СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Половое размножение организмов. Л/р "Строение половых клеток"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

в файле находится технологическая карта вышеуказанного урока, а приложением к ней лабораторная работа

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Половое размножение организмов. Л/р "Строение половых клеток"»


Тема

Половое размножение. Л/ р № 6. Строение половых клеток позвоночных

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование представлений о половом размножении как процессе, в котором принимают участие половые клетки. Изучение процесса мейоза.

Задачи

Образовательные: формировать знания о процессе мейоза, его биологическом значении; охарактеризовать основные этапы мейотического деления; показать значимость изучения мейоза для сохранения личного здоровья; проанализировать строение мужских и женских гамет.

Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий.

Воспитательные: интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью (будущему потомству).

Планируемые результаты

Предметные: давать определение понятий «гаметогенез»; описывать стадии гаметогенеза; выделять существенные признаки овогенеза и сперматогенеза; выделять стадии I и II деления мейоза и давать их описание; сравнивать процессы митоза и мейоза; приводить доказательства эволюционных преимуществ полового размножения перед бесполым; объяснять биологический смысл мейоза.

Метапредметные (УУД):

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, работать по предложенному плану, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение строить высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения, формулировать вопросы, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы.

Личностные: познавательный интерес к биологии; осознание биологического преимущества полового размножения перед бесполым; представление о сложности процесса образования половых клеток; понимание опасности вредных привычек для будущего потомства; умение применять полученные знания в практической деятельности; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Основные понятия

Гаметогенез (овогенез, сперматогенез), стадии гаметогенеза; размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, печатная тетрадь

Таблички иллюстрирующие стадии гаметогенеза, модель «Мейоз», интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер, микроскоп, готовые микропрепараты

Межпредметные связи

Химия, физика, математика





Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Приветствуют учителя

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Сегодня эпиграфом к нашему уроку могут быть слова: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». О каком процессе идет речь?

Еще одно свойство живых организмов – размножение.

Дайте определение понятия



Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма

Игра «Я знаю…»



Учащиеся поднимают руку и говорят «Я знаю, что … например гидра размножается почкованием» и т.д.

- Для чего вам нужны знания о видах размножения?

- Где вы можете их применить?



Размножение


Размножение – это воспроизведение себе подобных, благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается.


Учащиеся называют живые организмы, указывая способ их размножения




Формулирование темы, цели и задач урока

III.Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Составление «Кластера» - Виды размножения.

Что такое половое размножение?

Чем половое размножение отличается от бесполого?









-Каковы преимущества и недостатки полового размножения?










Какие виды полового размножения бывают

Виды полового и бесполого размножения

Дают характеристику размножения.

Участвуют две особи, развитие организма начинается из гамет (гаплоидны), новый организм несет в себе признаки обоих родителей, это позволяет ему лучше адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Нужны две особи.

Источником образования новых организмов служат специальные клетки – гаметы, обладающие половой дифференцировкой.

Для образования нового организма необходимо слияние двух половых клеток. Достаточно одной клетки от каждого родителя.

С оплодотворением и без оплодотворения яйцеклетки, например, партеногенез.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

На прошлом уроке мы с вами только частично рассмотрели тему половое размножение.


Что нам осталось рассмотреть?

Следующим этапом нашей работы будет заполнение таблицы в ваших опорных конспектах с помощью изображений на слайдах и карточек на ваших столах. Заполнять ее будем вместе со мной. Заполнить таблицу и выучить фазы мейоза нам поможет видеофильм, который мы будем просматривать постепенно, по мере заполнения фаз.

Опишите процессы, происходящие в интерфазе.



Рассмотрим рисунки учебника, опишите основные процессы, происходящие в профазе 1.




Метафазе 1



Анафазе 1



Телофазе 1




Интерфаза короткая или отсутствует. Удвоение ДНК не происходит

Профаза 2


Метафаза 2



Анафаза 2


Телофаза 2





Биологтческое значение мейоза

1.Обеспечивается постоянный для каждого вида полный диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК.

2.Возникает большое количество качественно различных половых клеток, что способствует наследственной изменчивости.

3.Нарушение процесса мейоза приводит к тяжелым отклонениям в развитии организма или к его гибели.


Мы выделили основные фазы развития гамет, указали основные процессы, протекающие на каждой из них.

Мейоз








Работают в таблице

Интерфаза. Каждая хромосома удваивается.

Редупликация ДНК - процесс удвоения спирали ДНК перед делением клетки.

Конъюгация – процесс тесного и точного сближения гомологичных хромосом в мейозе (парные, по одной от каждого родителя).

Кроссинговер – обмен участками гомологичных хромосом.

  Хромосомы выстраиваются по «экватору» клетки, к их центромерам присоединяются нити веретена деления.

