Урок № 15. Основные особенности письменной речи. Основные жанры письменной речи. Основные требования к письменному тексту
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Слово! Чудо великое, дивное диво, Удивлять нас дано тебе снова и снова. Н.Гилевич. -К сожалению, в наше время, в век стремительных скоростей, техники и занятости люди перестали писать письма друг другу. Телефоны, общение через Интернет заменили умное неспешное письмо. На сегодняшнем уроке мы обратимся к эпистолярному жанру. Давайте поразмышляем о том, что хотели сказать авторы этих мудрых мыслей. (Как слово может воздействовать на ум и сердце человека. Надо искать выразительные и нужные слова. Представлять того, кому пишешь.) | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | Словарная работа: Корреспондент – 1.Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь. 2. Автор корреспонденций в газете, журнале. Корреспонденция – 1. Обмен письмами, переписка. 2. Письма, почтово-телеграфные отправления. 3. Сообщения о текущих событиях, присланных откуда-то в газету, журнал. Риторический вопрос-вопрос не требующий ответа, т.к. он заключен в самом вопросе. Например: Разве можно так поступить? Эпистолярный – о литературных произведениях: в форме письма, переписки. Шаблон- общеизвестный, избитый образец, трафарет, которому слепо подражают. (Пишет по шаблону) Постскриптум (лат.) – после написанного приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S. Клише (фр.) – металлическая или деревянная печатная форма, заготовка. Клишированные обороты речи. Например: «Получил Ваше письмо…», «С уважением…» Перипетия (греч.) – внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение или сложные обстоятельства. Адресат - лицо, которому адресовано любое почтовое отправление. Адресант – лицо, посылающее почтовое отправление. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Люди давно стали писать письма. В Новгороде археологи нашли письма на бересте – берестяные грамоты: их писали друг другу новгородцы ещё в XI веке. Конец XVIII и XIX века названы эпохой классического письма. Наши соотечественники умели и любили писать письма. Перипетии личной жизни доверяли тщательно отобранным словам. Уважая себя и своего корреспондента, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное как единственное. Письмо – это творчество каждого человека. Беседа -К какому стилю речи относится письмо? (Разговорный стиль) -Вспомните, из скольких частей состоит письмо? (Из трёх частей. Начало: обращение к тому, кому адресовано письмо. Его выбор зависит от возраста и ваших отношений с человеком, которому вы пишите. Основная часть: содержание письма. Заключение: слова вежливости. Выбор их тоже зависит от адресата. Письмо близкому человеку можно закончить словами «Целую» или «Крепко целую». Чаще встречаются слова «До свидания», «Всего вам доброго», «С дружеским приветом». Подпись письма: твоя Лена, ваша Лариса. В конце следует поставить дату). Работа с учебником -Сравните основные компоненты письма, которые даны в учебнике, с теми, которые у вас записаны в справочнике. Узнали ли вы что-то новое в построении письма? Какие виды писем вы знаете? (Письма могут быть деловыми, частными (личными), рекомендательными, письмами в газету, журнал, на передачу). | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | А теперь работаем с карточками. Они у всех на партах. Карточка 1: Продолжите предложение, используя слова для справок. Для письма используй ----- Письмо нужно писать ----- Обращение в письме пишется ---- Дату и место, откуда написано письмо пиши ---- На листе для письма оставляй поле снизу ----- 6. Отвечать на письмо нужно ---- Слова для справок: разборчиво, сверху справа, внизу слева, как можно быстрее, чистый, с ровными краями, в самом начале на отдельной строке, слева. Карточка 2. Прочитайте отрывок из рассказа Ф.А. Абрамова «Иванов куст». Восемь Иванов в нашей деревне было. Как различить? Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня – пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня – зять, да Иван Иванович, да Ванюша. Вот такой Иванов куст цвел у нас в деревне. - Как вы думаете, почему есть возможность различать людей, имеющих одно и то же имя? ( Во-первых, используются разные формы имени: Ваня, Иванко, Ивко, Ванюша, Иван Иванович. Во-вторых, прозвища: Ваня – большой, Ваня – маленький, Ваня – пуд. В-третьих, названия по родственным связям: Ваня – зять) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Первичное закрепление | Фронтовые письма. Как их ждали дома! А письма от родных согревали бойцов там, в окопах, в землянках, в госпиталях. Давайте и мы обратимся к письмам военных лет, сложенных треугольничком. (чтение писем) Кому адресованы письма с фронта? Как в своих письмах бойцы обращаются к своим близким? Что можно сказать о чувствах тех, кто был на войне? Какими признаками обладают данные письма? | Читают тексты. Выполняют задание. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Вспомнить произведения художественной литературы, в которой встречалcя бы эпистолярный жанр. Чтение некоторых писем произведений (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Ревизор», М. Ф. Достоевский «Бедные люди», В. В. Быков «Альпийская баллада» и др.) | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |