БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Форма организации учебной деятельности: беседа с постановкой проблемы урока с использованием интересных фактов и демонстрацией примеров. Объявляется тема урока: Тема нашего урока «Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертеж кухни в масштабе 1:20» Цель: подготовить к осознанному восприятию темы, активизация внимания и организация работы класса |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых инструментов и материалов. Проводится беседа с обучающимися о том, как они понимают слово «дом». Объясняется значение понятия «планировка» и «интерьер». Обсуждается, чем различаются некоторые виды стилей оформления интерьера. - Предлагает назвать профессии, необходимые для создания интерьера и планировки. Демонстрирует видеоматериалы или иллюстрации. Какой для вас должна быть кухня? Хотели бы вы научиться правильному подбору мебели для кухни столовой с учётом размеров своей кухни и в соответствии с требованиями? | - Объяснение того, как они понимают понятие «дом». Какая планировка кухни дома у ребят. Какую планировку они считают более удобной - Называют профессии дизайнер, архитектор. - Рассматривают образцы планировка и стилей оформления интерьера. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания, дополняют высказывания одноклассников. Принимают учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и или самостоятельно) необходимые действия, операции. Выражают в словесной форме образный смысл или замысел идеи. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Формы организации учебной деятельности: беседа, учебные задания: Актуализация знаний проводится через вопросы о базовых санитарных нормах на кухне, чтобы определить уровень знаний учащихся. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Подвести обучающихся к определению направления работы на уроке. Озвучить цель и задачи урока. Читает: Обыден быт, обеден стол, Сутулый стул, усталый пол, Оконный свет – изгиб луча В баллистике паралича. Графина туз, мышиный лаз, Медовый вкус и медный таз. Дверной засов, часов мишень, И мешанины светотень. Храм кухонный: хромой буфет, В хрустальной вазочке – букет, В сухарнице полно конфет И никого в квартире нет. Задание №1 обучающимся: - Предположить о какой части жилого помещения идет речь в данном стихотворении? Исходя из темы нашего урока, мы познакомимся с понятием интерьер, узнаем значение понятие планировка. Познакомимся с вариантами планировки кухни. И для этого мы с вами перенесёмся во времена старины далёкой, а именно с историей развития интерьера, что бы в конечном результате мы могли, применив бумагу, клей и чертёжные инструменты, выполнить планировку кухни соответственно с требованиями, предъявляемые к ней (работа с учебником и тетрадью). -Кухня — это главная комната хозяйки. Здесь вся семья собирается за одним столом. Как же сделать ее красивой, удобной, уютной, комфортабельной? - Какие санитарные нормы нужно соблюдать на кухне? Вопрос для обучающихся: Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне? 1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. 2.Ежедневно проводить уборку помещения. 3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование. 4.Своевременно выбрасывать мусор. 5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами. 6.Ежедневно менять кухонные полотенца. 7.Часто менять губки для мытья посуды. | Слушают стихотворение, вникают в текст. Обмениваются мнениями с одноклассниками. Высказывают предположение по какой теме будет проходить урок. Предполагаемые ответы на: Задание №1 1. Кухня; 2. Столовая. 3.Кухня- столовая. - Отвечают на вопросы. - Формулируют тему урока -
Ответы учащихся -
Сравнивают свои ответы с плакатом «Требования к кухне». |
Этап 1.3. Целеполагание |
Ты познакомишься с основными вариантами планировки кухни, особенностями интерьера кухни, с правилами расстановки мебели и бытовых приборов. Ты узнаешь санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, научишься выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Подводит обучающихся к формулированию цели урока на основе проблемной ситуации и вопросов. Помогает конкретизировать цель, разбивая ее на задачи: Узнать об основных вариантах планирования кухни. Изучить санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Ознакомиться с особенностями интерьера кухни, с правилами расстановки мебели и бытовых приборов. Научиться выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20. Формулирует ожидаемые результаты: "К концу урока вы сможете…" | Участвуют в формулировании цели урока. Предлагают свои задачи для достижения цели. Записывают цель и задачи урока в тетрадь. |
БЛОК 2. Открытие нового знания |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
