Технологическая карта урока
Предмет – химия
Учитель : Шипилова В.М.
Класс- 9
Базовый учебник __ Кузнецова Н. Е. Химия: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н.Н. Гара и др. –М.: Вентана –Граф, 2012.
Тема урока: Кислоты как электролиты
Цель урока: учащиеся приобретают знания о кислотах в свете теории электролитической диссоциации
Задачи урока: 1. Образовательные:
- раскрыть понятие о кислотах в свете ТЭД;
- обеспечить изучение общих свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации;
- продолжить формирование знаний учащихся о ряде напряжения металлов.
-продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот;
- совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами;
2. развивающие:
- развивать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи
- развивать умение обобщать и делать выводы на основе эксперимента;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки
- создание условий для развития у учащихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
3. воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; работать в группе;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и выполнении химического эксперимента
- способствовать формированию умений управлять собой, своим поведением
Критерии достижения цели урока: ученик должен-
ЗНАТЬ:
- определение кислот как электролитов
- общие химические свойства кислот
УМЕТЬ:
- писать ионные уравнения (полные и сокращенные)
- наблюдать и делать выводы на основе эксперимента
- делать опыты с соблюдением правил техники безопасности
ВЛАДЕТЬ:
- навыками работы с таблицей растворимости
- навыками работы с рядом напряжения металлов
Тип урока: урок изучения нового материала (урок «открытия» нового знания)
Методы обучения: активные методы обучения-
- лабораторная работа в сочетании с беседой;
- работа в группах
Необходимое оборудование:__штативы с пробирками, шпатель, спиртовка, спички, зажим для пробирок, инструктивные карточки с заданиями.
Реактивы: гранулы цинка, магниевая лента, железные опилки, медь, оксид магния (крист.), оксид алюминия, оксид меди, хлорид бария (раствор), карбонат натрия (раствор), серная кислота (1:10), гидроксид натрия, сульфат меди (раствор), растворы индикаторов: метиловый оранжевый, лакмус.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный этап- самоопределение к деятельности Время: 1-2 мин | Приветствует класс, отметка в журнале об отсутствующих учениках | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Этап актуализации знаний Время: 5- 8 мин | 1. Фронтальный устный опрос класса: - что такое электролитическая диссоциация - какие вещества называются электролитами, неэлектролитами - на какие группы можно разделить электролиты по степени диссоциации, приведите примеры. 2. Предлагает выполнить задание: выбрать формулы кислот из предложенного списка веществ, дать им названия, написать уравнения их диссоциации | 1. Устная фронтальная работа- ответы на вопросы учителя 2. Выбирают формулы кислот из предложенного ряда веществ (ряд: KOH, Al(OH)3, HCl, Na2O, СuS, H2SO4, Ba(NO3)2, HNO3; Называют кислоты, записывают уравнения диссоциации | Познавательные: рефлексивные УУД; знаково-символические действия; логические УУД; анализ объектов с целью выделения признаков. регулятивные (осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). коммуникативные (владение диалогической формой речи), |
3 | Мотивация и целеполагание (формулировка цели урока с помощью учеников) Время: 3-4 мин | Представление ученикам интересных фактов о кислотах: 1. Это вещество есть у каждой хозяйки на кухне. С его помощью «гасят» соду или делают вкус некоторых блюд более острым 2. Это вещество обладает великолепными вкусовыми свойствами, а также используется в парфюмерной и косметической промышленности. Максимальное ее количество содержится в лимонах 3. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников - О каких веществах идет речь в каждом эпизоде? -Как вы думаете, какой класс неорганических веществ мы сегодня будем изучать? Определите цель нашего урока (на доске или на слайде ключевые слова: Что? Какие? Как будем изучать?) - на ваших столах вы видите оборудование и реактивы, как вы думаете, для чего они поставлены? Записывает на доске тему урока, сформулированную учениками | Восприятие информации учителя, понимание того, о каких веществах идет рассказ. Ответы на вопросы: -в каждом эпизоде речь идет о кислоте (называют ответы) 1-й факт- уксусная кислота, 2-й факт- лимонная кислота 3-й факт- муравьиная кислота ( дополняют друг друга) Значит, будем изучать класс кислот - оборудование и реактивы необходимы нам для проведения эксперимента -эксперимент поможет доказать свойства кислот Формулируют тему и цель урока с помощью всего класса и учителя, записывают ее в тетради. | познавательные (осознанное построение речевого высказывания при формулировке познавательной цели) коммуникативные (способность воспринимать точку зрения товарища и вести диалог, умение точно выразить свои мысли) Регулятивные: целеполагание, планирование. |
4 | Этап «открытия» новых знаний Время: 15 мин | Давайте вспомним теоретические вопросы из курса 8 класса: - какие вещества называются кислотами -какие бывают кислоты по основности и характеру кислотного остатка, приведите примеры - вспомните, с какими веществами реагируют кислоты? Направляет ход построения плана исследования свойств кислот: доказать свойства кислот можно экспериментальным путем. Я предлагаю вам разделиться для этого на 4 группы (делит класс на 4 группы (примерно по 6 человек в каждой). 1-я группа будет изучать взаимодействие серной кислоты с разными металлами, 2-я- с оксидами металлов, 3-я- с растворимыми и нерастворимыми гидроксидами 4-я- взаимодействие серной кислоты с солями и действие индикаторов на раствор кислоты Напоминает ученикам о технике безопасности при проведении эксперимента, работе со спиртовкой, аккуратности и внимательности. Раздает инструктивные карточки по проведению эксперимента и записи уравнений реакций. Контролирует выполнение эксперимента. Обращает внимание на условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца. Корректирует ответы учащихся. Беседа: какой катион образуется при диссоциации кислот, дайте определение кислотам с точки зрения ТЭД | Отвечают на вопросы учителя: дают определение кислотам, классифицируют их: - по основности (одно-, двух-и трехосновные)- приводят примеры кислот - по характеру кислотного остатка (бескислородные и кислородосодержащие)- приводят примеры кислот выдвигают предположения- с чем могут взаимодействовать кислоты: с металлами, оксидами, гидроксидами, солями. Делятся на 4 группы по 6 человек. Каждая группа проводит эксперимент согласно инструктивной карточке, проводит обсуждение, делает выводы и записывает уравнения проведенных реакций в свете ТЭД. 1-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с магнием, цинком, железом и медью. 2-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с оксидом магния, оксидом алюминия, оксидом меди (II)- при нагревании 3-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия и свежеполученным гидроксидом меди (II) 4-я группа: изучает взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, карбонатом натрия; изменение окраски индикаторов- метилового оранжевого и лакмуса По окончании эксперимента ученики каждой группы записывают уравнения проведенных реакций в свете ТЭД на доске (все остальные записывают уравнения в тетради, вносят коррективы, если есть ошибки) Отвечают на вопросы учителя: При диссоциации кислот образуется катион водорода. Дают определение кислотам с точки зрения ТЭД: кислоты- это электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка. | Познавательные (проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку) Регулятивные (планирование и прогнозирование результата, умение описывать свойства кислот на основе проведенного эксперимента). Самоконтроль при написании сокращенных ионных уравнений. Коммуникативные (обмен знаниями для принятия эффективных решений в группе, умение вести полилог, способность воспринимать точку зрения товарища) Личностные (проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы) |
5 | Первичное закрепление нового материала Время: 4-5 мин | Предлагает подчеркнуть во всех ионных уравнениях катион водорода, который обуславливает свойства кислот и сделать вывод: чем обусловлены общие свойства кислот? Какие выводы можно сделать на основании проведенных реакций: - сформулируйте общие свойства кислот как электролитов -какие признаки позволили сделать вывод, что реакции действительно прошли до конца? | Делают вывод об общих свойствах кислот как электролитов: -взаимодействие с металлами, стоящими в ряду напряжения до Н при обычных условиях, - взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, - с гидроксидами, - с солями, -изменение окраски индикаторов. Обращают внимание на признаки протекания химических реакций (выделение газа, выпадение осадка, образование воды в ходе реакции, изменение окраски индикатора). Указывают на условия протекания реакций (нагревание). | Регулятивные (умение анализировать, выдвигать предположения, обобщать, делать выводы) Познавательные: владение химическим языком. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, пользуясь химическим языком. |
6 | Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону- 2-5 мин | Предлагает ученикам проверить, как они усвоили материал урока. Задание: из предложенных веществ выписать формулы тех веществ, с которыми будет реагировать соляная кислота. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция: Предлагает каждому ученику оценить себя, исходя из пяти правильных ответов: 5 верных ответов- оценка «5», 4 верных ответа- оценка «4» и т.д. | Делают выбор и записывают формулы веществ, с которыми реагирует соляная кислота (перечень веществ записан на доске: оксид серы (IV), Ba, HNO3, АgNO3, CaCO3, Н2S, CaO, P2O5, КОН Проверка правильности выполненного задания с его обсуждением и коррекцией ошибок. Самооценка по предложенной шкале (проверяют по эталону- на слайде или на закрытой доске правильные ответы- Ba, АgNO3, CaCO3, ,CaO, КОН.). | Регулятивные (самооценка и коррекция собственных действий, осознание качества усвоения материала). Коммуникативные (умение участвовать в совместном обсуждении задания) Личностные (самоопределение) |
7 | Рефлексия Время: 1-2 мин | Подведение итогов урока, вопросы классу: 1. удалось ли нам достичь цели урока? 2. в чем вы испытывали затруднение? 3. какие трудности не удалось преодолеть и над чем еще необходимо работать? | Свободные ответы учащихся: с помощью эксперимента доказали химические свойства кислот как электролитов, продолжили работать с таблицей растворимости и рядом напряжения металлов, формулируют выводы о собственных затруднениях | Регулятивные (оценка, самооценка, умение делать выводы) личностные (смыслообразование) коммуникативные (умение точно выражать свои мысли, позитивно относиться к процессу общения, владеть правильной монологической речью) |
8 | Информация о домашнем задании Время: 1 мин | Запись на доске домашнего задания, инструктаж по его выполнению: 1. § 9 2. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций из самостоятельной работы Благодарит учеников за работу на уроке. | Запись в тетради домашнего задания | Регулятивные (мобилизация сил) Личностные (самоопределение) |
Приложение к уроку
Инструктивная карточка к уроку по теме: «Кислоты как электролиты»
Цель: изучение химических свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации
Оборудование и реактивы: штативы с пробирками, гранулы цинка, магниевая лента, железные опилки, медь, оксид магния (крист.), оксид алюминия, оксид меди, хлорид бария (раствор), карбонат натрия (раствор), серная кислота (1:10), гидроксид натрия, сульфат меди (раствор), растворы индикаторов: метиловый оранжевый, лакмус; шпатель, спиртовка, спички, зажим для пробирок, инструктивные карточки с заданиями.
Ход работы:
Опыт 1: Взаимодействие кислот с металлами разной активности
-
Возьмите 4 пробирки: в одну положите гранулу цинка, во 2-ю- кусочек магниевой ленты, в 3-ю- насыпьте с помощью шпателя немного железных опилок, в 4-ю поместите кусочек медной проволоки.
-
В каждую пробирку прилейте примерно по 2-2,5 мл разбавленной серной кислоты.
-
Пронаблюдайте за реакциями, протекающими в пробирках, сделайте выводы о скорости протекания реакции в зависимости от активности металла.
-
Запишите уравнения протекающих реакций.
Опыт 2: Взаимодействие кислот с оксидами.
-
Возьмите 3 пробирки: поместите с помощью шпателя в 1-ю- немного оксида магния, во 2-ю- оксид алюминия, в 3-ю- оксид меди.
-
В каждую пробирку прилейте примерно по 2-2,5 мл разбавленной серной кислоты.
-
Пронаблюдайте за реакциями, протекающими в пробирках.
-
Закрепите пробирку с оксидом меди в зажиме для пробирок. Нагрейте осторожно пробирку над спиртовкой (в верхней части пламени), соблюдая правила ТБ при нагревании веществ. Наблюдайте за изменениями, происходящими в пробирке. По окончании опыта погасите спиртовку. Аккуратно снимите зажим и поставьте пробирку в штатив.
-
Сделайте выводы о скорости протекания реакций в зависимости от характера оксида металла и активности металла, входящего в его состав.
-
Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 3: Взаимодействие кислот с растворимыми и нерастворимыми основаниями.
-
Возьмите 2 пробирки: в первую налейте примерно 1,5 мл гидроксида натрия и прилейте столько же разбавленной серной кислоты.
-
Во второй пробирке необходимо получить нерастворимый гидроксид меди (II). Для этого в пробирку налейте 2 мл сульфата меди и прилейте к нему 1,5 мл гидроксида натрия. Наблюдайте выпадение осадка синего цвета.
-
К свежеприготовленному осадку гидроксида меди (II) прилейте 2 мл разбавленной серной кислоты.
-
Пронаблюдайте за признаками протекающей реакции, сделайте выводы.
-
Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 4: Взаимодействие кислот с солями и изменение окраски индикатора в кислой среде.
-
Возьмите 2 пробирки: в 1-ю налейте 2 мл раствора хлорида бария, во 2-ю- 2 мл раствора карбоната натрия.
-
В каждую пробирку прилейте примерно столько же разбавленной серной кислоты.
-
Пронаблюдайте за признаками протекающих реакций, сделайте выводы.
-
Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
-
В две пробирки налейте по 1,5 мл серной кислоты.
-
В 1-ю капните несколько капель лакмуса, во 2-ю- метилового оранжевого.
-
Пронаблюдайте за изменением окраски индикаторов.
-
Запишите в тетради уравнение диссоциации серной кислоты в две стадии.
-
Запишите изменение окраски каждого индикатора в кислой среде.
-
В случае возникновения нестандартной ситуации обратитесь за помощью к учителю.
-
По окончании всех опытов приведите в порядок рабочее место, вымойте руки.