СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи". Данный урок входит в систему уроков по Родному русскому языку, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи"»

Технологическая карта урока

Предмет: Родной (русский) язык

Учитель: Павлуцкая Е.В.

Тема урока: Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

Дата проведения: 25.11.2022

Класс:

Линия УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой

Оборудование: компьютер, экран с проектором, презентация, «Орфоэпический словник 2023 года для подготовки к ЕГЭ», карточки с заданием, шаблоны закладки – памятки, текстовыделители, фломастеры, цветные ручки

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: систематизировать знания по разделу «Орфоэпия»; отработать навыки произношения слов

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, проявление интереса к изучению темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение слушать и слышать мнение других.

Познавательные: поиск и выделение важной информации; действие по алгоритму; подведение итогов.

Регулятивные: постановка и формулирование темы, проблемы, проблемного вопроса, целей урока; саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

Планируемые результаты (предметные):

- систематизация знаний по разделу «Орфоэпия»;

- осмысление важности соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

- отработка навыка произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»


Воспитательные: проявление интереса к родному русскому языку, формирование уважительного отношения к русской культуре.


п/п

Дидактическая структура урока. Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Цель этапа: подготовка к учебной деятельности

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Проверяют готовность к уроку, осознанно включаются в учебную деятельность


Цель этапа: мотивация к учебной деятельности, создание условий для получения новых знаний

2

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Вызывает интерес к уроку, к деятельности; подводит ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; определяет тематические рамки познания, демонстрирует, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Беседует с учащимися. Проводит частичный анализ стихотворения по следующему плану:


-О чём это стихотворение? (О русском языке)

-Какова основная мысль? (Необходимо беречь его, не глумится над ним)

-Авторская позиция. К чему призывает нас автор? (Необходимо язык очищать от скверны, следить за своей речью и сохранить его для будущих поколений). Докажите цитатами из текста

3. Данное стихотворение написал актёр театра и кино Евгений Яковлевич Весник. В стихотворении автор умышленно сделал ошибки. Какие? Какую норму нарушил?

( Языковая, орфоэпическая)

4. Давайте порадуем автора стихотворения и правильно произнесём ошибкоопасные слова.

5. Итак, как вы думаете с каким разделом русского языка связана тема сегодняшнего урока? (с орфоэпией)


2 ученицы выразительно читают стихотворения Е. Весника «Ода русскому языку» (Приложение 1).

Класс слушает чтение, смотрит презентацию.

Учащиеся вступают в беседу с учителем. Проводят частичный анализ «Оды русскому языку». Правильно произносят слова из стихотворения: ОблегчИть, начАть, назад, прИнял, прАвы, сочувствовать, подключИл, осуждЁнный, инцидент, благА.

Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия»




Эмоциональный вход в урок

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств

3

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Подводит к формулировке темы урока, целей, проблемы по следующим вопросам:

Как вы думаете, какая тема урока?

(Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи).

Сформулируйте проблему, которая вытекает из темы сегодняшнего урока.

(Люди не соблюдают языковые нормы русского языка).

А какой проблемный вопрос поднимается из этой проблемы?

(Почему люди не соблюдают нормы? Какие пути решения есть у этой проблемы?)  

В связи с этим давайте сформулируем цели урока. (1. систематизация знаний по разделу «Орфоэпия»; 2. отработка навыка произношения слов; 3.пути решения данной проблемы)

Формулируют тему урока, цели, проблемы, проблемный вопрос. Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия»



Проблемный ряд.

Подводящий диалог


Цель этапа: осознание потребности открытия новых знаний и умений

4

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Говорит, что актуальность данной проблемы учащиеся поняли тогда, когда выполняли домашнее задание. Приложение 2.

Призывает к проверке домашнего задания. Просит отвечать по плану

1.Кого вы задействовали в выполнении задания?

2.В каких словах ошибались люди?

3.Расскажите о ваших чувствах при выполнении данного задания

Отвечают на предложенные учителем вопросы. Делятся своими знаниями, полученными при выполнении домашнего задания. Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия»


Анализ выполнения домашнего задания

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения подобных заданий

5

Этап выявления места и причины затруднений

В ходе беседы подводит итоги первых этапов по вопросам:

Итак, проблема актуальна.

Как вы думаете: почему люди так часто ошибаются?

Какие пути решения есть у этой проблемы?

