Технологическая карта урока
Предмет: Родной (русский) язык
Учитель: Павлуцкая Е.В.
Тема урока: Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи
Дата проведения: 25.11.2022
Класс: 8а
Линия УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой
Оборудование: компьютер, экран с проектором, презентация, «Орфоэпический словник 2023 года для подготовки к ЕГЭ», карточки с заданием, шаблоны закладки – памятки, текстовыделители, фломастеры, цветные ручки
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: систематизировать знания по разделу «Орфоэпия»; отработать навыки произношения слов
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, проявление интереса к изучению темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение слушать и слышать мнение других.
Познавательные: поиск и выделение важной информации; действие по алгоритму; подведение итогов.
Регулятивные: постановка и формулирование темы, проблемы, проблемного вопроса, целей урока; саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.
Планируемые результаты (предметные):
- систематизация знаний по разделу «Орфоэпия»;
- осмысление важности соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
- отработка навыка произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»
Воспитательные: проявление интереса к родному русскому языку, формирование уважительного отношения к русской культуре.
№ п/п | Дидактическая структура урока. Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы |
Цель этапа: подготовка к учебной деятельности |
1 | Организационный | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Проверяют готовность к уроку, осознанно включаются в учебную деятельность | |
Цель этапа: мотивация к учебной деятельности, создание условий для получения новых знаний |
2 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Вызывает интерес к уроку, к деятельности; подводит ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; определяет тематические рамки познания, демонстрирует, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится. Беседует с учащимися. Проводит частичный анализ стихотворения по следующему плану: -О чём это стихотворение? (О русском языке) -Какова основная мысль? (Необходимо беречь его, не глумится над ним) -Авторская позиция. К чему призывает нас автор? (Необходимо язык очищать от скверны, следить за своей речью и сохранить его для будущих поколений). Докажите цитатами из текста 3. Данное стихотворение написал актёр театра и кино Евгений Яковлевич Весник. В стихотворении автор умышленно сделал ошибки. Какие? Какую норму нарушил? ( Языковая, орфоэпическая) 4. Давайте порадуем автора стихотворения и правильно произнесём ошибкоопасные слова. 5. Итак, как вы думаете с каким разделом русского языка связана тема сегодняшнего урока? (с орфоэпией) | 2 ученицы выразительно читают стихотворения Е. Весника «Ода русскому языку» (Приложение 1). Класс слушает чтение, смотрит презентацию. Учащиеся вступают в беседу с учителем. Проводят частичный анализ «Оды русскому языку». Правильно произносят слова из стихотворения: ОблегчИть, начАть, назад, прИнял, прАвы, сочувствовать, подключИл, осуждЁнный, инцидент, благА. Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия» | Эмоциональный вход в урок |
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств |
3 | Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Подводит к формулировке темы урока, целей, проблемы по следующим вопросам: Как вы думаете, какая тема урока? (Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи). Сформулируйте проблему, которая вытекает из темы сегодняшнего урока. (Люди не соблюдают языковые нормы русского языка). А какой проблемный вопрос поднимается из этой проблемы? (Почему люди не соблюдают нормы? Какие пути решения есть у этой проблемы?) В связи с этим давайте сформулируем цели урока. (1. систематизация знаний по разделу «Орфоэпия»; 2. отработка навыка произношения слов; 3.пути решения данной проблемы) | Формулируют тему урока, цели, проблемы, проблемный вопрос. Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия» | Проблемный ряд. Подводящий диалог |
Цель этапа: осознание потребности открытия новых знаний и умений |
4 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Говорит, что актуальность данной проблемы учащиеся поняли тогда, когда выполняли домашнее задание. Приложение 2. Призывает к проверке домашнего задания. Просит отвечать по плану 1.Кого вы задействовали в выполнении задания? 2.В каких словах ошибались люди? 3.Расскажите о ваших чувствах при выполнении данного задания | Отвечают на предложенные учителем вопросы. Делятся своими знаниями, полученными при выполнении домашнего задания. Осознают важность и необходимость получения новых знаний по теме «Орфоэпия» | Анализ выполнения домашнего задания |
Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения подобных заданий |
5 | Этап выявления места и причины затруднений | В ходе беседы подводит итоги первых этапов по вопросам: Итак, проблема актуальна. Как вы думаете: почему люди так часто ошибаются? Какие пути решения есть у этой проблемы? Путь один: учиться и нести свои знания в массы. Неслучайно и в ВПР и в ЕГЭ включены задания на проверку орфоэпических норм. Перед Вами лежат «Орфоэпические словники 2023года». Этот тот минимум, которым должен владеть каждый выпускник школы. Сегодня мы познакомимся со словами, включёнными в него, и убедимся в том, что существуют некие закономерности, которые позволяют нам запомнить правильное произношение слов. Наша задача будет их выявить и по возможности запомнить | Вступают в диалог с учителем, проговаривают проблему затруднений и пути решения. Знакомятся с «Орфоэпическим словником 2023 года для подготовки к ЕГЭ» | Подводящий диалог |
Цель этапа: создание ситуации успеха в ходе проведения исследования «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ» |
6 | Этап самостоятельной работы в парах | Предлагает индивидуальные задания (для каждой группы уникальное). Указывает на время выполнения заданий (7минут). Сосредоточение Приложение 3 | Выполняют задания, проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия | Исследование «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ». Работа в парах |
Цель этапа: сбережение здоровья учащихся |
7 | Физкультминутка | Учитель следит за выполнением учащимися физических упражнений | Выполняют физические упражнения | |
Цель этапа: представление закономерностей произношения слов, выявленных в ходе исследования «Орфоэпического словника 2023 года для подготовки к ЕГЭ» |
8 | Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Предлагает озвучить выполненные задания, сверить ответы с эталоном (учитель проецирует возможные ответы учащихся на доску). Подводит итог работы в парах: совсем не обязательно запоминать правильное произношение всех слов. В некоторых случаях могут помочь закономерности, выявленные вами сегодня на уроке. Приложение 4 В ходе проверки (после заданий из раздела «Имя существительное) учитель акцентирует внимание на одном пропущенном в исследовании слове, предлагает учащимся найти его по критериям: это самое длинное имя существительное и ударение в нём падает на 4 слог. Рекомендует выделить его текстовыделителем и запомнить произношение (сосредотОчение) | Демонстрируют выполнение заданий, читают слова в соответствии с орфоэпическими нормами, делают выводы, сверяют с эталоном. Находят в разделе «Имена существительные» слово «сосредотОчение) и выделяют его, запоминают произношение. | |
Цель этапа: закрепление знаний, полученных на уроке: произношение слов, включённых в «Орфоэпический словник 2023 года для подготовки к ЕГЭ» |
9 | Этап реализация полученных знаний | Предлагает изготовить подарок. Подарок выпускнику: закладку для учебника русского языка, используя при этом следующие рекомендации. Приложение 5 | | Изготовление подарка выпускнику (закладка – памятка) |
Цель этапа: самостоятельный анализ учащимися выполнения поставленных целей |
10 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Призывает учащихся самостоятельно оценить результаты своей деятельности | Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. | |
Цель этапа: доведение до сведения учащихся домашнего задания | |
11 | Этап формулировки домашнего задания | Формулирует домашнее задание: доделать по предложенным на уроке рекомендациям подарок выпускнику (закладку – памятку) | Принимают к сведению | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Е. Весник "Ода русскому языку"
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
"ОсУжденный и инциНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной -
Его для внуков сохраните!
Приложение 2
Домашнее задание
Расставьте ударение в предложенных словах, проверьте себя по орфоэпическому словнику. Затем предложите это же задание родным, знакомым, друзьям. Проверьте верность поставленного ударения в словах. Сделайте вывод по данной работе, опираясь на вопросы:
1.Кого вы задействовали в выполнении задания?
2.В каких словах ошибались люди?
3.Расскажите о ваших чувствах при выполнении данного задания.
Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит | Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит | Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит | Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит | Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит | Аэропорты Бухгалтеров Банты Иксы Краны Средства Торты Шарфы Отрочество Корысть Столяр Приданое Диспансер Жалюзи Кухонный Сливовый Взяла Клала Позвонит |
Приложение 3
Группа 1
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите слова, оканчивающиеся на -провОд, -лог, -ыв и сделайте вывод.
Ваш ответ: В существительных, которые имеют второй корень -провОд или –лог ударение всегда падает на ___________________(первый, второй, третий или последний) слог,
например________________________________________________________________________________________,
а в существительных, которые заканчиваются на -ыв, ударение всегда падает на___________________слог, например,_______________________________________________________________________________,
Группа 2
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа. Во 2-ой столбик напишите слова, от которых они образовались. Примерами докажите правильность тезиса: в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
| Им.п., род. п. мн.ч. | Им.п. ед.ч. |
1 | аэропОрты | аэропОрт |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | лЕкторов | лЕктор |
8 | ЛОКТЕЙ | лОктя |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
Ваш ответ: Утверждение, что в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа, является верным. Но существуют слова, которые не подходят под данное правило.
Это слова (назвать их). Их произношение следует запомнить
Группа 3
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Задание. Заполните таблицу, пользуясь словником. В 1-ый столбик выпишите имена существительные с ударением на первый слог, а во второй – слова с ударением на 2 слог, в 3 –на 3. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
| Ударение на 1 слог | Ударение на 2 слог | Ударение на 3 слог |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
Группа 4
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание.
1.Найдите в орфоэпическом словнике имена прилагательные в краткой форме. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
Ваш ответ: В именах прилагательных в ______________форме ____________________рода ударение падает на ______________слог. Например,_____________________________________________________________________.
2. Определите, на какой слог падает ударение в производящих словах. Напишите, от каких слов образовались данные имена прилагательные.
Значимый-__________________, кухонный-____________, сливовый-_________________ .
Сделайте вывод.
Производящее слово – это то слово, от которого образовано производное. Например,
Ночной (производное слово) – ночь (производящее).
Ваш ответ: Если в производящем слове ударение падает на ______________ слог, то в производном от него слове ударение тоже будет падать на 1 слог. Например,_____________________________________________________
3. Выделите в словнике остальные прилагательные. Используйте текстовыделитель.
Ваш ответ: Прочитайте выделенные имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими нормами.
Группа 5
ГЛАГОЛЫ
Задание 1. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме прошедшего времени женского рода. Сделайте вывод об их произношении. Глаголы прошедшего времени женского рода с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).
Ваш ответ: В глаголах ____________времени __________________ рода ударение чаще всего падает на ________________слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова)
Задание 2. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме настоящего времени. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Найдите слово, произношение которого необходимо запомнить (используйте текстовыделитель)
Ваш ответ: В глаголах ____________времени ___________лица ударение чаще всего падает на ________________слог. Запомнить_____________________________________________
Группа 6
ГЛАГОЛЫ
Задание. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме инфинитива. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Глаголы в форме инфинитива с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).
Ваш ответ: В глаголах в форме _________________ ударение чаще всего падает на ________________слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова).
Группа 7
ГЛАГОЛЫ
Задание. Заполните таблицу подобными примерами. Пользуйтесь орфоэпическим словником. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод, пользуясь шаблоном.
инфинитив | Прошедшее время, мужской, ед. ч. | Прошедшее время, женский, ед. ч. | Прошедшее время, множественное число |
занЯть | зАнял | занялА | зАняли |
| | | |
| | | |
| | | |
Ваш ответ:
1. В глаголах в форме _____________ ударение чаще всего падает на ________________слог. (например, занять, начать, прибыть, принять).
2. В глаголах ____________времени ___________рода __________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, занял, начал, прибыл, принял).
3. В глаголах ____________времени __________________ рода________________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, заняла, начала, прибыла, приняла).
4. В глаголах ____________времени ________________числа ударение чаще всего падает на ________________слог (например, заняли, начали, прибыли, приняли).
Группа 8
Причастия и отглагольные прилагательные
Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.
1.В страдательных причастиях _________________времени гласный звук __________________всегда ударный. Например,______________________________________________________________________________________.
2.В кратких причастиях ________________рода ударение падает на ____________________слог. Например,_______________________________________________________________________________________.
3.В полных страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом ____________________ ударение падает на _____________________слог. Например,__________________________________________________________.
4. В полных действительных причастиях настоящего времени ударение падает на ____________________(назови часть слова). Например,___________________________________________________________________________________.
5. В полных действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на гласную __________ (назови часть слова). Например,________________________________________________________________________.
Группа 9
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
деепричастие | инфинитив | Действительное причастие прошедшего времени |
закупорив | | |
начав | | |
отдав | | |
подняв | | |
поняв | | |
прибыв | | |
создав | | |
Ваш ответ: В деепричастиях с суффиксами -в/-вши/-ши, как и в действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве, например__________________________________________________________(прочитать примеры из таблицы).
Группа 10
НАРЕЧИЯ
Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
1 | вОвремя | донельзя |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Ваш ответ: В основном в наречиях ударение падает на 1 слог. Например,_______________________________________________. Следует запомнить произношение таких слов, как______________________________________________________________ ___________________________.
Приложение 4
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Группа 1.
Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите слова, оканчивающиеся на -провОд, -лог, -ыв и сделайте вывод.
Ваш ответ: В существительных, которые имеют второй корень -провОд или –лог ударение всегда падает на последний слог,
Например, газопровод, каталог. В существительных, которые заканчиваются на -ыв, ударение всегда падает на последний слог, например, призыв.
| - провод | -ыв | - лог |
1 | водопровод | призыв | каталог |
2 | газопровод | созыв | некролог |
3 | нефтепровод | | |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Группа 2.
Задание. Заполните таблицу, пользуясь орфоэпическим словником. Выпишите имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа. Во 2-ой столбик напишите слова, от которых они образовались. Примерами докажите правильность тезиса: в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
Ваш ответ: Утверждение, что в именах существительных множественного числа ударение то же, что и в форме единственного числа, является верным. Но существуют слова, которые не подходят под данное правило.
Это слова (назвать их). Их произношение следует запомнить
| Им.п., род. п. мн.ч. | Им.п. ед.ч. |
1 | аэропОрты | аэропОрт |
2 | бухгАлтеров | бухгАлтер |
3 | бАнты | бАнт |
4 | Иксы | Икс |
5 | кОнусов | кОнус |
6 | крАны | крАн |
7 | лЕкторов | лЕктор |
8 | ЛОКТЕЙ | ЛОКТЯ |
9 | мЕстностей | мЕстностЬ |
10 | НОВОСТЕЙ | НОВОСТЬ |
11 | НОГТЕЙ | НОГТЯ |
12 | СИРОТЫ | СИРОТА |
13 | срЕдства | срЕдство |
14 | тОрты | торт |
15 | шАрфы | шАрф |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Группа 3
Задание. Заполните таблицу, пользуясь словником. В 1-ый столбик выпишите имена существительные с ударением на первый слог, во второй – слова с ударением на 2 слог, в 3 – на 3 слог. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
| Ударение на 1 слог | Ударение на 2 слог | Ударение на 3 слог |
1 | значимость | досуг | дешевизна |
2 | недруг | гражданство | жалюзи |
3 | ненависть | квартал | диспансер |
4 | отрочество | корысть | |
5 | свёкла | кремень | |
6 | статуя | намерение | |
7 | туфля | недуг | |
8 | | партер | |
9 | | приданое | |
10 | | столяр | |
11 | | таможня | |
12 | | цемент | |
13 | | цепочка | |
14 | | шофёр | |
15 | | эксперт | |
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Группа 4
Задание.
1.Найдите в орфоэпическом словнике имена прилагательные в краткой форме. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
Ваш ответ: В именах прилагательных в краткой форме женского рода ударение падает на последний слог. Например, верна.
2. Определите, на какой слог падает ударение в производящих словах. Напиши, от каких слов образовались данные имена прилагательные.
Значимый-__________________, кухонный-____________, сливовый-_________________ .
Сделайте вывод.
Производящее слово – это то слово, от которого образовано производное. Например,
Ночной (производное слово) – ночь (производящее).
Ваш ответ: Если в производящем слове ударение падает на 1 слог, то в производном от него слове ударение тоже будет падать на 1 слог. Например, значимый.
3. Выдели в словнике остальные прилагательные. Используйте текстовыделитель).
Ваш ответ: Прочитайте имена прилагательные в соответствии с орфоэпическими нормами. красИвее, мозаИчный, оптОвый, прозорлИвый
ГЛАГОЛЫ
Группа 5
Задание 1. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме прошедшего времени женского рода. Сделайте вывод об их произношении. Глаголы прошедшего времени женского рода с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).
Ваш ответ: В глаголах прош. времени жен. рода ударение чаще всего падает на последний слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова)
Задание 2. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме настоящего времени. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Найдите слово, произношение которого необходимо запомнить (используйте текстовыделитель)
Ваш ответ: В глаголах настоящего времени 3лица ударение чаще всего падает на последний слог. Запомнить_____________________________________________
Группа 6
Задание. Выделите в орфоэпическом словнике глаголы в форме инфинитива. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод. Глаголы в форме инфинитива с произношением отличным от других выделите ярким цветом (используйте текстовыделитель).
Ваш ответ: В глаголах в форме инфинитива ударение чаще всего падает на последний слог. Следует запомнить произношение таких слов, как (прочитать ярко выделенные слова).
| Прош вр. Жен.р | Глаголы настоящего времени | инфинитив |
1 | Брала | вручит | ДОЗИРОВАТЬ |
2 | Взяла | дозвонится | ЗАКУПОРИТЬ |
3 | влилась | защемит | занять |
4 | Ворвалась | звонит | запломбировать |
5 | Восприняла | наделит | защемить |
6 | воссоздала | накренится | КАШЛЯНУТЬ |
7 | Гнала | обзвонит | КЛЕИТЬ |
8 | Добрала | облегчит | кровоточить |
9 | дождалась | ободрит | надорваться |
10 | ждала | ободрится | назваться |
11 | жилОсь | одолжит | накрениться |
12 | заняла | окружит | обзвонить |
13 | заперла | ОСВЕДОМИТСЯ | облегчить |
14 | звала | перезвонит | ободрить |
15 | КЛАЛА | повторит | обострить |
16 | КРАЛАСЬ | позвонит | одолжить |
17 | лгала | сверлит | ОЗЛОБИТЬ |
18 | лила | сорит | ОКЛЕИТЬ |
19 | наврала | укрепит | окружить |
20 | надорвалась | щемит | ОПОШЛИТЬ |
21 | назвалась | | ОСВЕДОМИТЬСЯ |
22 | налила | | ОТКУПОРИТЬ |
23 | нарвала | | отозвать |
24 | Облилась | | перелить |
25 | обнялась | | плодоносить |
26 | обогнала | | пломбировать |
27 | ободрала | | повторить |
28 | Отбыла | | позвать |
29 | отдала | | позвонить |
30 | отозвала | | полить |
31 | перелила | | положить |
32 | позвала | | понять |
33 | полила | | послать |
34 | поняла | | рвать |
35 | ПОСЛАЛА | | сверлить |
36 | рвала | | снять |
37 | сняла | | соврать |
38 | соврала | | создать |
39 | создала | | сорвать |
40 | сорвала | | сорить |
41 | убрала | | убрать |
42 | | | углубить |
43 | | | укрепить |
44 | | | ЧЕРПАТЬ |
45 | | | щемить |
46 | | | ЩЁЛКАТЬ |
Группа 7
Задание. Заполните таблицу подобными примерами. Пользуйтесь орфоэпическим словником. Прочитайте их в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод, пользуясь шаблоном.
Ваш ответ:
инфинитив | Прошедшее время, мужской, ед. ч. | Прошедшее время, женский, ед. ч. | Прошедшее время, множественное число |
занЯть | зАнял | занялА | зАняли |
начать | начал | начала | начали |
прибыть | прибыл | прибыла | прибыли |
принять | принял | приняла | приняли |
1. В глаголах в форме инфинитива ударение чаще всего падает на последний слог. (например, занять, начать, прибыть, принять).
2. В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа ударение чаще всего падает на первый слог (например, занял, начал, прибыл, принял).
3. В глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа ударение чаще всего падает на последний слог (например, заняла, начала, прибыла, приняла).
4. В глаголах прошедшего времени множественного числа ударение чаще всего падает на 1слог (например, заняли, начали, прибыли, приняли)
ПРИЧАСТИЯ
Группа 8
Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.
Задание: Прочитайте причастия в соответствии с орфоэпическими нормами. Заполните пропуски в тексте.
1.В страдательных причастиях прошедшего времени гласная буква ё всегда ударная. Например, довезённый, заселённый, низведённый, облегчённый.
2.В кратких причастиях женского рода ударение падает на последний слог, например, занята, снята.
3.В полных страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом Т ударение падает на первый слог. Например, загнутый, занятый, запертый.
4. В полных действительных причастиях настоящего времени ударение падает на суффикс (назови часть слова). Например, кормящий, кровоточащий.
5. В полных действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на гласную корня (назови часть слова). Например, наживший, наливший.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Группа 9
Задание. Пользуясь орфоэпическим словником, заполните таблицу. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
деепричастие | инфинитив | действительное причастие прошедшего времени |
закупорив | закупорить | закупоривший |
начав | начать | Начавший |
отдав | отдать | отдавший |
подняв | поднять | поднявший |
поняв | понять | понявший |
прибыв | прибыть | прибывший |
создав | создать | создавший |
Ваш ответ: В деепричастиях с суффиксами -в/-вши/-ши, как и в действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве, например, закупорив - закупорить
НАРЕЧИЯ
Группа 10
Задание. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сделайте вывод.
Ваш ответ: В основном в наречиях ударение падает на 1 слог. Например, вовремя. Следует запомнить произношение таких слов, как.
| | |
1 | вОвремя | донЕльзя |
2 | доверху | красИвее |
3 | донизу | надОлго |
4 | досуха | ненадОлго |
5 | засветло | |
6 | затемно | |
Приложение 5
Рекомендации по изготовлению закладки - памятки:
Используйте разные цвета, но не более 5
Используйте разный по высоте и ширине шифр: сложные слова пишите крупно, по-особенному выделяйте их
Слова можно писать в любом направлении
Обязательно в словах ставьте ударение или выделяйте ударную букву большим размером
Достоинством работы будет использование в ней закономерностей, выявленных вами на уроке
Сделайте закладку такой, чтобы её было интересно разглядывать, изучать