СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Качественные имена прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний по теме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Качественные имена прилагательные"»

Класс: 6

Тема урока: «Качественные имена прилагательные»

Тип урока: урок « открытия» новых знаний

УМК: Ладыженская Т.А.

Учитель: Махно Ольга Николаевна.

Технологическая карта урока.

Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные: познакомиться с признаками качественных имен прилагательных: учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.

Задачи:

  • обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

  • развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

  • воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Основные понятия: разряд прилагательных, признаки качественных прилагательных.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.

Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель.

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала


Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку ….

(Дети хором произносят «пять»).

- Откройте тетради и запишите: Восемнадцатое января.

Классная работа.

Слушают приветствие учителя, вступают в диалог.

Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. Делают запись в тетрадь.

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II. Мобилизующий этап

Цель.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

На доске написаны слова (Слайд №1)

т...рпеливый, орд..н, арт..стичный, г...н...рал, л...нивая, агр...ссивный, н...рмальный, т…инственный, м...ляр


Прочитайте слова вслух. Выделите группу слов, в которых имеется большее количество общих признаков. Назовите эти слова. Обоснуйте свой ответ.

Расскажите о написании этих слов, выделите в них орфограмму.

ПРОВЕРКА!(Слайд №2)

1 столбик

Орден

Генерал

маляр

- Проверьте!






Назовите слова второй группы и их общие признаки.

Запишите имена прилагательные во второй столбик. Расскажите об их написании.

ПРОВЕРКА!(Слайд №2)

2 столбик

Терпеливый,

арти­стичный,

ленивая,

агрессивный,

нормальный,

таинственный

- Проверьте!



Строят свои доказательства, опираясь на знания предыдущих уроков. Отвечают на вопросы.








Можно выделишь слова орден, генерал, маляр. Это имена существительные с непроверяемой безударной гласной в корне. В них одинаковый состав: в каждом есть корень и нулевое окончание. Все согласные в этих словах звонкие.

Ко второй группе относятся слова: терпеливый, арти­стичный, ленивая, агрессивный, нормальный, таинственный. Это имена прилагательные. В каждом имеется проверяемая безударная гласная в корне

Знать грамматические признаки имени прилагательного, уметь строить речевое высказывание.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

III. Актуализация знаний учащихся

Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Расскажите изученный материал об именах прилагательных по плану (Слайд №3):

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Как изменяются имена прилагательные?

  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

  4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?


- Кроме названных вами грамматических признаков, имена прилагательные имеют еще один. По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

- Еще раз внимательно прочитайте записанные во второй столбик имена прилагательные. Скажите, какой именно признак предмета они обозначают. Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Слайд №4).


Тема появляется на слайде.



- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске (Слайд №4).

  1. Узнать...;

  2. познакомиться с признаками ...;

  3. учиться находить ....


Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Делают выводы.






Приходят к пониманию понятия «качественные» имена прилагательные.



Имена прилагательные обозначают качество предмета. Значит, тема сегодняшнего урока — «Качественные при­лагательные».

Записывают тему урока в тетради.


Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные; познакомиться с признаками качественных имен прилагательных; учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.


Знать признаки предмета. Уметь образовывать краткую форму, подбирать антонимы, образовывать степени сравнения.

Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р: осознают недостаточность своих знаний;

К: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

IV. Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения.

Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике стр.16 прочитайте.

-Какая новая информация там содержится?

-Чему вы должны научиться на уроке?


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Уметь понять прочитанную информацию

П: извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, систематизируют знания.

К: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

V. Практическая деятельность.

Цель: создать условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.



У каждого на столе карточка, которую нужно доработать после прочтения стр.16.

Карточка.

Признаки качественных прилагательных

  • Образуют________ _________;

  • Образуют _______ _________;

  • Сочетаются с _______ __________ _____ ________;

  • Образуют ________ _________;

  • Образуют __________с_______ не;


- Разряд имени прилагательного можно узнать по определенным признакам. Признаки качественных имен прилагательных даны в таблице.

Признаки качественных прилагательных (Слайд №5):

  • Образуют степени сравнения;

  • Образуют краткую форму;

  • Сочетаются с наречиями, очень, слишком, чрезвычайно;

  • Образуют сложные прилагательные путем повтора;

  • Образуют прилагательные с не

- Проверьте, присущи ли записанным вами именам прилагательным данные признаки. Сделайте вывод по каждому слову.

1 группа :

терпеливый,

арти­стичный,

2 группа :

ленивая,

агрессивный,

3 группа :

нормальный,

таинственный









Физминутка (Слайд №6):

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- Теперь давайте вернемся к первому признаку качественных имен прилагательных. Назовите его.


Что показывает в прилагательном степень сравнения?

Учитель. Скажите, какой признак обозначают качествен­ные прилагательные.


А теперь обобщите наши рассуждения. Скажите, что обозначают качественные прилагательные, и назовите их основные признаки.

Еще раз расскажите все, что вы узнали о качественных прилагательных. Приведите спои примеры. Ответы обоснуйте.


Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.





Сравнивают свои записи.








Прилагательное терпеливый образует степень сравне­ния: более терпеливый, самый терпеливый. Образует краткую форму: терпелив. Сочетается с наречиями очень, слишком, чрезвычайно: очень терпеливый, слишком терпеливый, чрезвычайно терпеливый. Образует сложное прилагательное с приставкой не-: нетерпеливый. Значит, прилагательное терпеливыйкачественное.

1 группа :

терпеливый,

арти­стичный,

2 группа :

ленивая,

агрессивный,

3 группа :

нормальный,

таинственный







Качественные имена прилагательные образуют степени сравнения.

Степень сравнения показывает, что признак предмета, который обозначает имя прилагательное, может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.


Уметь работать в группа.

К: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.


Поэтическая страничка (Слайд №7)

- Выразительно прочитайте стихотворение.

- О каком свойстве растения говорится в тексте?

- О его привязчивости.

Привязчивый. Разберите слово по составу.

- Серьёзно или с юмором говорит об этом автор?

- Найдите примеры олицетворений в тексте.

Репей.

Средь широких и диких степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или заячью грудь

И отважно оправится в путь.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Уметь выразительно читать текст, находить олицетворение, разбирать слово по составу.


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Самостоятельная работа по выбору, индивидуальная (Слайд №8).

- Выпишите из стихотворения качественные имена прилагательные, разберите их по составу.

- С качественным прилагательным прекрасный составьте простое распространённое предложение.

Определить, каким членом предложения является слово прекрасный.


Выполняют разные по сложности упражнения. Индивидуальная работа.

Широких, диких одинокий,

прекрасные.


Уметь применять знания на практике.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VIII. Включение в систему знаний и повторений.

Цель: Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание


Игра «Найди лишнего» (Слайд №9).

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным, топнуть ногами, если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.


Слайд № 10

«Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных к предложенным существительным.

1 –я группа: трава;

2-я группа: горы;

3-я группа: снег.

Принимают участие в обучающей игре.














Зелёная, сочная, влажная, колючая, вкусная, редкая, тяжёлая.

Горы высокие, крутые, недоступные, белые, синие, темные, суровые.

Снег пушистый, легкий, первый, мягкий, жесткий, белый

Уметь опознавать качественные прилагательные, подбирать качественные имена прилагательные к существительным

Р: оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений, как интегрированных сложных действий

IX. Рефлексия

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

- С какими грамматическими признаками имен прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?

- На какие разряды делятся прилагательные?

- Расскажите все, что вы узнали о качественных прилагательных.

Выбери для себя смайлик.


Отвечают на вопросы, оценивают свои достижения (подчитывают медали- 1м -1балл).

Мы познакомились с разрядами имен прилагательных по их значению и форме.

Прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

Уметь обобщать полученные на уроке ЗУН

Регулятивные: оценивают свои достижения.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

X. Домашнее задание

Задание №1.Напишите небольшой текст на тему «Репей-путешественник». Употребите в нем качественные прилагательные.

Задание №2.Упр.258 (учебник).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!