Путь один: учиться и нести свои знания в массы.

Неслучайно и в ВПР и в ЕГЭ включены задания на проверку орфоэпических норм.

Перед Вами лежат «Орфоэпические словники 2023года». Этот тот минимум, которым должен владеть каждый выпускник школы. Сегодня мы познакомимся со словами, включёнными в него, и убедимся в том, что существуют некие закономерности, которые позволяют нам запомнить правильное произношение слов. Наша задача будет их выявить и по возможности запомнить

Вступают в диалог с учителем, проговаривают проблему затруднений и пути решения. Знакомятся с «Орфоэпическим словником 2023 года для подготовки к ЕГЭ»

Подводящий диалог


Цель этапа: создание ситуации успеха в ходе проведения исследования «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ»

6

Этап самостоятельной работы в парах

Предлагает индивидуальные задания (для каждой группы уникальное). Указывает на время выполнения заданий (7минут).

Сосредоточение

Приложение 3

Выполняют задания, проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия


Исследование «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ».

Работа в парах

Цель этапа: сбережение здоровья учащихся

7

Физкультминутка

Учитель следит за выполнением учащимися физических упражнений

Выполняют физические упражнения


Цель этапа: представление закономерностей произношения слов, выявленных в ходе исследования «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ»

8

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Предлагает озвучить выполненные задания, сверить ответы с эталоном (учитель проецирует возможные ответы учащихся на доску). Подводит итог работы в парах: совсем не обязательно запоминать правильное произношение всех слов. В некоторых случаях могут помочь закономерности, выявленные вами сегодня на уроке. Приложение 4

В ходе проверки (после заданий из раздела «Имя существительное) учитель акцентирует внимание на одном пропущенном в исследовании слове, предлагает учащимся найти его по критериям: это самое длинное имя существительное и ударение в нём падает на 4 слог. Рекомендует выделить его текстовыделителем и запомнить произношение (сосредотОчение)

Демонстрируют выполнение заданий, читают слова в соответствии с орфоэпическими нормами, делают выводы, сверяют с эталоном.

Находят в разделе «Имена существительные» слово «сосредотОчение) и выделяют его, запоминают произношение.


Цель этапа: закрепление знаний, полученных на уроке: произношение слов, включённых в «Орфоэпический словник 2023 года для подготовки к ЕГЭ»

9

Этап реализация полученных знаний

Предлагает изготовить подарок. Подарок выпускнику: закладку для учебника русского языка, используя при этом следующие рекомендации.

Приложение 5


Изготовление подарка выпускнику (закладка – памятка)

Цель этапа: самостоятельный анализ учащимися выполнения поставленных целей

10

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Призывает учащихся самостоятельно оценить результаты своей деятельности

Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.


Цель этапа: доведение до сведения учащихся домашнего задания


11

Этап формулировки домашнего задания

Формулирует домашнее задание: доделать по предложенным на уроке рекомендациям подарок выпускнику (закладку – памятку)

Принимают к сведению



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Е. Весник "Ода русскому языку"

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
"ОсУжденный и инциНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной -
Его для внуков сохраните!


Приложение 2

Домашнее задание

Расставьте ударение в предложенных словах, проверьте себя по орфоэпическому словнику. Затем предложите это же задание родным, знакомым, друзьям. Проверьте верность поставленного ударения в словах. Сделайте вывод по данной работе, опираясь на вопросы:

1.Кого вы задействовали в выполнении задания?

2.В каких словах ошибались люди?

3.Расскажите о ваших чувствах при выполнении данного задания.


Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит

Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит

Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит

Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит

Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит

Аэропорты

Бухгалтеров

Банты

Иксы

Краны

Средства

Торты

Шарфы

Отрочество

Корысть Столяр

Приданое

Диспансер

Жалюзи

Кухонный

Сливовый

Взяла

Клала

Позвонит




Приложение 3



Группа 1

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите слова, оканчивающиеся на -провОд, -лог, -ыв и сделайте вывод.


- провод

-ыв

- лог

1




2




3





Ваш ответ: В существительных, которые имеют второй корень -провОд или –лог ударение всегда падает на ___________________(первый, второй, третий или последний) слог,

например________________________________________________________________________________________,

а в существительных, которые заканчиваются на -ыв, ударение всегда падает на___________________слог, например,_______________________________________________________________________________,



Группа 2

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа. Во 2-ой столбик напишите слова, от которых они образовались. Примерами докажите правильность тезиса: в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.



Им.п., род. п. мн.ч.

Им.п. ед.ч.

1

аэропОрты

аэропОрт

2



3



4



5



6



7

лЕкторов

лЕктор

8

ЛОКТЕЙ

лОктя

9



10



11



12



13



14



15




Ваш ответ: Утверждение, что в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа, является верным. Но существуют слова, которые не подходят под данное правило.

Это слова (назвать их). Их произношение следует запомнить


Группа 3


ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Задание. Заполните таблицу, пользуясь словником. В 1-ый столбик выпишите имена существительные с ударением на первый слог, а во второй – слова с ударением на 2 слог, в 3 –на 3. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.


Ударение на 1 слог

Ударение на 2 слог

Ударение на 3 слог

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15





Группа 4


ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Задание.

1.Найдите в орфоэпическом словнике имена прилагательные в краткой форме. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

Ваш ответ: В именах прилагательных в ______________форме ____________________рода ударение падает на ______________слог. Например,_____________________________________________________________________.


2. Определите, на какой слог падает ударение в производящих словах. Напишите, от каких слов образовались данные имена прилагательные.

Значимый-__________________, кухонный-____________, сливовый-_________________ .

Сделайте вывод.

Производящее слово – это то слово, от которого образовано производное. Например,

Ночной (производное слово) – ночь (производящее).


Ваш ответ: Если в производящем слове ударение падает на ______________ слог, то в производном от него слове ударение тоже будет падать на 1 слог. Например,_____________________________________________________


3. Выделите в словнике остальные прилагательные. Используйте текстовыделитель.

Ваш ответ: Прочитайте выделенные имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими нормами.



Группа 5


ГЛАГОЛЫ

Задание 1. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме прошедшего времени женского рода. Сделайте вывод об их произношении. Глаголы прошедшего времени женского рода с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).

Ваш ответ: В глаголах ____________времени __________________ рода ударение чаще всего падает на ________________слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова)

Задание 2. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме настоящего времени. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Найдите слово, произношение которого необходимо запомнить (используйте текстовыделитель)

Ваш ответ: В глаголах ____________времени ___________лица ударение чаще всего падает на ________________слог. Запомнить_____________________________________________


Группа 6


ГЛАГОЛЫ


Задание. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме инфинитива. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Глаголы в форме инфинитива с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).


Ваш ответ: В глаголах в форме _________________ ударение чаще всего падает на ________________слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова).





Группа 7


ГЛАГОЛЫ

Задание. Заполните таблицу подобными примерами. Пользуйтесь орфоэпическим словником. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод, пользуясь шаблоном.

инфинитив

Прошедшее время, мужской, ед. ч.

Прошедшее время, женский, ед. ч.

Прошедшее время,

множественное число

занЯть

зАнял

занялА

зАняли














Ваш ответ:

1. В глаголах в форме _____________ ударение чаще всего падает на ________________слог. (например, занять, начать, прибыть, принять).

2. В глаголах ____________времени ___________рода __________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, занял, начал, прибыл, принял).

3. В глаголах ____________времени __________________ рода________________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, заняла, начала, прибыла, приняла).

4. В глаголах ____________времени ________________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, заняли, начали, прибыли, приняли).

Группа 8


Причастия и отглагольные прилагательные

Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.

1.В страдательных причастиях _________________времени гласный звук __________________всегда ударный. Например,______________________________________________________________________________________.

2.В кратких причастиях ________________рода ударение падает на ____________________слог. Например,_______________________________________________________________________________________.

3.В полных страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом ____________________ ударение падает на _____________________слог. Например,__________________________________________________________.

4. В полных действительных причастиях настоящего времени ударение падает на ____________________(назови часть слова). Например,___________________________________________________________________________________.

5. В полных действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на гласную __________ (назови часть слова). Например,________________________________________________________________________.



Группа 9

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

деепричастие

инфинитив

Действительное причастие прошедшего времени

закупорив



начав



отдав



подняв



поняв



прибыв



создав





Ваш ответ: В деепричастиях с суффиксами -в/-вши/-ши, как и в действительных причастиях прошедшего времени  ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве, например__________________________________________________________(прочитать примеры из таблицы).



Группа 10

НАРЕЧИЯ

Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

1

вОвремя

донельзя

2



3



4



5




Ваш ответ: В основном в наречиях ударение падает на 1 слог. Например,_______________________________________________. Следует запомнить произношение таких слов, как______________________________________________________________ ___________________________.



Приложение 4

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Группа 1.

Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите слова, оканчивающиеся на -провОд, -лог, -ыв и сделайте вывод.

Ваш ответ: В существительных, которые имеют второй корень -провОд или –лог ударение всегда падает на последний слог,

Например, газопровод, каталог. В существительных, которые заканчиваются на -ыв, ударение всегда падает на последний слог, например, призыв.


- провод

-ыв

- лог

1

водопровод

призыв

каталог

2

газопровод

созыв

некролог

3

нефтепровод








ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Группа 2.

Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа. Во 2-ой столбик напишите слова, от которых они образовались. Примерами докажите правильность тезиса: в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Ваш ответ: Утверждение, что в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа, является верным. Но существуют слова, которые не подходят под данное правило.

Это слова (назвать их). Их произношение следует запомнить



Им.п., род. п. мн.ч.

Им.п. ед.ч.

1

аэропОрты

аэропОрт

2

бухгАлтеров

бухгАлтер

3

бАнты

бАнт

4

Иксы

Икс

5

кОнусов

кОнус

6

крАны

крАн

7

лЕкторов

лЕктор

8

ЛОКТЕЙ

ЛОКТЯ

9

мЕстностей

мЕстностЬ

10

НОВОСТЕЙ

НОВОСТЬ

11

НОГТЕЙ

НОГТЯ

12

СИРОТЫ

СИРОТА

13

срЕдства

срЕдство

14

тОрты

торт

15

шАрфы

шАрф

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Группа 3

Задание. Заполните таблицу, пользуясь словником. В 1-ый столбик выпишите имена существительные с ударением на первый слог, во второй – слова с ударением на 2 слог, в 3 – на 3 слог. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.


Ударение на 1 слог

Ударение на 2 слог

Ударение на 3 слог

1

значимость

досуг

дешевизна

2

недруг

гражданство

жалюзи

3

ненависть

квартал

диспансер

4

отрочество

корысть

5

свёкла

кремень


6

статуя

намерение


7

туфля

недуг


8


партер


9


приданое


10


столяр


11


таможня


12


цемент


13


цепочка


14


шофёр


15


эксперт



ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Группа 4

Задание.

1.Найдите в орфоэпическом словнике имена прилагательные в краткой форме. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

Ваш ответ: В именах прилагательных в краткой форме женского рода ударение падает на последний слог. Например, верна.

2. Определите, на какой слог падает ударение в производящих словах. Напиши, от каких слов образовались данные имена прилагательные.

Значимый-__________________, кухонный-____________, сливовый-_________________ .

Сделайте вывод.

Производящее слово – это то слово, от которого образовано производное. Например,

Ночной (производное слово) – ночь (производящее).

Ваш ответ: Если в производящем слове ударение падает на 1 слог, то в производном от него слове ударение тоже будет падать на 1 слог. Например, значимый.

3. Выдели в словнике остальные прилагательные. Используйте текстовыделитель).

Ваш ответ: Прочитайте имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими нормами. красИвее, мозаИчный, оптОвый, прозорлИвый



ГЛАГОЛЫ

Группа 5

Задание 1. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме прошедшего времени женского рода. Сделайте вывод об их произношении. Глаголы прошедшего времени женского рода с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).

Ваш ответ: В глаголах прош. времени жен. рода ударение чаще всего падает на последний слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова)

Задание 2. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме настоящего времени. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Найдите слово, произношение которого необходимо запомнить (используйте текстовыделитель)

Ваш ответ: В глаголах настоящего времени 3лица ударение чаще всего падает на последний слог. Запомнить_____________________________________________

Группа 6

Задание. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме инфинитива. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Глаголы в форме инфинитива с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).

Ваш ответ: В глаголах в форме инфинитива ударение чаще всего падает на последний слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова).




Прош вр. Жен.р

Глаголы настоящего времени

инфинитив

1

Брала

вручит

ДОЗИРОВАТЬ

2

Взяла

дозвонится

ЗАКУПОРИТЬ

3

влилась

защемит

занять

4

Ворвалась

звонит

запломбировать

5

Восприняла

наделит

защемить

6

воссоздала

накренится

КАШЛЯНУТЬ

7

Гнала

обзвонит

КЛЕИТЬ

8

Добрала

облегчит

кровоточить

9

дождалась

ободрит

надорваться

10

ждала

ободрится

назваться

11

жилОсь

одолжит

накрениться

12

заняла

окружит

обзвонить

13

заперла

ОСВЕДОМИТСЯ

облегчить

14

звала

перезвонит

ободрить

15

КЛАЛА

повторит

обострить

16

КРАЛАСЬ

позвонит

одолжить

17

лгала

сверлит

ОЗЛОБИТЬ

18

лила

сорит

ОКЛЕИТЬ

19

наврала

укрепит

окружить

20

надорвалась

щемит

ОПОШЛИТЬ

21

назвалась


ОСВЕДОМИТЬСЯ

22

налила


ОТКУПОРИТЬ

23

нарвала


отозвать

24

Облилась


перелить

25

обнялась


плодоносить

26

обогнала


пломбировать

27

ободрала


повторить

28

Отбыла


позвать

29

отдала


позвонить

30

отозвала


полить

31

перелила


положить

32

позвала


понять

33

полила


послать

34

поняла


рвать

35

ПОСЛАЛА


сверлить

36

рвала


снять

37

сняла


соврать

38

соврала


создать

39

создала


сорвать

40

сорвала


сорить

41

убрала


убрать

42



углубить

43



укрепить

44



ЧЕРПАТЬ

45



щемить

46



ЩЁЛКАТЬ



Группа 7

Задание. Заполните таблицу подобными примерами. Пользуйтесь орфоэпическим словником. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод, пользуясь шаблоном.

Ваш ответ:

инфинитив

Прошедшее время, мужской, ед. ч.

Прошедшее время, женский, ед. ч.

Прошедшее время,

множественное число

занЯть

зАнял

занялА

зАняли

начать

начал

начала

начали

прибыть

прибыл

прибыла

прибыли

принять

принял

приняла

приняли



1. В глаголах в форме инфинитива ударение чаще всего падает на последний слог. (например, занять, начать, прибыть, принять).

2. В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа ударение чаще всего падает на первый слог (например, занял, начал, прибыл, принял).

3. В глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа ударение чаще всего падает на последний слог (например, заняла, начала, прибыла, приняла).

4. В глаголах прошедшего времени множественного числа ударение чаще всего падает на 1слог (например, заняли, начали, прибыли, приняли)

ПРИЧАСТИЯ

Группа 8

Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.

Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.

1.В страдательных причастиях прошедшего времени гласная буква ё всегда ударная. Например, довезённый, заселённый, низведённый, облегчённый.

2.В кратких причастиях женского рода ударение падает на последний слог, например, занята, снята.

3.В полных страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом Т ударение падает на первый слог. Например, загнутый, занятый, запертый.

4. В полных действительных причастиях настоящего времени ударение падает на суффикс (назови часть слова). Например, кормящий, кровоточащий.

5. В полных действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на гласную корня (назови часть слова). Например, наживший, наливший.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Группа 9

Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

деепричастие

инфинитив

действительное причастие прошедшего времени

закупорив

закупорить

закупоривший

начав

начать

Начавший

отдав

отдать

отдавший

подняв

поднять

поднявший

поняв

понять

понявший

прибыв

прибыть

прибывший

создав

создать

создавший



Ваш ответ: В деепричастиях с суффиксами -в/-вши/-ши, как и в действительных причастиях прошедшего времени  ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве, например, закупорив - закупорить



НАРЕЧИЯ

Группа 10

Задание. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.

Ваш ответ: В основном в наречиях ударение падает на 1 слог. Например, вовремя. Следует запомнить произношение таких слов, как.




1

вОвремя

донЕльзя

2

доверху

красИвее

3

донизу

надОлго

4

досуха

ненадОлго

5

засветло


6

затемно





Приложение 5

Рекомендации по изготовлению закладки - памятки:

  1. Используйте разные цвета, но не более 5

  2. Используйте разный по высоте и ширине шифр: сложные слова пишите крупно, по-особенному выделяйте их

  3. Слова можно писать в любом направлении

  4. Обязательно в словах ставьте ударение или выделяйте ударную букву большим размером

  5. Достоинством работы будет использование в ней закономерностей, выявленных вами на уроке

  6. Сделайте закладку такой, чтобы её было интересно разглядывать, изучать



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!