В основной части урока, с использованием презентации, учащимся объясняются ключевые санитарные требования: чистота поверхностей, правильное хранение продуктов, уход за оборудованием и личная гигиена. Учитель приводит примеры из реальной жизни для иллюстрации каждого аспекта. Практическая работа заключается в создании чертежа кухни в масштабе 1:20. Учитель разъясняет, как выбрать масштаб и обозначить основные элементы. Ученики самостоятельно работают над чертежами, а учитель оказывает необходимую поддержку. Ссылка на презентацию №1: https://disk.yandex.ru/i/2jCPUx_qj25nqA Ссылка на презентацию №2: https://disk.yandex.ru/i/sHq_XbT-KfRHzg |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Знакомство с историей создания кухни. Раскрытие новой темы. Проводит беседу об истории кухонь. В раскрытие темы объясняет новый материал. Кулинария - это искусство приготовления пищи. Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария». - Какие профессии связаны с кулинарией? (Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач). О планировке, как о разделении пространства на отдельные части, имеющие разное назначение. Осуществляет промежуточный контроль полученных знаний. Демонстрация презентации №1 «Виды планировки кухни»: https://disk.yandex.ru/i/2jCPUx_qj25nqA Вопрос №3: Что означает понятие «планировка» кухни? Что бы лучше понять, по какому принципу необходимо выполнять планировку кухню с учётом пропорций и размеров помещения, необходимо вспомнить возможное необходимое оснащение и характеристику цвета. Почему? Рассмотрим варианты планировки - линейная кухня; - угловая кухня; - параллельная кухня. - П – образная кухня Зрительные иллюзии: пользуясь ими, дизайнер «строит», организует пространство. Но главное, чем он руководствуется – это «Принцип рабочего треугольника». Работа в рабочей тетради с графическими шаблонами кухонного оборудования, клеем, фломастером, ножницами. --------------------------------------------------------------------------------------Физминутка. Учитель рассказывает об основных понятиях, связанных с созданием чертежей: Примерное объяснение масштаба: Масштаб 1:20 означает, что каждый сантиметр на чертеже соответствует 20 см реального объекта. То есть если длина стены на кухне составляет 4 метра, то на чертеже она будет равна 20 см. | Учащиеся слушают объяснение учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях. Происходит расширение навыков общения в процессе создания игровых ситуаций. Шуточный игровой фольклор: это придает уроку живой характер. Девочки с рисунками (д/з) в руках (перечисленных ниже предметов) встают, заполняя воображаемую кухню «На кухню впихнули, всего-то немножко - Два кресла, диван, и корзину с картошкой Обеденный стол, табурет, холодильник Три книжные полки, гамак и будильник Разделочный стол, телевизор и тумбу, Рассаду, что высадим летом на клумбу, Кастрюли, тарелки и чайник в придачу… А разве на кухне бывает иначе?" Рассказ о кухнях бабушек. Отвечают на вопрос №3: планировка- это расположение в кухне, в соответствии с определённым планом, кухонной мебели и оборудования. Кроссворд «Кухонная мебель». Отвечают на вопросы учителя, основываясь на прежних знаниях: 1.Необходимо учитывать пропорции и размеры помещения, так как нагромождение кухонного оборудования, или его разреженность является предпосылкой быстрой утомляемости хозяйки. О цветовом восприятии 2. Цвет влияет на восприятие окружающего нас мира и на наше настроение. Придаёт жилой среде своеобразный характер, вносит в интерьер эстетические качества. На какую сторону выходят окна 3.Если это солнечная сторона, то холодные оттенки создадут в интерьере впечатление простора, если теневая, то теплые тона оживят его Вступают в диалог с учителем; задают встречные вопросы на уточнение и понимание; комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников. Выполняют сравнения видов, типов и размеров кухонного оборудования (его перечень), устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. В период работы физминутка (подражательная) (дети встают и через движения и мимику передают функцию кухонного оборудования: открывание створок шкафа, движение миксера, пожимание плечами растирание рук (холод морозильной камеры) и т.д. - Определяют сложность работы и затраты по времени. - Анализируют полученный макет. Определяют вид планировки, его удобство, форму деталей, их количество и назначение. - Рассматривают детали макета. Располагают в необходимом порядке. Наклеивают их на миллиметровую бумагу. Создают рабочий треугольник. - Анализируют ход работы. Пробуют распределить время на выполнение каждой технологической операции. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Проверяем свои знания 1. Какие моющие средства вы применяете для мытья посуды? Что вы о них знаете? Есть ли среди них экологически чистые? 2. Зачем нужно мыть руки с мылом перед едой или приготовлением пищи? 3. Почему, вытирая руки, нельзя пользоваться общим полотенцем? | Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Демонстрация презентации № 2 «Творческий проект «Кухня моей мечты»: https://disk.yandex.ru/i/sHq_XbT-KfRHzg Демонстрация примера Учитель показывает готовый образец чертежа кухни в масштабе 1:20. Объясняет основные элементы чертежа: план помещения, расстановка мебели, размеры стен, окон и дверей. Инструктаж по выполнению практической работы Учитель подробно объясняет последовательность действий: -
