СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Орфограмма", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Орфограмма", 5 класс»

Технологическая карта урока русского языка (5 КЛАСС)

Урок 4. Орфограмма. Части слова

Цель деятельности учителя

Помочь вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать значимые части слова (морфемы) – корень, приставка, суффикс, окончание; понятия «однокоренные слова», «орфограмма» («точка» применения правила), написание по орфографическим правилам или по традиции, опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв и место расположения орфограмм-букв в слове (могут находиться в любой морфеме); уметь выделять в слове морфемы, находить однокоренные слова, выполнять разбор слова по составу (без выделения основы), находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки, в разных морфемах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Норма, основные нормы русского языка

















Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация

(самоопределение)
к учебной деятельно-

сти

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

– Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь применять их. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой (греч. «орфо» – правильный, «грамма» – буква, знак)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной

связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, словарный диктант

Например, в слове б..жать – безударный гласный в корне. Какую букву выбрать?

Вспоминаем правило (проверяем – бег), пишем «бежать». Как написать – слитно или раздельно – (не) брежный? Вспоминаем правило: без «не» слово не употребляется, пишем «небрежный».

Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка.

Выполнение упр. 27 в форме словарного диктанта.

– Подумайте, выберите правильное написание, применяя орфографические правила

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Записывают словарный диктант.

Проводят взаимопроверку по учебнику

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы


Просмотр мультимедийной презентации «Орфограммы в частях слова»

– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? Основой слова?

– Что значит «однокоренные слова»?

Наиболее опасные места, требующие внимания:

1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании (поэтому важно хорошо знать состав слова);

2) гласные после шипящих и ц;

3) мягкий знак на конце слов после шипящих; правописание не с различными частями речи и др.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Взаимопроверка словарного диктанта по учебнику

Объясняет, как вести проверку работы товарища, какой системой оценивания пользоваться.

– В каких частях слова вы допустили ошибки? Составьте таблицу по результатам анализа словарного диктанта

Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



Физкультминутка

Утомились? Отдохнем!

Физминутку проведем.

Организует и проводит физкультминутку для снятия напряжения и восстановления работоспособности обучающихся на уроке

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока


4. Целеполагание
и построение проекта вы-хода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры.

Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.

– Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова встречаются орфограммы?

Побег, придорожный, камыш, речка, убыль.

Знакомство с теоретическими сведениями

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Организация рабочего места. Составление индивидуальных словарных диктантов

– При написании слов возникает задача выбора буквы для обозначения звука (орфографическая задача – написание не определяется произношением).

– Давайте составим свой словарный диктант из слов, написание букв в которых не определяется произношением. Материалом могут послужить слова из учебника, а самые лучшие диктанты станут дидактическим материалом для наших следующих

уроков

Работают с учебником. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над словарным диктантом

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в учебниках, рабочих тетрадях.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Устные ответы.

Составление словарных диктантов

6. Первичное закрепление
с комменти-рованием во внешней речи

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Обучающая игра

Обсуждение и проверка выполненных работ.

– Как ты подбирал слова для своей карточки?

– Какие правила надо повторить, чтобы справиться с твоим словарным диктантом?

контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей.

Игра «Добавь букву».

Можно загадывать нарицательные существительные единственного числа с орфограммами, которые повторялись на уроке (безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласные после шипящих и ц; мягкий знак на конце слов после шипящих; правописание не с различными частями речи)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавли-

вают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной

связи

7. Самостоятельная ра-

бота

с самопроверкой по эталону


Правила. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, подразумевая, но не озвучивая какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание.

Проигрывает тот, кто называет целое слово, или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», то есть добавлять букву, а слова не придумать. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать, он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Организует и сопровождает деятельность детей

Отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей



8. Включение

в систему знаний

и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Кого из игроков вы бы выделили и почему?

– Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке?

Задание. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молод-

цы – один другого краше!

Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинами отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота!

Подводят итоги игры под руководством учителя, оценивают себя

и товарищей.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы обучающихся на уроке

9. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке

(итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Оцените свою работу: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков

и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Листы обратной
связи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!