь применять второй закон Ньютона для объяснения механических явлений и процессов в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. | Личностные УУД: умение управлять свое познавательной деятельностью; положительное отношение к труду, целеустремлённость, профессиональное самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, формирование умения планировать свою деятельность, прогнозирование результата; контроль и коррекция результата работы; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; умение учитывать позиции других людей; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: выделение и формулирование учебной цели; поиск и выделение, выбор информации; структурирование знания; построение речевого высказывания; использование знаково - символической записи математического или физического понятия; овладение логическими приёмами. |
Организация образовательной среды |
Педагогические технологии | Методы обучения | Образовательные ресурсы | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы |
Элементы технологии сотрудничества. | комплексного применения знаний и умений (лабораторное исследование). | Учебник: 1.Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования/ В.Ф.Дмитриева Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, линейка, весы с разновесами, металлический цилиндр, секундомер. | Математика | Фронтальная и индивидуальная |
Структурная часть урока | Цели | Методы | Форма обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | ПК ОК |
I.Организационный момент | Целевая установка урока | Словесный | Групповая | 1. Приветствует студентов 2. Выявляет отсутствующих студентов. 3. Проверяет готовность группы к уроку | 1. Приветствуют. 2.Дежурный докладывает об отсутствующих 2. Демонстрируют свою готовность к уроку. | ОК1 |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Сформировать мыслительную деятельность и проверить знания | Словесный, наглядно - демонстрационный | Индивидуальная, фронтальная | Уточняет тематические рамки. Обращает внимание на шаблоны оформления лабораторной работы. Сообщение целей и плана урока: научиться определять силу, сообщающую телу ускорение. Плана урока: 1.Изучение шаблона оформления ЛР и техники безопасности. 2.Оформление Л.Р. 3.Проведение эксперимента, обработка результатов. 4. Обсуждение результатов работы | Слушают, делают мысленные выводы, выделение существенной информации из слов преподавателя. | ОК4 ОК5 ОК2 |
III. Актуализация знаний | Познакомить обучающихся с новым материалом. | Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный | Индивидуальная, групповая | Организует погружение в проблему. Конкретизирует проблемный вопрос. «Как измерить ускорение?» Фиксация затруднения. | Пытаются дать ответ на проблемный вопрос известными способами. Проблемы, решаемые студентами: 1)Планировать учебное действие при выполнении заданий. 2)Освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. 3)Взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности. | ОК3 ОК5 |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | Организовать самостоятельную работу. | Наглядный. | Групповая | Организует работу в группах для проведения учебного исследования. | Выполняют эксперимент, записывают, рассчитывают, делают выводы. | ОК5 |
V.Первичное закрепление знаний. | Закрепить полученные знания и умения в ходе устного опроса. | Объяснительно- иллюстративный | Индивидуальная | Организует работу по решению контрольных вопросов. Организует защиту лаб. опыта по шаблону. Подводит студентов к формулированию темы урока, цели урока. Шаблон для защиты | Ответить на вопросы:1.Сформулируйте 2 закон Ньютона. 2.Запишите формулу для расчета перемещения тела при равноускоренном прямолинейном движении. 3.Почему при проведении эксперимента получается разное время при одинаковом пройденном перемещении? | ОК3 ОК4 ОК5 |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Инструктировать выполнение домашнего задания | Словесный | Групповая | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. | | ОК4 |
VII. Подведение итогов. Рефлексия | Подведение итогов урока | Словесная | Групповая | Организует работу на этапе рефлексии Обращает внимание на листы продвижения по теме. | Оценки деятельности Мне показалось интересным..; Заставило задуматься…; Возникли трудности при… | ОК6 |
Приложение №1
Лабораторная работа №1
«Исследование движения тела под действием постоянной силы»
Цель работы: научиться определять силу, сообщающую телу ускорение.
Оснащение работы:
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, линейка, весы с разновесами, металлический цилинд, секундомер.
Литература: 1.Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования/ В.Ф.Дмитриева
Ход работы:
Уравновесьте весы и определите массу шарика m.
Укрепите желоб при помощи штатива наклонно.
Отметьте на желобе мелом начало движения шарика.
Произвольно расположите на желобе металлический цилиндр.
Расположите шарик на желобе и отпустите.
При помощи секундомера заметьте время t, за которое шарик пройдет путь S до металлического цилиндра.
Опыт повторите несколько раз.
Т.к. υ0 =0, то S = а · t2 /2, отсюда ускорение равно: а = 2· S/ t2
Результаты измерений и вычислений записать в таблицу:
№ опыта | Путь S (м) | Время t (с) | Ускорение а (м/с2) | аср (м/с2) |
1 | | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Рассчитайте среднее значение ускорения по формуле: (а1 + а2 … + а5) : 5
По формуле 2 закона Ньютона F = m · aср рассчитайте силу, сообщившую шарику ускорение.
Контрольные вопросы:
Сформулируйте 2 закон Ньютона.
Запишите формулу для расчета перемещения тела при равноускоренном прямолинейном движении.
Назовите силы, действующие на шарик при его движении по желобу.