СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Взаимопревращения солей угольной кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Взаимопревращения солей угольной кислоты"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г . ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

664078, г. Иркутск, м-н Зелёный, д.46; тел./факс: 37-16-24











Взаимопревращения солей угольной кислоты

(урок химии в 9А классе)







Суслопарова Наталья Вячеславовна

учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ N31
г. Иркутск, 2023

Сценарий урока

Тема урока: Взаимопревращения солей угольной кислоты.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Цели: формирование

  • представления о сущности химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения;

  • навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;

  • умений составлять химические реакции, доказывающие химические свойства солей, их взаимопревращения;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Задачи:

Образовательные

1.Повторить и систематизировать знания о химических свойствах карбонатов.

2.Расширить знания учащихся о свойствах карбонатов

3.Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

4.Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием.

5.Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.

Воспитательные

1.Показать значимость химических знаний для современного производства.

2.Представить доказательства неизбежности использования открытий новых знаний на любом этапе развития науки и техники.

Развивающие

1.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науки.

2.Развивать память и внимание учащихся, привлекать к активному познавательному процессу.

3.Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различные по сложности задания

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;

Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка.

Реактивы: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация знаний и умений

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания и выполнение заданий на повторение:

-контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами

(приложение1)

- подводит итог опроса

Самостоятельно выполняют задания Формируют умения самоконтроля. Отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты. В конце работы меняются вариантами и проверяют задания.

Слушают заключение учителя


Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов

Распознавать опытным путём карбонат - ,сульфат- и -хлорид ионы.

Записывать уравнения реакций в ионном виде.

Устанавливать межпредметные связи

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Принимать и сохранять учебную задачу

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

II. Изучение нового материала

1. Организует деятельность по выявлению знаний о химических свойствах карбонатов и гидрокарбонатов:

Стадия вызова

- подводит учащихся к формулированию химических свойств для гидрокарбонатов;

-предлагает выполнить лабораторную работу (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения» (приложение2 , опыт1,2)


Выполняют задание. Записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном видах



Строить логические рассуждения, формулировать выводы


Принимать и сохранять учебную задачу

Осознанно использовать речевые средства.

Владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Понимать значимость химических свойств для определённых классов соединений.

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Соблюдать технику безопасности , правильно обращаться с химической посудой .

2. Организует обсуждение экспериментов, приведших к открытию свойств неизученного вещества (гидрокарбоната натрия)

Стадия вызова


Формулируют химические свойства карбонатов и гидрокарбонатов

Обсуждают результаты эксперимента.

Записывают ответ в рабочую тетрадь.

Обсуждают причину различных результатов (по вызову учителя или по желанию)

Проводить наблюдение, объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания


Понимать и воспринимать объяснение учителя.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог


Прогнозировать свойства неизученных веществ.











3. Актуализирует знания о распознавании ионов.

предлагает выполнить лабораторную работу (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения» (приложение2. опыт3)


Отвечают по вызову учителя или по желанию (Ф).

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников.

Анализируют

результаты опыта

Устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями, происходящими в ходе опыта.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблице


Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


Осознанно строить речевое высказывание.

Уметь слушать собеседника.


Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием.


4. Организует работу по систематизации изученного материала:

- предлагает изучить устройство и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).

(приложение3)

- предлагает обсудить результаты его выполнения

Стадия осмысления


Анализируют принцип действия огнетушителя

Записывают в рабочую тетрадь уравнение реакции в ионном и молекулярном видах

Обсуждают выполненное задание


Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в форме таблицы (аспект смыслового чтения).




Принимать и сохранять учебную задачу.

Выполнять учебные действия в материализованной форме.




Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Уметь слушать собеседника; уметь в коммуникации строить понятные для собеседника высказывания

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию



III. Закрепление нового материала

1. Организует работу по составлению химических реакций (задание № 2 на с. 128 )

Вызванный учащийся у доски выполняет задание.

Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях

Использовать знаково-символические средства для составления химических реакций


Выполнять учебные действия в материализованной форме.


Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Управлять своей познавательной деятельностью

2. Организует работу по анализу выполнения задания № 2 на с. 128:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины

Рефлексия (приложение 4)

По вызову учителя или по желанию отвечают на вопросы учителя

Анализировать объекты, строить логические рассуждения.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания


Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.


Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию



IV. Домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания:

1. § 35 учебника.

2. Выполнить задания № 7, задача №2 § 35 учебника.


*Приложения 1

Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами.

При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты. В конце работы меняются вариантами и проверяют задания.

1.Из перечня веществ выберите: В-1 -- средние соли В-2-- кислые соли


А)MgCO3 Б)NH4HCO3 В)Ba(HCO3)2 Г)K2CO3

2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3 В-2- CuCI2


А) кислая Б) щелочная В) нейтральная

3. Определите массовую долю углерода в соединении:

В-1 -- NaHCO3 В-2- Na2CO3


А) 14.3% Б)32% В) 11.3% Г)16.3%

4. Выберите характерные реакции для веществ:

В-1 -- Na2CO3 В-2- CaCO3


А) + кислота Б) разложение при нагревании В)+ SO2 Г)+K2O


*Приложения 2

Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».



Свойства

NaHCO3

гидрокарбонат натрия

Na2CO3

карбонат натрия

CaCO3

карбонат кальция

нагревание




Ca(OH)2




HCI











Заполнить таблицу.

ионы

CO32-

SO42-

CI-

H+

CO2



Ba2+


BaSO4

белый осадок


Ag+



AgCI

белый творожистый осадок


*Приложение 3

Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).

Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном.

В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него.

Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг.

Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет.

(гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода)

Напишите уравнения реакций.

*Приложение 4 Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:

– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;

– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;

– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!