СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Поэзия второй половины 20 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 11 классе на тему: "Поэзия второй половины 20 века" (обзорный урок).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Поэзия второй половины 20 века"»

11 класс


УМК: Коровина В.Я. Литература 11 класс. – М.: Просвещение, 2012. – Ч.2 – 384 с.

Тема:Поэзия второй половины XX века.

Место урока: первый урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-характеристика определенного этапа развития литературы.

Цели урока:

воспитывающие:

–способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

–создавать условия для приобщения обучающихся к духовному миру литературы и осознанию неповторимости автоской и эстрадной песни в русской поэзии XX века;

–способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству поэтов второй половины XX века и чтению в целом;

–формировать положительную мотивацию обучения.

развивающие:

–способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

–углубить и расширить знания о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов;

–совершенствовать навыки выразительного чтения  стихотворений;

–способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся.

обучающие:

–познакомить учащихся с творчеством поэтов второй половины XX века;

–выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа;

- выявить основные направления в творчестве поэтов периода «оттепели»;

- проследить, современны ли их произведения в настоящее время.

Личностные результаты.

– приобщение обучающихся к духовному миру литературы, авторской песне;

– сформировано осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.

Предметные результаты:

– сформировано представление об истоках мировоззрения поэтов – «шестидесятников»;

–сформировано представление об основных этапах жизни и творчества поэтов второй половины XX века.

Метапредметные результаты:

– умеют поставить цель и организовать ее достижение;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Методы: лекционный метод, метод эмоционально-образного постижения художественного произведения, частично-поисковый метод (эвристический), исследовательский метод.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор.

Основные понятия: биография, авторская песня, барды, эстрада.

План урока:

I.Организационный момент (1 мин)

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся (3 мин)

III.Открытие новых знаний (23 мин)

IV.Закрепление материала по творчеству поэтов второй половины XX века (6 мин)

V.Рефлексия (5 мин)

VI.Задавание домашнего задания (2 мин)


ХОД УРОКА


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Планируемые УУД

  1. Организационный этап.

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

-приветствуют учителя


-проверяют готовность к уроку.

Словесный метод.

Слово учителя

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1.Подготовка к восприятию

2. Постановка целей и задач урока

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе по теме урока, сформулировать тему урока, определить цели и задачи


Сегодня у нас необычный урок, который мы начнем с прослушивания песни «Люди идут по свету…» муз. Розы Ченборисовой, сл. Игоря Сидорова.

- Я не случайно начала наш урок именно этой песней. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Знакомо ли вам такое понятие как бардовская песня?



Сегодня на уроке мы представим поэтов-

«шестидесятников» и ответим на основополагающий вопрос: «Почему

молодые поэты 60-х приобрели широкую популярность в период «оттепели»

и остались признанными мэтрами российской литературы?


Откройте тетради и запишите тему урока: «Поэзия второй половины XXвека».


Всплески интереса к поэзии в нашей стране совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им оценку. Так было в годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Новый всплеск дала поэзия поэтов- «шестидесятников».

- Скажите, что означает в России XX века понятие «шестидесятники»?









- А что это за период «хрущёвской оттепели» и как он отразился на развитии литературного процесса?









Да, это авторские песни, которые исполняются и пишутся самим автором.

































Шестидеся́тники («дети XX съезда») — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами.

Это краткий период относительной свободы. Происходит возвращение произведений Булгакова, Ахматовой. Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления

Сообщение о периоде

«хрущевская оттепель».

(Приложение 1)


Словесный метод.

Слово учителя.

Наглядно-иллюстративный.

Личностные:

-нравственно-этическая ориентация;

-интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

-развитие эстетического вкуса;

Регулятивные:

-контроль и самоконтроль;

-формулирование темы урока;

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

III.Открытие новых знаний.

1. «Эстрадная поэзия»

2. Развитие и история понятий «авторская песня» и «бардовская песня»

3. Авторская песня поэтов-бардов

Ю. Визбора, Б.Окуджавы, В. Высоцкого,

Цель этапа: изучить творчество поэтов  второй половины 20 века, определить основные направления поэзии,  связь с традициями русской классической  литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.











































































































В это время появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике, заполнявшая целые залы и стадионы. Целая

плеяда замечательных молодых поэтов Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, приобрели широкую популярность,

выступая с поэтической эстрады.

(В ходе выступления докладчиков учащиеся записывают в тетрадях основные моменты о жизни и творчестве поэтов, а также об особенностях исторического этапа)


-Кого называет поэт наследниками Сталина?

-Какой образ вождя создает поэт? Докажите, что образ Сталина противопоставлен стране, народу.

-О чём мечтает лирический герой? В чём, по его мнению, главное отличие сталинского времени от сегодняшнего дня? Ответьте на эти вопросы строками их текста.










Лирический герой Евтушенко - типичный «шестидесятник» с его исповедальностью, романтическим максимализмом, больной совестью.


А сейчас мы обращаемся к Андрею Вознесенскому. Его стихи, впервые появившиеся в печати, сразу же стали предметом обострённого и настороженного внимания критики. Поэт сразу нашёл дорогу к сердцам молодых читателей и завоевал их восторженное внимание. Молодёжь со слуха оценила его голос, непохожий на обычные голоса начинающих авторов, и стала жадно слушать, воспринимая эту непохожесть, нешаблонность его стихов.


