1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | – Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь применять их. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой (греч. «орфо» – правильный, «грамма» – буква, знак) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, словарный диктант | Например, в слове б..жать – безударный гласный в корне. Какую букву выбрать? Вспоминаем правило (проверяем – бег), пишем «бежать». Как написать – слитно или раздельно – (не) брежный? Вспоминаем правило: без «не» слово не употребляется, пишем «небрежный». Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Выполнение упр. 27 в форме словарного диктанта. – Подумайте, выберите правильное написание, применяя орфографические правила | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Записывают словарный диктант. Проводят взаимопроверку по учебнику | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
| Просмотр мультимедийной презентации «Орфограммы в частях слова» | – Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? Основой слова? – Что значит «однокоренные слова»? Наиболее опасные места, требующие внимания: 1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании (поэтому важно хорошо знать состав слова); 2) гласные после шипящих и ц; 3) мягкий знак на конце слов после шипящих; правописание не с различными частями речи и др. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Взаимопроверка словарного диктанта по учебнику | Объясняет, как вести проверку работы товарища, какой системой оценивания пользоваться. – В каких частях слова вы допустили ошибки? Составьте таблицу по результатам анализа словарного диктанта | Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
| Физкультминутка | Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем. Организует и проводит физкультминутку для снятия напряжения и восстановления работоспособности обучающихся на уроке | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока | |
4. Целеполагание и построение проекта вы-хода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры. Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый. – Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова встречаются орфограммы? Побег, придорожный, камыш, речка, убыль. Знакомство с теоретическими сведениями | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Организация рабочего места. Составление индивидуальных словарных диктантов | – При написании слов возникает задача выбора буквы для обозначения звука (орфографическая задача – написание не определяется произношением). – Давайте составим свой словарный диктант из слов, написание букв в которых не определяется произношением. Материалом могут послужить слова из учебника, а самые лучшие диктанты станут дидактическим материалом для наших следующих уроков | Работают с учебником. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над словарным диктантом | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в учебниках, рабочих тетрадях. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Устные ответы. Составление словарных диктантов |
6. Первичное закрепление с комменти-рованием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра | Обсуждение и проверка выполненных работ. – Как ты подбирал слова для своей карточки? – Какие правила надо повторить, чтобы справиться с твоим словарным диктантом? контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей. Игра «Добавь букву». Можно загадывать нарицательные существительные единственного числа с орфограммами, которые повторялись на уроке (безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласные после шипящих и ц; мягкий знак на конце слов после шипящих; правописание не с различными частями речи) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавли- вают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной связи |
7. Самостоятельная ра- бота с самопроверкой по эталону | | Правила. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, подразумевая, но не озвучивая какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Проигрывает тот, кто называет целое слово, или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», то есть добавлять букву, а слова не придумать. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать, он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово. Организует и сопровождает деятельность детей | Отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей | | |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | – Кого из игроков вы бы выделили и почему? – Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке? Задание. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы. Много по осени грибов уродилось. Да какие молод- цы – один другого краше! Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого. Загляденье! Под светлыми осинами отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота! | Подводят итоги игры под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы обучающихся на уроке |
9. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Оцените свою работу: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий | Листы обратной связи |