Дата проведения: 08.04.2021г.
Автор УМК (программного курса): А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Хронометраж |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой Слайд 1 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. Подтянитесь, улыбнитесь. И тихонько все садитесь. | Слушают учителя. Настраиваются на работу. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | 0,5 мин. |
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности | Разгадывание загадок и беседа по теме «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» | Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам: -Ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного. А чтобы узнать в какой уголок природы мы отправимся, отгадайте загадку Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Красоту увидишь в нем. (Лес) -В какой зеленый дом мы отправимся? ЛЕС Слайд 2 - Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес? (Владимир Иванович Даль написал в своем словаре: «Лес - это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями»). | Разгадывают загадку, отвечают на вопрос Дети высказывают свои предположения | | | 2 мин. |
III. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. | Работа с учебником | 1 .Проблемная ситуация. Прежде чем мы окажемся в лесу, давайте попробуем услышать друг друга и все звуки, которые нас окружают. Что для этого нужно сделать? Я выбрала ключевые слова ЛЕС и ТИШИНА. Как они связаны между собой? Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируем вместе тему урока. Тишине в лесу и будет посвящена тема нашего урока? Прочитайте тему урока Слайд 3 Тема: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Откройте учебники на с. 48 Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой. В учебнике сказано ещё одному. Какие правила поведения в природе вы узнали на прошлом уроке? | (Создать тишину) Формулируют тему урока Читают (Нельзя рвать цветы и ловить бабочек) | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о необходимости соблюдать правила поведения в лесу; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) | 5 мин. |
IV. Изучение нового материала | На доске 3 картинки (слон, белый медведь и муравей) Музыкальное сопровождение к слайду «Звуки леса» | Ребята, чтобы нам не заблудится, давайте выберем себе проводника, который поможет нам в случае затруднения. -Молодцы. Выбрали муравья, так как лес-это его дом, значит он там хозяин, а мы - гости. Надеюсь, вы помните, как вести себя в гостях. Итак, в путь. Включает музыку. 1. Релаксация Закройте глаза. Представьте, что вы сейчас оказались в лесу. Вы ощущаете приятную лесную прохладу. Вдохните…Вы чувствуете запахи леса, лесной травы, коры деревьев. Вы слышите звуки леса….. Давайте прислушаемся к голосам леса. (включ. «ЗВУКИ ЛЕСА») Откройте глаза… Потянитесь… Улыбнитесь друг другу… 2. Беседа Что вы представили? Вам удалось представить и услышать всю красоту природы? Кого вы услышали? Для чего птицы издают голоса? -Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь? 3. Загадки Хорошо. Да вот только изображение нашего леса какое-то скучное. Давайте это исправим. Ведь лес это не только деревья. Отгадайте загадки. Слайд 5-13 (Звери) Это, конечно не все лесные обитатели. Жителей леса намного больше и потребуется не один урок, чтобы познакомиться с ними. Слайд 14 Посмотрите каким красивым стал наш лес. Игра «Лесной хор». А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей? Тогда давайте попробуем воспроизвести песни птиц, которыми они нас радуют. Слайд 15-19 (птицы) Разделимся на 3 группы. 1 парта- Марина будет озвучивать воробьёв. Как поёт воробей? Давай попробуем пропеть 2 парта - Данила будет озвучивать ворон. Как поёт ворона? 3 парта- Вика будет озвучивать кукушку. Как поет кукушка? Я, ребята, буду дирижером! По взмаху правой руки поют воробьи, по взмаху левой руки поют вороны, как только я опускаю руки вниз – должен прозвучать великолепный хор кукушек. А, если я подниму руки, то тогда поют все вместе. Приготовились, начали. Молодцы! У нас получился настоящий лесной концерт. Аплодисменты. Похлопаем друг-другу. Вывод: лес шелестит, поёт, звенит, жужжит… - Слушайте лес, радуйтесь его голосам! | Выбирают Слушают звуки леса Отвечают на вопросы Отгадывают загадки. - Играют в игру - Чик-чирик! - Кар-Кар - Ку-Ку - Хлопают друг другу | Фронтальная. | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации ; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний; Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | 10 мин. |
V.Физкультминутка | Физкультминутка | Слайд 20 Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята. Вон, на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. | Выполняют упражнения | | | 1 мин. |
VI.Первичное закрепление | Работа по материалам учебника (с. 49) | Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Поясняет задания, осуществляет контроль Ребята, откройте учебник на с. 49 Слайд 21 Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Как ведут себя ребята? Какое правило забыли дети? Давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину? Прочтите под картинкой «Знаете ли вы, что…» Используя эту информацию, выскажете предположения, к каким последствиям может привести шум в лесу. У. обобщает ответы детей: (В лесу нужно соблюдать тишину, чтобы не нарушать жизнь его обитателей) | Отвечают на вопросы. Ответы детей Читают текст «Знаете ли вы, что..» Дети читают и высказывают свои предположения. (Проверяют себя по учебнику с.89.) | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. | 5 мин. |
VII.Продолжение работы по теме урока | Работа по учебнику с. 49. Работа в группе. Задание творческого характера. | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания -Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. Предлагает подобрать правильные пояснения к экологическим условным знакам и соотнести знак и правило к нему. Ребята, предлагаю вам поработать в группе. И совместными усилиями собрать правила друзей природы. Вам нужно соотнести нужное правило и знак к нему. Давайте вместе с вами повторим и уясним, как не надо себя вести в природе. Учитель прикрепляет условные знаки на доску. Слайд 27 Повторим правила работы в группе | Читают Повторяют Выполнить творческое – практическое задание | Индивидуальная Работа в группе | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | 10 мин. |
VIII. Первичное осмысление и закрепление | Игра «Хлопок» Работа в тетради с. 32 (если останется время) | Игра «Хлопок» (если действие хорошее - хлопок, плохое- тишина) Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания -Дети оставили костёр в лесу. - -Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки. (хлопок) - Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь , зелени-то много – ещё вырастет. - - Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле. (хлопок) - Ребята наблюдают за муравейником. ( хлопок) - Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый. - - Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой , покормим и отпустим .- -Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам , чтобы узнать лесные тайны. (хлопок) - В лесу надо быть гостем, а не хозяином. (хлопок) Работа в тетради с. 32 (если останется время) Р. т. №2 с. 32 Рассмотрите знак, который изготовил Муравей Вопросик. Сформулируй правило к этому знаку. Нарисуй такой же или придумай свой к этому правилу. | Выполняют задания Хлопки | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. | 5 мин. |
IX. Итог урока. X. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке | Слайд 15. Давайте подведем итог урока, так « Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» Проводит беседу по вопросам: - Что нового узнали на уроке? – Оцените свои достижения на уроке? Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, чего не хватает? (листвы) - Да это не простое дерево, это дерево наших достижений. А достижения – это листочки дерева. У вас на столах лежат листочки зеленого, желтого и красного цветов. цените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно ,то прикрепите зеленый листок, затруднялся при выполнении заданий, то – желтый листок, а если было трудно работать – красный листок. -С Спасибо всем. Молодцы! Предлагаю дома нарисовать тот лес, в котором мы сегодня побывали. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | 1,5 мин. |