Давайте послушаем стихотворение «Ностальгия по настоящему» в исполнении Анатолия Белого. 


В заглавии стихотворения оксюморон, показывающий, что поэту чуждо обращение к темам памяти, прошлого, ностальгии. Через всё стихотворение проходит противопоставление, контраст.

- Подумайте, что и чему противопоставляет Вознесенский?












Творчество Вознесенского можно назвать социальным авангардом, основанным на традициях русского футуризма, с его неприятием пережитков прошлого, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм.


Появился и новый жанр, сразу полюбившийся слушателям, позже назван «авторской» песней.

Название это условно и подразумевает творчество “поющих поэтов”, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в “авторской песни” является стихотворный текст, которому подчинены музыка и манера исполнения. Словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века. Существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песни чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Новеллы Матвеевой, Владимира Высоцкого и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет ее притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты, фестивали, возникали клубы авторской песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало ее лучшие образцы поистине народными (авторов часто не помнили, несколько изменялся текст). Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

Авторскую песню часто называют бардовской. Действительно, правильно ли сказать "бардовская песня"? Может быть, лучше - студенческая, авторская, гитарная, самодеятельная, любительская, туристская, костровая, походная? В каждом названии что-то есть. Ведь именно в студенческой среде после войны возникли многие и многие песни этого жанра. Они были этой средой подхвачены и внедрены в жизнь. И пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах.

- А кто из вас знает, что обозначает слово «бард»?

Существует такая притча:

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избранный и назывался бардом. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

Авторская песня, или бардовская — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует.

Сначала основу жанра составляли студенческие и туристские песни, которые появились ещё в 1930-х (например, романтические песни, сочинённые П. Коганом и Г. Лепским, самой известной из которых стала «Бригантина»).


(В записи звучит песня «Бригантина»)


В начале 50-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. Одним из ярких самодеятельных авторов этого периода был Юрий Визбор.


Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х с появлением магнитофона. В это время начал систематически сочинять песни Б. Окуджава.


(Звучит песня «Милая моя»)







Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Вероника Долина, Александр Дольский и многие другие, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева.

(Звучит «Песня о друге»)

В 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни, существовало целое поэтическое пространство - неофициальная поэзия (поэты андеграунда). Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы. Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.





Сообщение о жизни и творчестве Е. Евтушенко (Приложение 2).


Ученик читает стихотворение «Наследники Сталина».









В стихотворении «Наследники Сталина» Евтушенко говорит о процессе гораздо более долгом и трудном, чем вынос тела из мавзолея, - о перестройке человеческого сознания, памяти. «Но как из наследников Сталина Сталина вынести?» Такие перемены не совершаются моментально. Для поэтической речи Евтушенко характерны взволнованность, поэта волнуют вопросы общественные, жизнь целой страны, всего народа.









Сообщение об А. Вознесенском (Приложение 3)


















Поэт помогает нам увидеть ещё одно значение слова «настоящее» - «современное» и «подлинное». «В сад распахнутая столярка» – полемика с Б.Пастернаком, который в последние годы жизни в « Переделкино» и любил проводить время в одиночестве в своей столярке. В лирику Пастернака современность входила очень осторожно, опосредованно, преломляясь в авторском восприятии, чего уже недостаточно для «злободневного» Вознесенского.






































































































































































Рассказ об Ю.Визборе (Приложение 4)




Рассказ о жизни и творчестве Б. Окуджавы (Приложение 5).


Читается стихотворение Б. Окуджавы из кинофильма «Белое солнце

пустыни».



Сообщение о жизни и творчестве В. Высоцкого (Приложение 6).

Лекционный метод.

Словесный метод.

Исследовательский метод.

Наглядно-иллюстративный.

Личностные:

-нравственно-этическая ориентация;

-интерес к творчеству автора;

-любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем и сверстниками;

-соблюдение правил речевого поведения;

-умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

-развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

-построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

IV.Закрепление материала по творчеству поэтов-«шестидесятников».

Цель этапа: подведение итогов по жизни и творчеству поэтов-«шестидесятников». Выявление основных факторов, оказавших влияние на становление мировоззрения поэтов.

Итак, давайтеподведем итоги урока: что мы узнали о поэзии шестидесятых годов 20 века? Какие направления определились в поэзии? Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру). Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм) А.Вознесенский (необычные метафоры)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма). Ю. Визбор, Б.Окуджава (лиричность) В.Высоцкий (лироэпические песни).

Каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.


 Поэтический турнир.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получают конверт, в нем  строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.


Эвристический.

Словесный метод.


V.Рефлексия.

Цель этапа:

подвести итог, оценить свою работу на уроке


Ребята, а сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы о том, как, по вашему мнению, прошел урок (использование в качестве рефлексивного материала изображение гитары):

  • Что открыли, узнали на уроке?

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  • Над чем заставил задуматься урок?

Отвечают на рефлексивные вопросы.

Эвристический.

Словесный метод.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VI.Задавание домашнего задания.

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.

Ответ-рассуждение на вопрос: «Есть ли будущее у поэзии»?


Записывают домашнее задание в дневник.

Словесный метод.

Регулятивные: планируют необходимые действия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!