СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Кулинария. Кухня, санитарно - гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертёж кухни в масштабе 1:20»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертеж кухни в масштабе 1:20» посвящён изучению вариантов планировки кухни, особенностей интерьера кухни, правил расстановки мебели и бытовых приборов. Обучающиеся ознакомятся с санитарно-гигиеническими требованиями к помещению кухни, научатся выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Кулинария. Кухня, санитарно - гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертёж кухни в масштабе 1:20»»

Технологическая карта урока по теме «Кулинария. Кухня, санитарно - гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертёж кухни в масштабе 1:20»

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

5

Предмет:

Труд (технология)

Место урока/занятия

Раздел 3. 5 урок из 8 в модуле «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

Тема урока/занятия

«Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертеж кухни в масштабе 1:20»

Уровень изучения:

базовый

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

урок открытия новых знаний и освоения умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ другой (____________________

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой.

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»; осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.

Регулятивные универсальные учебные действия: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.

Предметные

организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией;

самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать ее в проектной деятельности;

называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели.

Ключевые слова: (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок/занятие)

кулинария, кухня, интерьер, посуда, кухонные принадлежности и инструменты

Краткое описание: (укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы и др.)

Урок на тему «Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертеж кухни в масштабе 1:20» посвящён изучению вариантов планировки кухни, особенностей интерьера кухни, правил расстановки мебели и бытовых приборов. Обучающиеся ознакомятся с санитарно-гигиеническими требованиями к помещению кухни, научатся выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20.


Используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы: Глозман, Евгений Самуилович.Технология: 5–9-е классы: методическое пособие к предметной линии Е. С. Глозман и др. / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — Москва: Просвещение, 2023 — 207, [1] с. https://prosv.ru/product/tehnologiya-5-9-klassi- metodicheskoe-posobie-k-predmetnoi-linii-e-s-glozmana-i-dr02/; Рабочая программа, с. 5, 7. Изображения различных планировок. Изображения стилей оформления интерьера, мультимедийная презентация, проектор, экран. Разрезной материал «Шаблоны макета планировки кухни». Материалы: бумага миллиметровая. Инструменты: ножницы, клей, карандаш, линейка


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Форма организации учебной деятельности: беседа с постановкой проблемы урока с использованием интересных фактов и демонстрацией примеров.

Объявляется тема урока: Тема нашего урока «Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни. Практическая работа «Чертеж кухни в масштабе 1:20»

Цель: подготовить к осознанному восприятию темы, активизация внимания и организация работы класса

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых инструментов и материалов.


Проводится беседа с обучающимися о том, как они понимают слово «дом». Объясняется значение понятия «планировка» и «интерьер». Обсуждается, чем различаются некоторые виды стилей оформления интерьера.

- Предлагает назвать профессии, необходимые для создания интерьера и планировки. Демонстрирует видеоматериалы или иллюстрации.











Какой для вас должна быть кухня?

Хотели бы вы научиться правильному подбору мебели для кухни столовой с учётом размеров своей кухни и в соответствии с требованиями?





- Объяснение того, как они понимают понятие «дом». Какая планировка кухни дома у ребят. Какую планировку они считают более удобной

- Называют профессии дизайнер, архитектор.

- Рассматривают образцы планировка и стилей оформления интерьера.



Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания, дополняют высказывания одноклассников.

Принимают учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и или самостоятельно) необходимые действия, операции. Выражают в словесной форме образный смысл или замысел идеи.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Формы организации учебной деятельности: беседа, учебные задания:

Актуализация знаний проводится через вопросы о базовых санитарных нормах на кухне, чтобы определить уровень знаний учащихся.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Подвести обучающихся к определению направления работы на уроке. Озвучить цель и задачи урока.

Читает:

Обыден быт, обеден стол,

Сутулый стул, усталый пол,

Оконный свет – изгиб луча

В баллистике паралича.

Графина туз, мышиный лаз,

Медовый вкус и медный таз.

Дверной засов, часов мишень,

И мешанины светотень.

Храм кухонный: хромой буфет,

В хрустальной вазочке – букет,

В сухарнице полно конфет

И никого в квартире нет.


Задание №1 обучающимся:

- Предположить о какой части жилого помещения идет речь в данном стихотворении?

Исходя из темы нашего урока, мы познакомимся с понятием интерьер, узнаем значение понятие планировка. Познакомимся с вариантами планировки кухни. И для этого мы с вами перенесёмся во времена старины далёкой, а именно с историей развития интерьера, что бы в конечном результате мы могли, применив бумагу, клей и чертёжные инструменты, выполнить планировку кухни соответственно с требованиями, предъявляемые к ней (работа с учебником и тетрадью).


-Кухня — это главная комната хозяйки. Здесь вся семья собирается за одним столом. Как же сделать ее красивой, удобной, уютной, комфортабельной?

- Какие санитарные нормы нужно соблюдать на кухне?


Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.




Слушают стихотворение, вникают в текст. Обмениваются мнениями с одноклассниками. Высказывают предположение по какой теме будет проходить урок.












Предполагаемые ответы на:

Задание №1

1. Кухня;

2. Столовая.

3.Кухня- столовая.







- Отвечают на вопросы.

- Формулируют тему урока



  1. Ответы учащихся











  1. Сравнивают свои ответы с плакатом «Требования к кухне».












Этап 1.3. Целеполагание

Ты познакомишься с основными вариантами планировки кухни, особенностями интерьера кухни, с правилами расстановки мебели и бытовых приборов. Ты узнаешь санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, научишься выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Подводит обучающихся к формулированию цели урока на основе проблемной ситуации и вопросов.

Помогает конкретизировать цель, разбивая ее на задачи:

Узнать об основных вариантах планирования кухни.

Изучить санитарно-гигиенические требования к помещению кухни.

Ознакомиться с особенностями интерьера кухни, с правилами расстановки мебели и бытовых приборов.

Научиться выполнять чертеж кухни в масштабе 1:20.

Формулирует ожидаемые результаты: "К концу урока вы сможете…"

Участвуют в формулировании цели урока.

Предлагают свои задачи для достижения цели.

Записывают цель и задачи урока в тетрадь.










БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

В основной части урока, с использованием презентации, учащимся объясняются ключевые санитарные требования: чистота поверхностей, правильное хранение продуктов, уход за оборудованием и личная гигиена. Учитель приводит примеры из реальной жизни для иллюстрации каждого аспекта. Практическая работа заключается в создании чертежа кухни в масштабе 1:20. Учитель разъясняет, как выбрать масштаб и обозначить основные элементы. Ученики самостоятельно работают над чертежами, а учитель оказывает необходимую поддержку.

Ссылка на презентацию №1: https://disk.yandex.ru/i/2jCPUx_qj25nqA

Ссылка на презентацию №2: https://disk.yandex.ru/i/sHq_XbT-KfRHzg

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Знакомство с историей создания кухни. Раскрытие новой темы.

Проводит беседу об истории кухонь.

В раскрытие темы объясняет новый материал.

Кулинария - это искусство приготовления пищи.

Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария».

- Какие профессии связаны с кулинарией?

(Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).

О планировке, как о разделении пространства на отдельные части, имеющие разное назначение.

  • Зона приготовления пищи (рабочая);

  • Зона столовая (приёма пищи)

Осуществляет промежуточный контроль полученных знаний.






Демонстрация презентации №1 «Виды планировки кухни»: https://disk.yandex.ru/i/2jCPUx_qj25nqA


Вопрос №3: Что означает понятие «планировка» кухни?

Что бы лучше понять, по какому принципу необходимо выполнять планировку кухню с учётом пропорций и размеров помещения, необходимо вспомнить возможное необходимое оснащение и характеристику цвета.

Почему?

Рассмотрим варианты планировки

- линейная кухня;

- угловая кухня;

- параллельная кухня.

- П – образная кухня

Зрительные иллюзии: пользуясь ими, дизайнер «строит», организует пространство. Но главное, чем он руководствуется – это «Принцип рабочего треугольника».

Работа в рабочей тетради с графическими шаблонами кухонного оборудования, клеем, фломастером, ножницами.

--------------------------------------------------------------------------------------Физминутка.

Учитель рассказывает об основных понятиях, связанных с созданием чертежей:

  • Что такое масштаб?

  • Как переводить реальные размеры в масштабированные?

  • Какие правила нужно соблюдать при создании чертежа?

Примерное объяснение масштаба: Масштаб 1:20 означает, что каждый сантиметр на чертеже соответствует 20 см реального объекта. То есть если длина стены на кухне составляет 4 метра, то на чертеже она будет равна 20 см.

Учащиеся слушают объяснение учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях.

Происходит расширение навыков общения в процессе создания игровых ситуаций.

Шуточный игровой фольклор: это придает уроку живой характер. Девочки с рисунками (д/з) в руках (перечисленных ниже предметов) встают, заполняя воображаемую кухню

«На кухню впихнули, всего-то немножко -

Два кресла, диван, и корзину с картошкой

Обеденный стол, табурет, холодильник

Три книжные полки, гамак и будильник

Разделочный стол, телевизор и тумбу,

Рассаду, что высадим летом на клумбу, Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…

А разве на кухне бывает иначе?"

Рассказ о кухнях бабушек.




Отвечают на вопрос №3: планировка- это расположение в кухне, в соответствии с определённым планом, кухонной мебели и оборудования.

Кроссворд «Кухонная мебель».

Отвечают на вопросы учителя, основываясь на прежних знаниях: 1.Необходимо учитывать пропорции и размеры помещения, так как нагромождение кухонного оборудования, или его разреженность является предпосылкой быстрой утомляемости хозяйки.

О цветовом восприятии

2. Цвет влияет на восприятие окружающего нас мира и на наше настроение. Придаёт жилой среде своеобразный характер, вносит в интерьер эстетические качества.

На какую сторону выходят окна

3.Если это солнечная сторона, то холодные оттенки создадут в интерьере впечатление простора, если теневая, то теплые тона оживят его

Вступают в диалог с учителем; задают встречные вопросы на уточнение и понимание; комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

Выполняют сравнения видов, типов и размеров кухонного оборудования (его перечень), устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.



В период работы физминутка (подражательная)

(дети встают и через движения и мимику передают функцию кухонного оборудования: открывание створок шкафа, движение миксера, пожимание плечами растирание рук (холод морозильной камеры) и т.д.

- Определяют сложность работы и затраты по времени.

- Анализируют полученный макет. Определяют вид планировки, его удобство, форму деталей, их количество и назначение.

- Рассматривают детали макета. Располагают в необходимом порядке. Наклеивают их на миллиметровую бумагу. Создают рабочий треугольник.

- Анализируют ход работы. Пробуют распределить время на выполнение каждой технологической операции.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проверяем свои знания

1. Какие моющие средства вы применяете для мытья посуды? Что вы о них знаете? Есть ли среди них экологически чистые?

2. Зачем нужно мыть руки с мылом перед едой или приготовлением пищи?

3. Почему, вытирая руки, нельзя пользоваться общим полотенцем?


Отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы.













БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Демонстрация презентации № 2 «Творческий проект «Кухня моей мечты»: https://disk.yandex.ru/i/sHq_XbT-KfRHzg

Демонстрация примера

Учитель показывает готовый образец чертежа кухни в масштабе 1:20. Объясняет основные элементы чертежа: план помещения, расстановка мебели, размеры стен, окон и дверей.


Инструктаж по выполнению практической работы

Учитель подробно объясняет последовательность действий:

  1. Определите размеры кухни (длина, ширина).

