| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I. | Организационный момент | Настроить детей на работу | Фронтальная | Настрой детей на урок. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать | Вхождение в контакт. | Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. | Наблюдения учителя. |
II. | Актуализация опорных знаний Физминутка | Подвести детей к изучению нового материала, создав проблемную ситуацию; помочь учащимся сформулировать тему урока самостоятельно | фронтальная | Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим путешествие в литературное произведение и попробуем его исследовать. -Скажите, о каком жанре литературы мы говорили на последних уроках? (рисует на доске схему) Сказки -Какие бывают сказки? (дополняет схему) -Какие сказки нами более всего изучены? А мы можем сказать, что всё знаем о народных сказках? (после ответа рисует шкалу, оценивая этап изучения народных сказок) -Что значит народные сказки? Что знаете об авторских сказках? (чертит шкалу, оценивая этап изучения) -Вы не против, если мы проверим друг друга на знание русских народных сказок? Презентация (приложение1) Слайд2.фестиваль сказок Слайд3 Угадай название сказки. Слайд4. Пирожки, короб, медведь. Слайд5 Печка, прорубь, вёдра». Слайд6. Яблоня, печка, речка. Слайд7. Чашка, стул, кровать. Слайд8.Персонажи какой сказки здесь живут? Слайд9,10. (картинки из сказки) Мы с вами отгадали русские народные сказки? Кто знает название этой сказки Слайд11. Зеркало, лепёшка, очаг? «Айога» | Коммуникативне: -отвечают на вопросы учителя Познавательные: - обобщают и классифицируют сказки по признакам Регулятивные: - с помощью жестов показывают, как ими изучены сказки «Маша и медведь» «По щучьему велению» «Гуси-лебеди» «Три медведя» «Репка», «Курочка Ряба» (незнание_ -девочка на иллюстрации не похожа на героиню русской сказки, сказка незнакомая) | Умение строить речевые высказывания. Умение обобщать и классифицировать по признакам. Умение осуществлять самооценку знаний и незнания. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение оценивать результат собственной деятельности. Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Готовая схема. Ответы на вопросы учителя. Знаки самооценки. |
III. | Работа над новым материалом. | Планирование работы; знакомство со сказкой | фронтальная | Как будет знакомиться со сказкой? | Регулятивные: -планируют свои действия Ответы детей: прочитать, ответить на вопросы, пересказать, нарисовать картинки и т.д. | Умение планировать действия, направленные на достижение результата. | Составлен план знакомство с новым произведением и зафиксирован в листах планирования. |
1. | Подготовка к восприятию, постановка цели урока. | Мотивация к прочтению сказки | Фронтальная | Я сегодня хочу познакомить вас с одним малочисленным народом. Учитель рассказывает о нанайском народе, демонстрирует слайды с изображение быта нанайцев Слайд12-16 | Коммуникативные: -просматривают слайды, задают вопросы. Регулятивные: - формулируют цель работы «Сегодня будем знакомиться с нанайской народной сказкой». | Умение строить речевые высказывания. Умение определять цель деятельности на уроке. | Сформулированы и зафиксированы цели урока. |
3. | Подготовка к восприятию текста. Снятие лингвистически х трудностей | Обогащение словарного запаса | Индивидуальная | Посмотрите на слайд1. В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов? Найдите значение слов в словаре. | Познавательные: - находят значение слов в словаре Стойбище-временное поселение кочевников Очаг –устройство для разведения и поддержания огня. Ровдуга-баранья, козья, оленья шкура, выделанная в замшу Покоробятся – искривятся, станут неровными. Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу | Умение осуществлять поиск и выбор необходимой информации | Найден ответ на вопрос. |
4. | Первичное слушание и восприятие сказки. | Знакомство с нанайской сказкой «Айога» | Фронтальная | Просмотр видеоролика сказки (Приложение 5). http://www.youtube.com/watch?v=XF L52D60hTU -Поделитесь впечатлениями от просмотренной сказки. - Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой) | Прослушивают и смотрят сказку. Коммуникативные: -отвечают на вопросы учителя Познавательные: -делают выводы по результатам прослушивания | Умение давать нравственно- этическую оценку. Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Высказывания о прослушанном тексте. |
5. | Чтение сказки Учениками. Физминутка. | Определение главной мысли произведения; характеристика героев произведения. | Фронтальная | Предлагает чтение детям по частям. Обсуждение каждой прочитанной части. Затем совместно обсуждение всей сказки. Раскрытие основной идеи текста. - С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили) - Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) - Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой) - Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. - На что обрекают себя самовлюблённые люди?(они остаются одни) - Попробуйте открыть тайну названия сказки. Презентация (для глаз) Приложение 3. | Коммуникативные: -отвечают на вопросы; -строят речевые высказывания Познавательные: -анализируют содержание и делают выводы Личностные: - определяют самые простые, общие для всех людей правила; - оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение давать нравственно- этическую оценку. | Определена главная мысль произведения; дана характеристика главной героине произведения. |
IV. | Закрепление. | Закрепление знания сюжета сказки через работу с текстом и с иллюстрациями и подбор к ним предложений. | групповая | Наши друзья в лесной школе тоже читали эту сказку и прислали нам какие-то картинки, но прежде чем выполнить задание просили перечитать ещё раз сказку самостоятельно – жужжащим чтением. (раздаёт картинки-иллюстрации к сказке) Приложение 4. -Рассмотрите картинки Что это? Наши друзья забыли положить задание. Давайте сами попробуем сформулировать задание. Как будете работать? Как надо работать в парах? Проверка по образцу (на доске правильно расположенные иллюстрации) Поднимите руку кто справился с заданием? Что помогло? Разрешите мне предложить вам задание? У вас листочки с написанными на них предложениями (приложение 4 (1). Я прошу вас соотнести слова с подходящей иллюстрацией. (Пара первая выполнившая работу, для проверки выполняет у доски) Проверка. Что мы сейчас делали? Для чего мы это делали? Перескажите сказку друг другу по иллюстрациям, используя подобранные предложения. Как рассказал ваш товарищ? | Самостоятельное чтение сказки. Познавательные: -рассматривают иллюстрации и делают выводы по их содержанию Коммуникативные: -отвечают на вопросы; - выслушивают ответы товарищей и высказывают свою точку зрения; -договариваются и совместно выполняют задание Регулятивные: -осуществляют проверку по образцу на доске; -раскладывают иллюстрации к сказке в правильной последовательности. по сюжету сказки в парах; -сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, оценивают свою работу, жестами показывают. Регулятивные: -работают по инструкции Познавательные: -рассматривают иллюстрации; -анализируют записи, делают выводы Предметные: -пересказывают в парах текст с использованием опорных предложений | Умение осуществлять поиск и выбор необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков. установление причинно – следственных связей. Умение слушать и понимать других. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение принимать способы взаимодействия. Умение осуществлять действие контроля; -умение оценивать результат, как собственной деятельности, так и своего товарища; -умение работать по инструкции Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение пересказывать текст. | Наблюдения учителя. Ответы на вопросы. Взаимооценка в парах. |
IV. | Первичная рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Групповая | С каким произведением познакомились? Кто главные герои сказки? Кто положительный герой? Кто отрицательный герой? Предлагает детям ответить на вопросы. На основе прочитанной сказки в паре создать «портрет» нравственного человека. Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет. | Заполняют листы для работы в группе «Портрет человека». Представляют свою работу, находят общее. «Портреты» вывешиваются на доске. | Умение давать нравственно- этическую оценку Умение на основе анализа объектов делать выводы. | Определения нравственных поступков современного человека. |
V. | Итоговая рефлексия. | Провести итоговую рефлексию; дать оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). | Фронтальная Индивидуальная | Рефлексия содержания: - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться) - А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие) - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по- другому? - Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.) Я буду говорит вам некоторые утверждения, а вы поднимайте определённого цвета кружки (зелёный – положительный ответ, белый – сомнение, красный – отрицательный) - Я знаю, что такое сказка. -Я хорошо знаю нанайскую сказку «Айога» - Я сегодня был активен. -У меня получилось хорошо поработать в паре. - Я доволен своей работой на уроке. - Я доволен работой своих одноклассников. (по мере показа кружков, учитель обращается к детям с вопросами, что не получилось, почему, что для этого надо сделать) | Познавательные: -анализируют, делают выводы Коммуникативные: -отвечают на вопросы , выражают своё мнение Регулятивные: -самооценка (показ кружков определённого цвета) | Умение давать нравственно- этическую оценку Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение осуществлять действие контроля и оценки. | Определения нравственных поступков современного человека Самооценка при помощи знаков. |
VI. | Домашнее задание. | | | Дома (дифференцированно) 1). Прочитайте эту сказку вместе с родителями, узнай их мнение о поступках героя. 2). Придумайте своё продолжение сказки. 3). Сделайте иллюстрацию к сказке. 4).Объединитесь в группы, попробуйте инсценировать сказку. | Регулятивные: -работают по инструкции учителя (записывают домашнее задание) | Умение выполнять инструкцию. | Записи в дневнике. |