664078, г. Иркутск, м-н Зелёный, д.46; тел./факс: 37-16-24
учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ N31
г. Иркутск, 2023
1.Повторить и систематизировать знания о химических свойствах карбонатов.
3.Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
4.Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием.
5.Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.
1.Показать значимость химических знаний для современного производства.
2.Представить доказательства неизбежности использования открытий новых знаний на любом этапе развития науки и техники.
1.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науки.
2.Развивать память и внимание учащихся, привлекать к активному познавательному процессу.
3.Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различные по сложности задания
Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка.
Реактивы: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Актуализация знаний и умений |
1. Организует деятельность по проверке домашнего задания и выполнение заданий на повторение: -контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами (приложение1) - подводит итог опроса | Самостоятельно выполняют задания Формируют умения самоконтроля. Отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты. В конце работы меняются вариантами и проверяют задания. Слушают заключение учителя | Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов Распознавать опытным путём карбонат - ,сульфат- и -хлорид ионы. Записывать уравнения реакций в ионном виде. Устанавливать межпредметные связи | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя Принимать и сохранять учебную задачу | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
II. Изучение нового материала |
1. Организует деятельность по выявлению знаний о химических свойствах карбонатов и гидрокарбонатов: Стадия вызова - подводит учащихся к формулированию химических свойств для гидрокарбонатов; -предлагает выполнить лабораторную работу (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения» (приложение2 , опыт1,2) | Выполняют задание. Записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном видах | Строить логические рассуждения, формулировать выводы | Принимать и сохранять учебную задачу | Осознанно использовать речевые средства. Владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Понимать значимость химических свойств для определённых классов соединений. Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Соблюдать технику безопасности , правильно обращаться с химической посудой . |
2. Организует обсуждение экспериментов, приведших к открытию свойств неизученного вещества (гидрокарбоната натрия) Стадия вызова | Формулируют химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов Обсуждают результаты эксперимента. Записывают ответ в рабочую тетрадь. Обсуждают причину различных результатов (по вызову учителя или по желанию) | Проводить наблюдение, объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания | Понимать и воспринимать объяснение учителя. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог | Прогнозировать свойства неизученных веществ. |
3. Актуализирует знания о распознавании ионов. предлагает выполнить лабораторную работу (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения» (приложение2. опыт3) | Отвечают по вызову учителя или по желанию (Ф). Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников. Анализируют результаты опыта | Устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями, происходящими в ходе опыта. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблице | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Осознанно строить речевое высказывание. Уметь слушать собеседника. | Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием. |
4. Организует работу по систематизации изученного материала: - предлагает изучить устройство и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»). (приложение3) - предлагает обсудить результаты его выполнения Стадия осмысления | Анализируют принцип действия огнетушителя Записывают в рабочую тетрадь уравнение реакции в ионном и молекулярном видах Обсуждают выполненное задание | Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в форме таблицы (аспект смыслового чтения). | Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Уметь слушать собеседника; уметь в коммуникации строить понятные для собеседника высказывания | Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
III. Закрепление нового материала |
1. Организует работу по составлению химических реакций (задание № 2 на с. 128 ) | Вызванный учащийся у доски выполняет задание. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях | Использовать знаково-символические средства для составления химических реакций | Выполнять учебные действия в материализованной форме. | Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками | Управлять своей познавательной деятельностью |
2. Организует работу по анализу выполнения задания № 2 на с. 128: - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ; - предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины Рефлексия (приложение 4) | По вызову учителя или по желанию отвечают на вопросы учителя | Анализировать объекты, строить логические рассуждения. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками | Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
IV. Домашнее задание |
Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 35 учебника. 2. Выполнить задания № 7, задача №2 § 35 учебника. *Приложения 1 Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами. При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты. В конце работы меняются вариантами и проверяют задания. 1.Из перечня веществ выберите: В-1 -- средние соли В-2-- кислые соли А)MgCO3 Б)NH4HCO3 В)Ba(HCO3)2 Г)K2CO3 2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3 В-2- CuCI2 А) кислая Б) щелочная В) нейтральная 3. Определите массовую долю углерода в соединении: В-1 -- NaHCO3 В-2- Na2CO3 А) 14.3% Б)32% В) 11.3% Г)16.3% 4. Выберите характерные реакции для веществ: В-1 -- Na2CO3 В-2- CaCO3 А) + кислота Б) разложение при нагревании В)+ SO2 Г)+K2O *Приложения 2 Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения». Свойства | NaHCO3 гидрокарбонат натрия | Na2CO3 карбонат натрия | CaCO3 карбонат кальция | нагревание | | | | Ca(OH)2 | | | | HCI | | | | | | | | Заполнить таблицу. ионы | CO32- | SO42- | CI- | H+ | CO2 | | | Ba2+ | | BaSO4 белый осадок | | Ag+ | | | AgCI белый творожистый осадок | *Приложение 3 Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»). Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном. В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него. Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг. Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет. (гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода) Напишите уравнения реакций. *Приложение 4 Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям: – "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой; – "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе; – "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы. |