IV. Стадия вызова. 1. Работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал». 2. Это интересно 3. Работа с интерактивной доской 4. Выступление обучающегося 5. Коллективная работа. Прием объединения слов в группы. | − Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо вспомнить, что такое словосочетание; иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием. − Итак, обобщим имеющиеся знания. (Слайд 5). Запишите на черновиках все, что вы знаете о словосочетаниях. Прочитайте, что записали. Заполните колонку «Знаю». − Откуда у вас сведения о словосочетании? − Таким образом, источниками нашей информации стали книги, рассказы взрослых 2) − С понятием словосочетания люди знакомы давно. А всегда ли о нем говорилось так, как сейчас? Давайте посмотрим, как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание». Попросим Катю Родионцеву найти эту информацию. 3) – А мы в это время выполним следующее задание: выпишем из предложения Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… все словосочетания. Слайд 6. − Кто пойдет работать с интерактивной доской? − Проверим с помощью интерактивного приема «шторка». 4) –А сейчас послушаем Катю. Она подготовила небольшое сообщение о том, что говорил М.В.Ломоносов о словосочетании. − Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. Слайд 7. − Обсудите записанные на слайде словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в группы. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. − Сколько групп вы получили? − По каким признакам можно было объединить словосочетания? - Как вы думаете, над каким вариантом объединения в группы мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? − Словосочетания в группах второго варианта – объект нашего изучения. Слайд 8 (с группами словосочетаний, объединенных по зависимому слову (3 группы.) - С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке. - Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируйте вопросы и запишите их в колонку «Хочу знать». − Дополните запись темы урока: «Словосочетание» Слайд 4. − Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. | Записывают все, что знают о словосочетаниях. По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в ходе работы, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. Отвечают на вопрос (прочитал в учебнике, слышал раньше от учителя и др.). Индивидуальная работа по поиску информации в интернете (1 человек). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c 6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm Выписывают из предложения словосочетания (1 человек работает у доски, остальные – в тетрадях). Зачитывает информацию, найденную в интернете. Обучающиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно). Объединение в группы по зависимому слову. Заполняют колонку «Хочу знать», по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов: 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? Дополняют название темы: «Словосочетание. Виды связей слов в словосочетании». Формулируют цели урока (научиться определять виды подчинительной связи слов в словосочетаниях по зависимому слову). | Выделение и осознание того, что уже усвоено (Р). Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (К). Поиск и выделение необходимой информации (П) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) Извлечение необходимой информации из прослушанного выступления (П). Обобщение и классификация по определенным признакам (П). Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда и учебника (Р). Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). Прогнозирование предстоящей работы (Р). Целеполагание (П). |
VI. Стадия осмысления. 1. Самостоятельная работа по учебнику с.34. 2. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать − узнал». 3. Практическое закрепление знаний. 1) Работа с интерактивным тестом. 2) Игровая пауза. 3) Работа на сайте ФИПИ. Подготовка к ОГЭ по теме «Словосочетание». | − Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11. − А теперь заполните колонку «Узнал» − Закрепим полученные знания в работе с интерактивным тестом. − Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева. −Тема «Словосочетание» вынесена на итоговую аттестацию по русскому языку в 9 классе. Давайте посмотрим, как она рассматривается на сайте ФИПИ. Выполним несколько пробных заданий. | Читают текст § 11. Заполняют колонку «Узнал», по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов: 1) Управление (такая связь, при которой зависимое слово −имя существительное и все слова с признаками существительного). 2) Согласование (связь, при которой зависимое слово − имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного). 3) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). Обучающиеся по очереди выходят к доске и работают с тестом. Озвучивают хлопками словосочетания, построенные на основе согласования: веселые крики, великолепный день, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева. Слушают учителя, совместно выполняют тренировочные задания из «Открытого банка заданий» на сайте ФИПИ: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/ qprint/index.php?theme_guid= 95E8CB6834AB97904345 F889E2416C39&proj_guid= 2F5EE3B12FE2A0EA 40B06BF61A015416 | Извлечение информации из текста (П). Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Р). Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К). Выполнение пробного учебного действия (Р). Анализ объекта (П). Мысленное выделение указанного учителем учебного материала (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Построение логической цепи рассуждений (П). |
VI. Стадия рефлексии. VII. Домашнее задание. | − А теперь проверим, как вы усвоили материал урока. − Что нового узнали о способах связи слов в словосочетании? − Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? − Как вы это делали? − Для чего нам это надо знать? − Где будем использовать полученные знания? − Что было легко? − Что вам помогало в работе? − Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы? − Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание: Слайд 9. Благодарит обучающихся за работу на уроке. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Читают со слайда домашнее задание: -
Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании». -
Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи. Записывают домашнее задание в дневник. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). |