  2. Переведите эти размеры в масштаб 1:20.

  3. Начертите план кухни, соблюдая пропорции.

  4. Нанесите на чертеж расположение мебели (стол, стулья, шкафы и т.д.).

  5. Подпишите все размеры на чертеже.

Самостоятельная работа

Учитель помогает тем ученикам, которые испытывают затруднения, контролирует процесс выполнения задания.




Ученики выполняют практическую работу под руководством учителя.





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

При выполнении чертежных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности. Какие это правила, назовите.

Дети отвечают:

-рабочее место должно иметь хорошее освещение

-правильно организовать рабочее место

-все чертежные инструменты должны находиться на своем месте, быть исправными

-правильно передавать циркуль, линейку

-следить за чистотой на рабочем месте

-по окончании работы убрать свое рабочее место

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Формирует у учащихся базовые графические знания по чтению чертежа и вычислительные навыки, необходимые для чтения графических изображений.

Индивидуальная работа

1 вариант

Задание:

Квартира состоит из двух комнат, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Первая комната имеет размеры 4 м × 3м, вторая комната  — 4 м × 4,5 м , санузел имеет размеры 2м × 1,5м, длина коридора  — 9м. Найдите площадь кухни (в квадратных метрах).

2 вариант

Задание:

Квартира состоит из комнаты, кухни, коридора и санузла (см. чертёж). Комната имеет размеры 5 м × 4 м, коридор  — 2 м × 6 м , длина кухни  — 4 м. Найдите площадь кухни (в квадратных метрах).



  1. Организует поэтапное усвоение знаний и умений, используя определённый алгоритм и систему:

-рассмотреть чертеж квартиры, определить размеры кухни;

-вспомнить формулу для нахождения площади прямоугольника;

-вычислить площадь фигуры, ответить на вопросы задания.

  1. Изучают условие задания, рассматривают чертеж.





























.













- Рассматривают чертеж, определяют размеры кухни и отвечают на вопросы задания.

Дают ответы на поставленные вопросы, используя чертеж и несложные алгебраические вычисления.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организовывает обсуждение графических изображений в различных предметных областях (фронтальная работа).

Учитель показывает графическое изображение с целью определения типа изображения и области применения (Приложение 5).

  1. Проводит дискуссию о важности связи между различными предметами и дисциплинами для комплексного развития личности и формирования целостного представления об окружающем мире.

  1. Принимают участие в беседе, определяют тип графического изображения и область применения.





  1. Выражают своё мнение о важности связи между различными предметами и дисциплинами для успешного обучения и развития личности.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



В течение урока учитель осуществляет контроль выполнения практической работы



Приложение 2 «Критерии оценивания»






В течение урока обучающийся осуществляет самоконтроль

Чек-лист выполнения практической работы

Последовательность действий

Отметка о выполнении

Организация рабочего места


Выполнить чертеж кухни в масштабе 1:20


Проставить размеры в соответствии с планировкой






БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает подвести итоги работы. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы:

- Мне больше всего удалось …

- Для меня было открытием, что …

- Мне было трудно …

- На следующем уроке я хочу …

«Открытый микрофон». Ответы обучающихся по продолжению предложения (каждый отвечающий формулирует по результатам своей работы)




Подводят итоги работы.

Дополнительный материал: изображения различных видов планировок кухни. Изображения различных стилей оформления помещения

Диагностика достижения планируемых результатов: Сделать коллективный анализ готовых макетов.

Этап 5.2. Домашнее задание


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Повторение правил перевода размеров в заданный масштаб.

Объясняет, как правильно выполнять домашнее задание.

Записывает домашнее задание на доске.






Слушают объяснение учителя.

Записывают домашнее задание в дневник.

Дополнительные творческие задания: Сделать план-чертеж, рисунок планировки и оформления кухни. Сделать планировку с помощью компьютера, используя для этого специальное программное обеспечение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя