Житова Татьяна Ивановна МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинск
История России.
7 класс
Тема: «Окончание смутного времени».
Цель урока: на основе документов и материала из параграфа подвести итоги Смутного времени, показать роль ополчения в освобождении страны от интервентов.
Задачи урока:
Познавательные: Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.
Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».
Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Сравнить 1 и 2 ополчение.
Регулятивные – осуществлять поиск исторической информации при работе с текстом, с картой.
Коммуникативные – излагать своё мнение, аргументируя его.
Личностные – формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме.
Основные даты: 1604—1618 гг. — Смутное время в России (1598-1613)
1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II
1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск
Основные понятия и термины. Земские соборы. Самозванство. Казачество, гетман.
Основные исторические персоналии. Лжедмитрий II, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, патриарх Филарет
Наглядность: карта «Россия в начале XVII века. Смутное время».
УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Под редакцией Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. М., Просвещение 2016 г.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Создать мотивацию к действиям на уроке | Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя.. |
2 | Домашнее задание. | Прокомментировать домашнее задание | §16 подготовить сообщение о подвиге Ивана Сусанина. Следующий урок будет посвящен теме «Наш край в годы Смуты» | Записывают дом.зад. в дневник. |
3. | Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала | Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала Формулирование проблемы. | 1. В.Ключевский сказал, что именно бояре являются главными виновниками Смуты? Почему? 2. Почему В.Шуйскому не удалось остановить Смуту? 3. Кто поддержал восстание Болотникова И.И. и почему оно потерпело поражение? 4. Кого назвал историк Костомаров Н.И. виновниками смуты в России? Какую цель поляки и шведы преследовали, вторгаясь на территорию России? 5. Интервенция - ? Почему в 1609 г. поляки начали открытую интервенцию? ПОЧЕМУ ДЕНЬ 4 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ В РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК? | Отвечают на вопросы дом.зад., |
4. | Объяснение нового материала | Ход урока. На доске выписаны основные даты. | Открываем учебник на с. 21. Как называется тема нашего урока? Дайте определение Смуты. Что из данного определения мы уже разобрали? Продолжаем заполнять таблицу «Смутное время в России». дата | событие | Примечание. | 1609 | Распад Тушинского лагеря. | -Неудача в боях со Скопиным-Шуйским. -Уход поляков из Тушино под Смоленск к польскому королю. -Стремление пригласить на русский престол иностранца. | Июль 1610 | Приход к власти правительства Мстиславского | семибоярщина- правительство, состоящее из 7 бояр | Декабрь 1610 | убийство Лжедмитрия II. | | Март 1611 г. | создание 1 ополчения под руководством Ляпунова и Заруцкого | Состав:дворяне, казаки Результат: ополчение не выполнило поставленной задачи. | Лето 1611 г. | Сдача Смоленска полякам | | Осень 1611 г. | Формирование 2 ополчения Минина и Пожарского | Состав: дворяне, казаки, крестьяне, городские жители, нерусские народы Поволжья. | Февраль 1612 г. | переход ополчения в Ярославль | | Июль 1612 г. | движение ополчения в сторону Москвы | | 22 и 24 августа 1612 г. | разгром войск гетмана Ходкевича | | 22 октября 1612 г. | Освобождение Китай-города | | 26 октября 1612 г. | Освобождение Московского кремля | Результат: Ополчение изгнало поляков из Москвы. | 21 февраля 1613 г. | избрание нового царя | Окончание Смутного времени. Подвиг Ивана Сусанина. | Вспомните кого в России называли «Тушинским вором»? (Лжедмитрия II) Почему в 1609 г. стал распадаться тушинский лагерь? Найдите в п. 1 § причины, запишите в таблицу. Почему Лжедмитрия II продолжала поддерживать часть населения? (Единственная сила способная остановить движение поляков на Москву) Июль 1610 – Свержение В.Шуйского. Приход к власти правительства Мстиславского (семибоярщина- правительство, состоящее из 7 бояр) На каких условиях правительство Мстиславского заключило договор с гетманом Жолкевским? В чем суть договора? Найдите ответ на вопрос в п.2 с.22 Кто выступил против приглашения Владислава на русский престол? (часть горожан и патриарх Гермоген). Можно ли поступок Гермогена назвать подвигом? Какова Судьба Гермогена? (умер от голода) Какова цель посольства, возглавляемого тушинским патриархом Филаретом? Каковы результаты? Декабрь 1610 – убийство Лжедмитрия II. Трудные дни наступили для Российского государства…. Почему трудные? Март 1611 г. – создание 1 ополчения под руководством Ляпунова, Заруцкого, Трубецкого в Рязани. (Найдите на карте Рязань) Назовите состав ополчения. Восстание в Москве (рассказ учителя) - Выполнило ли первое ополчение поставленную перед ним задачу? Лето 1611 г. – сдача Смоленска полякам. Осень 1611 г. – формирование 2 ополчения в Нижнем Новгороде Кузьмой Мининым и Дм. Пожарским. Определите состав ополчения. Создание «Совета Всея Земли» - временное правительство. Рассказ о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Февраль 1612 г. – переход ополчения в Ярославль. Июль 1612 г. – движение ополчения в сторону Москвы. Почему? (рассказ учителя) 22 и 24 августа 1612 г. – разгром войск гетмана Ходкевича 22 октября – освобождение Китай-города 26 октября (4 ноября) 1612 г. – освобождение Кремля от поляков. Учебник с. 26. Какое событие произошло в январе 1613 г.? (был созван Земский собор). Дайте определение, что такое Земский собор? С какой целью его собрали? (выбрать нового царя) Почему избрали Михаила Романова? Ведь были кандидатуры Владислава – польского королевича, Карла-Филиппа – шведского принца, сына Лжедмитрия 2- Ивана. 21 февраля 1613 г. – избрание нового царя.. Но Смута еще не завершилась. Почему? (на территории России оставались польские и шведские интервенты) О подвиге Ивана Сусанина вы расскажете на следующем уроке. | Ищут ответы в тексте и записывают в таблицу. Продолжают заполнять таблицу. Зачитывают отрывок из § Продолжают заполнять таблицу, слушая рассказ учителя. Состав: Результат: Работа с картой. Отвечают на вопросы. |
5 | Закрепление материала | Решение проблемной задачи | Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник? Почему он называется День народного единства? В каком году он стал государственным? | Формулировка вывода |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подвести итоги урока. | Какие еще задачи мы с вами сегодня решили на уроке? Мы выяснили: -почему распался тушинский лагерь. -какую роль в освобождении Москвы сыграли 1 и 2 ополчение. -зачем был созван Земский собор в 1613 г. Что показалось трудным на уроке? Оценивание. | Учащиеся участвуют в подведении итогов урока. |
Дополнительный материал по теме «Наш край в годы Смуты»
Приложение 1.
«Смутой» в Русском государстве пытались воспользоваться не только скандинавские феодалы, но и западноевропейские государева. Во второй половине 1612 года английский капитан Томас Чемберлен представил своему королю Якову I Стюарту план порабощения Московского государства со стороны Студеного моря. Первым актом должен был стать захват Архангельска тысячей английских солдат. Этот химерический проект получил одобрение правительства Великобритании, и 24 июля 1612 года в Архангельске высадилась небольшая партия иностранных вояк с «английскими немцами» во главе. Вслед за ней должен был прибыть отряд из 20 капитанов и ротмистров и 100 солдат. Этот грабительский поход преподносился Англией как стремление помочь России в борьбе с Польшей.
Командование второго ополчения разобралось в хитросплетениях новоявленных «союзников» и решительно отказалось от их «услуг», заявив представителю ландскнехтов «немчину» Якову Шаву, что «оборонимся от польских людей и сами Российским государством...». Всем иноземцам было велено вернуться за море и больше не приходить в Московское государство, дабы убытков себе не чинить. Руководители ополчения потребовали от воевод северных городов не впускать иностранцев в глубь страны, чтобы они не занимались шпионажем. Архангельским властям вменялось в обязанность охранять побережье «и смотреть накрепко, чтоб с воинскими людьми корабли к Архангельскому городу не пришли и безвестно лиха не учинили».
Какой план представил Чемберлен своему королю Якову 1 Стюарту?
Какой ответ был дан англичанам руководителями 2 ополчения?
Какие меры обороны Севера должны были предпринять воеводы северных городов?
Приложение 2.
В начале XVII в. на Россию обрушилась польско-шведская интервенция. Историки выделяют три периода этой экспансии: 1604 — первая половина - 1608 г.; вторая половина 1608 г. — 1612 г.; 1613 — 1619 гг. Сначала военные действия интервентов не затронули территории Поморья. Участие поморов в борьбе с иноземным нашествием выразилось лишь в поставке «даточных» людей в правительственные войска и несении тяжелых повинностей военного времени.
Второй период борьбы с иноземцами характеризовался активностью северного посадского населения и крестьянства в освобождении русских земель. Поморы вынужденно признали власть самозванца Лжедмитрия II. В ноябре - декабре 1608 г. против врагов поднялись жители Поморья, поддержавшие выступление населения Поволжья. Центром сопротивления стала Вологда. Формировались отряды на Двине, Ваге, в пермских и вятских уездах. Поморы оказали посильную помощь боярину, талантливому полководцу М.В. Скопину- Шуйскому, двинувшемуся после заключения договора со Швецией (28 февраля 1608 г.) к Москве. В начале 1610 г. его войско, значительную часть которого составляли ополчения поморских и северных «замосковных» уездов и городов, разгромило «тушинцев» , 2 марта 1610 г. войско М.В. Скопина-Шуйского вошло в Москву.
В сентябре 1610 г. шведы начали открытую интервенцию страны, осадив город Корелу. Поморье поддержало вновь формируемое ополчение (конец 1610 - начало 1611 г.) финансами и людьми, оказало существенную помощь К. Минину и Д. Пожарскому, «Совету всея земли» в освобождении Москвы от поляков.
Период 1611 — 1619 гг. был для Поморья самым тяжелым. Шведы оккупировали часть Новгородско-Псковского края, земли Заонежских и Лопских погостов. В феврале - марте 1611 г. они высадились на Кузовых островах в Белом море, но приступить к Соловкам не решились. Осенью того же года шведы разорили волость Толвую в Заонежье, но были разбиты отрядами местных крестьян. В 1614 г. между соловецкими пастырями и правителями восточно-шведских провинций было заключено перемирие.
Какую помощь оказали северяне в борьбе с интервентами на первом этапе Смутного времени?
С кем пришлось сражаться поморам на 2 этапе Смутного времени?
Каковы успехи жителей Поморья в борьбе с интервентами?
Приложение 3.
Отброшенные от Москвы отряды поляков и бывших «тушинцев» в 1612 г. устремились на Север с целью грабежа богатых поморских городов. Один из отрядов под предводительством Бобовского 12 — 15 декабря 1612 г. штурмовал Каргополь, затем вышел на Северную Двину. 22 января 1613 г. отряд Я. Яркого разграбил Сольвычегодск, но был отброшен к Галичу. Отряд Барышпольца и Сидорки численностью в две тысячи человек в ноябре 1613 г. двинулся на реку Онегу, прошел мимо Каргополя и достиг реки Емцы, где понес серьезные потери в сражении под Емецком. 6 декабря 1613 г. поляки подошли к Холмогорам и, потерпев неудачу при осаде посадов, двинулись на реку Вагу. Основная часть интервентов прошла мимо Архангельска, разорила Николо-Корельский монастырь, посады Неноксу, Луду и Уну. Потерпев поражение под Сумским острогом, они ушли в Заонежские погосты. Грабительские набеги поляков, литовцев и украинских казаков продолжались вплоть до 1619 г.
Какие интервенты устремились на север в 1612 г.?
Каковы успехи интервентов?
Почему они не пошли к Архангельску?