СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Политико-административное устройство России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Политико-административное устройство России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Политико-административное устройство России"»



Тема урока

Политико-административное устройство России

Тип урока

Актуализация знаний и умений.

Цели

Сформировать представление о государственной территории. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.

Образовательные ресурсы

Политико-административная и физическая карта России, у учащихся атласы, контурные карты, учебники.

План урока

1. Изменение границ государства.

2. Государственное устройство:

а. политико-государственное;

б. административно-территориальное.


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знать политико-государственное, административно-территориальное устройство России.

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения и формулируют новые задачи.

Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.













I. Мотивация к учебной деятельности.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».

Ефремов Юрий Константинович, географ

II. Актуализация знаний.

- Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику(хозяйство) и население, их размещение на территории страны)

- Кто является основоположником отечественной экономической и социальной географии? (Николай Николаевич Баранский)

- Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране, предсказание и прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых объектов, т.е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т.е. выполнять практические жизненные важные для населения и хозяйства задачи.)

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно- территориальное устройство нашей Родины.

В 1991 году произошел распад СССР в состав которого входила Россия. Образовалось 15 новых независимых государств.

Россия Армения Азербайджан

Грузия Белоруссия Таджикистан

Украина Туркменистан Молдова

Литва Латвия Эстония

Казахстан Киргизия Узбекистан

- Определите какие страны не вошли в Содружество Независимых государств (СНГ)?

(Страны Балтии – Эстония, Латвия, Литва)

Площадь территории России — примерно 17,1 млн км , что составляет 1 /8 часть суши. По площади наша страна занимает первое место в мире, намного опережая следующих за ней Канаду (второе место, примерно 10 млн км2), США (третье место, 9,6 млн м2), Китай (четвертое место, около 9,6 млн км2), Бразилию (пятое место, около 8,5 млн км2).

По числу жителей — 146,8 млн чел. (2018 г.) — Россия занимает девятое место в мире после таких стран, как Китай (более 1,3 млрд чел.), Индия (более 1,1 млрд чел.), США (более 300 млн чел.), Индонезия (примерно 230 млн чел.), Бразилия (около 190 млн чел.), Пакистан (примерно 170 млн чел.), Бангладеш (примерно 150 млн чел.) и Нигерия (144 млн чел.). Найдите эти страны на политической карте мира.

Россия — одна из самых многонациональных стран. В ней проживает более 190 народов.

Россия — мировой лидер по запасам и разнообразию природных ресурсов. По величине валового внутреннего продукта (ВВП)1 Россия входит в первую десятку стран, уступая США, Китаю, Японии, Индии, Германии.

ВВП— стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года.

Россия – суверенное государство.

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12. 12. 1993 г.

Россия – президентско-парламентская республика.

Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу.

Президент Российской Федерации - согласно действующей Конституции, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (Основному Закону нашего государства) Россия является федерацией— союзным государством, состоящим из федеративных единиц: республик, автономных округов и областей.

Федеральные единицы имеют собственные законодательные, судебные и другие органы.

Ветви государственной федеральной власти

- Судебная Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд

- Исполнительная

Правительство

- Законодательная

Федеральное собрание

Федеральное Собрание — парламент РФ, высший представительный и законодательный орган страны.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами – Государственной Думой и Советом Федерации.

Правительство осуществляет исполнительную власть в стране.

Конституционный Суд определяет соответствие Конституции РФ законов, принятых Президентом и Федеральным Собранием.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Высший Арбитражный Суд решает экономические споры.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Города федерального значения - … (Москва, С-Петербург, Севастополь)

Количество областей на территории России - … (46)

Количество автономных округов на территории России - … (4)

Автономная область России - … (Еврейская АО.)

Столица Уральского федерального округа - … (Екатеринбург.)

Найдите искомый субъект РФ. (практическая работа)

Задание - Определите субъект РФ, если о его соседях известно следующее:

И так мы с вами должны определить субъект РФ, зная только информацию о соседях искомого субъекта.

Что нам известно о первом субъекте?

В данном тексте давайте подчеркнем сигнальные слова (главные слова, по которым можно идентифицировать субъект).

На территории этого субъекта расположены старинные города России, такие как Муром и Суздаль. Областной центр этого субъекта возник в 12 веке и был древней столицей Северо-Восточной Руси. Город входит в состав Злотого кольца России.

О каком субъекте идете речь? Владимирская область.

Искомый субъект

Ивановская область

Центр – Иваново

Бренд – «Город невест»

Область расположена на северо-востоке Европейской части России. Протяжённость Волги на территории области составляет 89 км. Примерно в 70 верстах к северу от областного центра, располагается село Домнино, в котором проживал крепостной Иван Сусанин.

Область относится к промышленно-аграрным регионам. Костромская область

Вся территория области относится к бассейну одной из крупнейших рек России — Волги, соединяющей регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей, её протяжённость на территории области — 340 км.

На территории области находится город Углич, в который после смерти Ивана Грозного в 1584 г. был отправлен его младший сын Дмитрий. Ярославская область

Какие слова выделим в описании субъекта №1.

(Располагаются старинные города – Муром и Суздаль. Областной цент возник в 12 веке и был столицей Северо-Восточной Руси. Город входит в состав Золотого кольца).

Скажите на территории какого субъекта расположены города Муром и Суздаль. (Владимирская область)

О втором соседе известно следующее.

Выделите самостоятельно сигнальные слова.

С каким субъектом связано имя крепостного крестьянина, русского национального героя Ивана Сусанина (Костромская область).

В чем заключался подвиг Ивана Сусанина? (Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.)

О третьем соседе нам известно следующее.

Какие сигнальные слова мы выделим? (по территории субъекта протекает р. Волга, расположен город Углич) – Ярославская область.

Воспользовавшись картой в ваших атласах давайте посмотрим, какой субъект граничит с тремя субъектами, которые мы только что идентифицировали.

Искомый субъект – Ивановская область.

Как называет административный центр ивановской области – Иваново.

Прежде чем ответить на следующий вопрос, давайте познакомимся с определением термина «бренд».

Бренд — комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика.

Бренд — символ, лозунг, слоган, девиз, стиль, идея, модель, узнаваемое потребителем концептуально выработанного набора товаров и услуг.

Скажите, какой бренд у административного центра Ивановской области. (Город невест).

Карточку номер 2 и 3 разгадайте самостоятельно.

Карта 2

Южные границы области проходят по берегу Охотского моря. Область богата золотом, серебром, оловом. Рыбное хозяйство является второй по значимости отраслью. Железнодорожное сообщение на территории области отсутствует. Граничит на севере с Чукотским автономным округом.

Магаданская область

Искомый субъект

Республика Саха - Якутия

Центр –

Сосед 2. На востоке имеет морскую границу с США.

На территории округа находятся крайние точки России: восточная точка — остров Ратманова, восточная континентальная точка — мыс Дежнёва. Здесь расположены: самый северный город России — Певек и самый восточный — Анадырь, а также самое восточное постоянное поселение — Уэлен. На территории субъекта развит этнотуризм.

Чукотский автономный округ

Сосед 3.

Этот субъект граничит с Якутией и Иркутской областью на востоке, с Тувой и Хакасией на юге, с Кемеровской, Томской и Тюменской (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) областями на западе. Центр края – город –миллионер.

Красноярский край

Карта 3

Сосед 1.

создана в начале 1930-х годов как национально-территориальное образование для переселенцев, отправившихся туда уже в годы Советской власти, на территории, никогда ранее не бывшей местом компактного проживания этого народа. Единственная автономная область в России. Существует проект присоединения субъекта к Хабаровскому краю. Другое предложение — присоединение к Амурской области с образованием Амурского края. Против упразднения выступает еврейская общественность.

Еврейская автономная область

Искомый субъект

Амурская область

Центр –

Сосед 2.

Граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией.

Забайкальский край

Домашнее задание.

§ 4, работа в контурной карте стр. 1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя