СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Тип Кишечнополостные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение кишечнополостных и их многообразие

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Тип Кишечнополостные"»

Технологическая карта урока

Учитель: Саввина Елена Ивановна

Урок: Биология

Расположение в рабочей программе: тема № 3 «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» (4 часа)

Номер урока по порядку -13, номер урока по данной теме -1, дата проведение – 13.10.2016

Тема урока: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводная гидра.

Класс: 7а, (общеобразовательный класс)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Общедидактическая цель: выявить черты усложнения многоклеточных по сравнению с простейшими животными, сделать акцент на общей характеристике типа Кишечнополостные, вызвать интерес к изучению темы, через использование дополнительного материала ; создать условия для  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

Задачи урока:

  1. Общеобразовательные: познакомить учащихся с особенностей внешнего и внутреннего строения пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

  2. Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать умения распознавать и сравнивать одноклеточных и многоклеточных животных, различные клетки тела гидры.

    2. Развивать умение работать с разными источниками информации ( учебником, рисунками, раздаточным материалом, электронным ресурсом).

    3. Активизировать словарный запас, совершенствовать умение выстраивать речевые высказывания.

    4. Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к ответам товарищей  через работу в группах, сотрудничество, взаимопомощь.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивация. Определение темы и постановка цели урока.

  4. Изучение и усвоение нового материала  (работа в группах).

  5. Подведение итогов. Рефлексия

  6. Дифференцированное домашнее задание.

  7. Закрепление изученного материала Тестовый контроль

  8. Поурочный вывод

Прогнозируемые результаты:  учащиеся должны выявить черты усложнения от простейших к кишечнополостным, находить отличительные критерии типа, научатся выделять особенности строения пресноводной гидры, распознавать различные клетки тела гидры, строить объяснения в устной форме, формировать логико-структурные схемы, заполнять таблицу, делать подписи к рисункам.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

  • По источнику знаний: словесный, наглядный (учебник, рисунки учебника, презентация), практический (работа с раздаточным материалом).

 Формы организации познавательной деятельности:    фронтальная, групповая, индивидуальная

 Здоровьесберегающий аспект реализуется через чередование видов деятельности

Оборудование: учебник «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., слайды презентации, раздаточный материал, рабочая тетрадь на печатной основе, дополнительный материал


Ход урока

 

Структура урока (серия учебных ситуаций)


Номера слайдов презентации

Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Коррекционная работа

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.


Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся и учителя, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Стабилизация эмоционального состояния, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.


2. Актуализация знаний.




Слайды 1-5

Подготовка к изучению нового материала. Вызвать интерес к изучению темы.

«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей!... На вертикальной стене... находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее — особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые осо­би. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные начали медленно сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир много­численного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе... и не мог­ли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое вен­чала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенно красивые соче­тания цветов... Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками на нем; изумрудно-зеленое тело и оливкового цвета щупальца. Так можно перечислять долго. Среди множества животных не встречалось и двух с одинаковой окраской». Ю. Ф. Астафьев


Слушают, просматривают слайды презентации, отвечают на вопросы

Умение слушать одноклассников, осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме

Принимают помощь учителя или учеников с повышенной мотивацией к учению

3.Мотивация. Постановка цели и задач урока.

Создание проблемы и пути её решения.



Слайды 6,7

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Обращает внимание на слайд. Предлагает ответить на вопрос:

- Кто изображен на картинке? - Какое отношение имеет данная иллюстрация к нашему уроку? Кто видел этих животных и где? Что вы знаете про них? А в наших реках они обитают? А кто знает представителей кишечнополостных в наших водоёмах? Предлагает сформулировать тему урока и цели урока, через вопрос: что бы вы хотели узнать об этих животных? корректирует ответы учащихся.

Учитель предлагает обозначить проблему: для чего нужно изучать тему, где пригодятся знания, практическое их применение

Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока, цели урока.

















В ходе беседы выясняется: бывают ли опасны медузы? Что такое коралловые рифы? Как могут медузы предсказывать природные явления и какие и почему?

Мотивация учебной деятельности, способность сформулировать учебную задачу, использование знаний для формулирования целей.

Помощь в формулировании задач урока

4. Изучение и усвоение нового материала.









Слайды 8-11









Слайд 12





Слайд 13



Слайд 14








Слайды 15,16


Слайды 17-19








Слайды 20-21









Слайд 22











Обеспечение усвоения новых знаний, проверка понимания, установление правильности и осознанности усвоения

Вводное слово учителя. Организует фронтальную беседу по вопросам:

- Каких животных мы изучили? Как устроен их организм? Какие преимущества даёт многоклеточность?

- Назовите две жизненные формы кишечнополостных животных?

-Какая симметрия тела характерна для гидры? Почему?

Организует работу в группах:

1 группа

Составить общую характеристику кишечнополостных, используя материал в учебнике с.51-52.

Заполните в рабочей тетради таблицу «Общая характеристика кишечнополостных» стр.17

2 группа

Внешнее строение гидры. Подписать рисунок (раздаточный материал). Используйте рис 35 в учебнике на стр.52

3 группа

Используя рисунок в учебнике -36 и текст с.52-53 подпишите названия клеток с 1 по 6.

Закрасьте клетки: нервные – жёлтым цветом, эпителиально-мускульные – розовым, стрекательные – синим, промежуточные серым, железистые –тёмно-зелёным, пищеварительно-мускульные светло-зелёным.

4 группа

Функции клеток.

Собрать разрезанную таблицу. Заполните стр. 18 в тетради (т.7)

5 группа

Ответьте на вопросы: Какую форму имеют нервные клетки? Что образуют нервные клетки, соединяясь между собой? Какая нервная система у кишечнополостных? Что такое рефлекс? Составьте схему «Этапы рефлекса»

Используйте с.52-53 учебника, рис.37 Выполненные задания занесите в тетрадь.

6 группа

Размножение и развитие гидры

Используя текст учебника и раздаточный материал, заполните схему 11 стр. 19 в тетради.

Ответьте на вопросы: Какие бывают способы размножения?

Как называются половые клетки? Что такое зигота? Что такое почкование? Кто такие гермафродиты? В какое время года происходит половое размножение и почему?

7 группа

Регенерация.

Что такое регенерация? Какие клетки участвуют в регенерации?

Слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ, приводят примеры.

Изучают наглядное пособие «Эволюция животного мира»


Внимательно смотрят на слайд «Типы симметрии», «Жизненные формы»


Рассматривают рисунок.

Отвечают на вопросы в карточках,

Читают текст, выделять необходимую информацию. Обсуждают в группах задания, высказывают предположения, рассуждают и заполняют свою строку таблицы.


Проверяют правильность выполнения задания







Смотрят слайды прзентации, отвечают на вопрос учителя, аргументируют свой ответ.

Записывают определение понятия в тетрадь










После выполнения работы в группах, представители команды объясняют новый материал



Формулирование собственного мнения, слушают собеседника.



Построение рассуждения



Поиск и выделение необходимой информации из текста учебника












Навыки сотрудничества. Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний, обработка, анализ информации и ее фиксация. Умение обосновать свою точку зрения, построить логико-структурную цепочку


















Учащиеся слушают объяснения и выполняют задания в тетради


Принимают консультацию учителя, при выполнении заданий, если испытывают затруднения с поиском информации.
























Сравнивают заполнение таблицы с эталоном, показанным на слайде

5. Подведение итогов. Рефлексия.






Слайд 23

Дать оценку успешности достижения цели.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Предлагает ученикам ответить на вопрос:

-С каким животным познакомились на уроке?

- Почему гидру относят к типу Кишечнополостные?

-Что говорит об усложнении организации кишечнополостных по сравнению с одноклеточными животными? Изучаем слайд рефлексии: было интересно, было трудно, я научился, мне захотелось, меня удивило

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги работы на уроке, делают вывод о достижении ими цели урока.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Осознание учащимися того, что уже усвоено ими. Установление соответствия полученного результата поставленной цели.  Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Используют разные источники информации для выполнения задания.

Учитель оказывает индивидуальную обучающую помощь

6. Дифференцированное домашнее задание.





Слайд 24


Отвечаем на вопрос Что я ещё хочу узнать? Предлагает ученикам сделать
сообщение о ядовитых медузах, о коралловых рифах.
Прибор (Ухо медузы)
Даниель Дефо «20 тысяч лье под водой»
Интернет ресурс ЕКЦОР «Передвижение гидры, размножение, регенерация» Параграф 12,

Записывают домашние задания, слушают объяснения учителя.

Формирование личной ответственности за результаты своего труда. Ориентирование в разнообразии способов выполнения задания. Анализ информации и ее фиксация.


7. Закрепление изученного материала.


Слайды 25-30

Обеспечение усвоения новых знаний, проверка понимания



   Дает

 Тест по слайдам презентации

Выполняют предложенные задания. Проверяют правильность выполнения заданий (взаимопроверка)

Формирование самооценки на основе критериев успешной  учебной деятельности. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль и оценка процесса, результата деятельности.


8.Поурочный вывод



Слайд 31

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог выполненной работы, показывает важность и сложность изучения темы, большое количество новой информации и новых терминов, которые усвоили дети самостоятельно. Выставление оценок ученикам и общая оценка класса. Благодарит за проделанную работу на уроке.

Урок окончен !

Слушают учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!