Определите размеры кухни (длина, ширина). -
Переведите эти размеры в масштаб 1:20. -
Начертите план кухни, соблюдая пропорции. -
Нанесите на чертеж расположение мебели (стол, стулья, шкафы и т.д.). -
Подпишите все размеры на чертеже. Самостоятельная работа Учитель помогает тем ученикам, которые испытывают затруднения, контролирует процесс выполнения задания. | Ученики выполняют практическую работу под руководством учителя. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
При выполнении чертежных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности. Какие это правила, назовите. | Дети отвечают: -рабочее место должно иметь хорошее освещение -правильно организовать рабочее место -все чертежные инструменты должны находиться на своем месте, быть исправными -правильно передавать циркуль, линейку -следить за чистотой на рабочем месте -по окончании работы убрать свое рабочее место |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
-
Формирует у учащихся базовые графические знания по чтению чертежа и вычислительные навыки, необходимые для чтения графических изображений. Индивидуальная работа 1 вариант Задание: Квартира состоит из двух комнат, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Первая комната имеет размеры 4 м × 3м, вторая комната — 4 м × 4,5 м , санузел имеет размеры 2м × 1,5м, длина коридора — 9м. Найдите площадь кухни (в квадратных метрах). 2 вариант Задание: Квартира состоит из комнаты, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Комната имеет размеры 5 м × 4 м, коридор — 2 м × 6 м , длина кухни — 4 м. Найдите площадь кухни (в квадратных метрах). -
Организует поэтапное усвоение знаний и умений, используя определённый алгоритм и систему: -рассмотреть чертеж квартиры, определить размеры кухни; -вспомнить формулу для нахождения площади прямоугольника; -вычислить площадь фигуры, ответить на вопросы задания. | -
Изучают условие задания, рассматривают чертеж. . - Рассматривают чертеж, определяют размеры кухни и отвечают на вопросы задания. Дают ответы на поставленные вопросы, используя чертеж и несложные алгебраические вычисления. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
-
Организовывает обсуждение графических изображений в различных предметных областях (фронтальная работа). Учитель показывает графическое изображение с целью определения типа изображения и области применения (Приложение 5). -
Проводит дискуссию о важности связи между различными предметами и дисциплинами для комплексного развития личности и формирования целостного представления об окружающем мире. | -
Принимают участие в беседе, определяют тип графического изображения и область применения. -
Выражают своё мнение о важности связи между различными предметами и дисциплинами для успешного обучения и развития личности. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
В течение урока учитель осуществляет контроль выполнения практической работы Приложение 2 «Критерии оценивания» | В течение урока обучающийся осуществляет самоконтроль Чек-лист выполнения практической работы Последовательность действий | Отметка о выполнении | Организация рабочего места | | Выполнить чертеж кухни в масштабе 1:20 | | Проставить размеры в соответствии с планировкой | | | | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Предлагает подвести итоги работы. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы: - Мне больше всего удалось … - Для меня было открытием, что … - Мне было трудно … - На следующем уроке я хочу … | «Открытый микрофон». Ответы обучающихся по продолжению предложения (каждый отвечающий формулирует по результатам своей работы) Подводят итоги работы. |
Дополнительный материал: изображения различных видов планировок кухни. Изображения различных стилей оформления помещения |
Диагностика достижения планируемых результатов: Сделать коллективный анализ готовых макетов. |
Этап 5.2. Домашнее задание | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Повторение правил перевода размеров в заданный масштаб. Объясняет, как правильно выполнять домашнее задание. Записывает домашнее задание на доске. | Слушают объяснение учителя. Записывают домашнее задание в дневник. |
Дополнительные творческие задания: Сделать план-чертеж, рисунок планировки и оформления кухни. Сделать планировку с помощью компьютера, используя для этого специальное программное обеспечение |