 Гомологичные хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки. Каждая хромосома состоит из 2-х половинок - хроматид

Короткая фаза. Хромосомы деспирализуются, формируется ядерная оболочка, начинает делиться цитоплазма. Образуются 2 клетки с гаплоидным набором хромосом


Исчезает ядерная оболочка, хромосомы спирализуются, начинает формироваться веретено деления

Завершается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются по центру клетки, к ним присоединяются нити веретена деления.

Хроматиды отдельных хромосом расходятся к разным полюсам клетки.

Хромосомы деспирализуются, веретено деления исчезает, формируются ядрышки и ядерная оболочка. Делится цитоплазма. Образуются клетки с гаплоидным набором хромосом, но каждая хромосома состоит из одной хроматиды.


V. Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.

  1. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:

1) митозом; 2) амитозом;

3) сперматогенезом; 4) овогенезом

  1. Процесс образования женских половых клеток называется:

1) митозом; 2) амитозом; 3) сперматогенезом; 4) овогенезом

  1. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:

1) споры; 2) яйцеклетки; 3) сперматозоиды; 4) спермии

  1. К какому способу размножения относят партеногенез?

1) половому 2) вегетативному 3) почкованию 4) бесполому

Работа с рисунками

Взаимопроверка в парах

1 – 3

2 – 4

3 – 2

4 – 1









Определение этапа мейоза

VI. Первичное закрепление

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Выполнение лабораторной работы

Самостоятельное выполнение лабораторной работы

VII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

1. В чем преимущество полового размножения перед бесполым?











2. Как устроен сперматозоид?



3. Как устроена яйцеклетка?



4. Из каких стадий состоит мейоз?



5. В чем заключается биологическое значение мейоза?

При половом размножении, которое осуществляется путем слияния двух половых клеток гамет, происходит обмен генетической информацией родителей. В результате появляется разнообразное по своим признакам потомство, которое может превосходить родителей по жизнеспособности, в том числе при изменении условий среды.

Подвижная гамета, состоящая из головки, шейки, хвостика.

Неподвижная гамета, содержащая запас питательных веществ.

Выделяют две фазы, состоящие из профазы, метафазы, анафазы, телофазы.

Обеспечивается постоянный для каждого вида полный диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК. Возникает большое количество качественно различных половых клеток, что способствует наследственной изменчивости. Нарушение процесса мейоза приводит к тяжелым отклонениям в развитии организма или к его гибели.

VIII.Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Параграф учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа, составить синквейн

Делают записи в дневниках.

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.





Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…


Лабораторная работа №5 «Изучение строения половых клеток позвоночных».

Цель: изучить и сравнить строение яйцеклетки и сперматозоида, установить связь между их строением и функциями.

Оборудование: рисунки. таблицы, микроскопы, микропрепараты «Сперматозоид» и «Яйцеклетка» 

Справочный материал:

Сперматозоиды отличаются от яйцеклеток меньшими размерами и подвижностью. В нем различают головку (содержит ядро с наследственной информацией), шейку (содержит центриоль), хвост (содержит митохондрии, обеспечивающие энергией для движения). В передней части головки находится акросома (содержит комплекс Гольджи, который участвует в растворении оболочки яйцеклетки)

Яйцеклетки разных организмов отличаются по размеру (у мыши 60 мкм, у человека 200 мкм, у страуса несколько сантиметров). Но у всех организмов размеры яйцеклеток на много больше, чем размеры сперматозоидов. В цитоплазме яйцеклеток много рибосом, имеются митохондрии, а также большое количество запасных питательных веществ (желток). Ядро содержит наследственную информацию. В отличие т сперматозоида, яйцеклетка имеет ряд защитных оболочек (у птиц это скорлуповая, подскорлуповая, белочная оболочки). В отличие от сперматозоида яйцеклетка неподвижна. В ядре яйцеклетки и сперматозоида находится половинный (гаплоидный) набор хромосом, что позволяет после оплодотворения восстановить хромосомный набор вида.

Ход работы:

  1. Рассмотрите микропрепарат яйцеклетки под микроскопом, обратите внимание на форму и размеры клетки; сравните увиденное с рисунком учебника; зарисуйте ее строение в тетради. Найдите и подпишите на рисунке наружную клеточную мембрану, ворсинки, включения, ядро, прослойку цитоплазмы.

  2. Рассмотрите микропрепарат сперматозоида человека под микроскопом, обратите внимание на форму и размеры клетки; сравните увиденное с рисунком учебника; зарисуйте строение в тетради. Найдите и подпишите на рисунке наружную клеточную мембрану, лизосому, центриоль, хвостовую нить, цитоплазму.

  3. Заполните таблицу:

    Признаки

    Строение и форма

    Подвиж-ность

    Запас питательных веществ

    Размер

    Набор хромосом

    Числен-ность


    Сперматозоид







    Яйцеклетка







  4. Сформулируйте и запишите вывод о сходствах и различиях в строении половых клеток.

Задания:

1) Почему яйцеклетка и сперматозоид имеют в ядре гаплоидный набор хромосом?

2)Для чего в яйцеклетке находится желток?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!