Педагогические цели | Способствовать развитию умений правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи, записывать текст по памяти |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач |
Личностные результаты | Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в словаре; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
Основное содержание темы, понятия и термины | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных». Однокоренные слова. Имя существительное и его признаки (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, число, род) |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 33–34. Толковый словарь. Таблица «Орфограмма “Употребление ь на конце имен существительных”» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, – под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Г г гг гв вг гд дг | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Упражнение | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Демонстрируют вы- полнение домашнего задания | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Упражнение |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и целью урока | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Скороговорка. Орфограммы (упр. 56) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | Организует работу с упражнением, беседу по вопросам; комментирует задания | Выразительно читают скороговорку, отвечают на вопросы, выполняют задания | Воспроизводят по па-мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Правильно читают скороговорку | Упражнение, беседа по вопросам |
2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (упр. 57) | Групповая, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение | Пишут имена сущест- вительные, оканчивающиеся на шипящий звук; распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные | Осуществляют классификацию по заданному критерию; воспроизводят по памяти инфор-мацию, необходимую для решения учебной задачи. Умеют работать в группе, догова- риваются, приходят к общему решению | Упражнение |
3. Развитие речи. Работа с толковым словарем (упр. 58) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа со словарем | Предлагает выразительно прочитать стихотворение, нарисовать картину, которая возникла при чтении строк. Организует выполнение заданий | Читают, «рисуют картину», находят в толковом словаре объяснение незнакомых слов, выполняют письмо по памяти | Выразительно читают стихотворение. Оформляют свои мысли в устной форме. Осуществляют сравнение, поиск нужной информации в словаре; выполняют самопро-верку | Упражнение, письмо по памяти, рассказ |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Правописание ь и ъ (упр. 59) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение | Организует самостоятельную работу с упражнением и его проверку | Записывают слова, объясняют орфограммы. Распределяют слова по группам | Осуществляют классификацию по самостоятельно определенному критерию. Воспроизводят по па-мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Упражнение |
2. Признаки имен существительных (упр. 61) | Парная. Практический. Упражнение | Комментирует задание, контролирует его выпол- нение | Подбирают имена существительные с заданными признаками | Принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: упр. 60 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |