СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Понятие о простом осложнённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л ь: формирование умений опознавать предложения осложнённой структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры. Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Понятие о простом осложнённом предложении»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Понятие о простом осложнённом предложении (усвоение новых знаний)

Ц е л ь: формирование умений опознавать предложения осложнённой структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся со способами осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е :

имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.

Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные:

проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Интернет, нетбуки, схемы для повторения пройденного, тест.


Организационная структура урока

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Словарная орфоэпическая работа (фронтальная, устная)

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!


А у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы!


Для строителей в момент

Привезет шофЁр цемЕнт

Организует инсценирование стихов – запоминалок по орфоэпии Учащиеся принимают участие в инсценировке, добавляя слова в рифму, которая поможет запомнить его правильное произношение

  1. Актуализация знаний

  1. Распределите слова в столбики с пропущенными буквами: а о е и

г_реть, неярк_ н_внятный н_чего (нет), исп_линский теч_т не зам_чая б_злунная (ночь) одн_составный т_ржествует в_сенний б_скрайний насл_ждаться орг_низм вел_чайший подм_раживать кан_нада п_р_свист ж_вительный

бл_женство ар_мат ощ_тиниться с_ноним ум_лчание в_ковые (дубравы) выб_ваешься б_хрома кр_ в_пролитный гр_чишное (поле) к_ричневый г_родки разв_вает силу функц_я .


  1. Цифровой диктант по теме «Односоставные предложения» .

Постановка учебной задачи. Дана таблица из четырех столбцов, каждый столбец назовите по типу односоставных предложений (определенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные), укажите номера предложений в соответствующих столбцах.

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза! (назывные. В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы ну и, какой, вот так).

Осторожно входим в него. (опред.-личное) )

За окном стало темнеть. (Модальный глагол в безличной форме + инфинитив, безличное)

Марина, позанимаемся еще математикой. (определ- личн.)

Любишь кататься — люби и саночки возить.(обощенно-личн) В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности


Организует групповую и индивидуальную деятельность учащихся. Подводит к формулированию учебной задачи урока и темы. Акцентирует внимание учащихся на необходимости читать выразительно, учитывая смысл предложения и пунктуационные знаки.

Класс работает над диктантом. Устно определяют вид предложения, распределяют номера предложений по соответствующим столбцам ,


Выразительно прочитывают предложения


У доски параллельно выполняются индивидуальные задания.

Принимают информацию, сопоставляют её и формулируют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

Совместная деятельность. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Индивидуальная деятельность


III. Работа по теме урока, стадия осмысления.

1.Работа над повторением материала

2.Стадия пробуждения интереса к получению новой информации. Формулирование темы урока.


На доске предложения для синтаксического разбора: (индивидуальная)


Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (Грибоедов)

К великому счастью, оно в первую очередь принадлежит литературе русской (Паустовский К.Г.)

За дождём не видно было ни моря, ни неба (Горький)

Крупные почки конских каштанов, всё ещё как бы обмазанные столярным клеем, не собирались лопнуть (Катаев).

Обогнув высокий мыс, пароход вошёл в залив (Короленко).


3. Работа с учебником.

Какое простое предложение мы называем осложненным?

– Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Вывод: предложение может быть осложнено обособленными причастиями (причастными оборотами), деепричастиями (деепричастными оборотами), обращениями, однородными членами, вводными


4. Конструирование.

- Придумайте и запишите предложения, осложнённые:

1) обращением

2) вводными словами

3)обособленным обстоятельством


5. Моделирование - Придумайте предложения по схемам:

- [О и О, О и О-О ].

- [ , |ПО | ].

Утки и гуси, гагары и чайки, турухтаны - многие северные птицы дважды в год совершают перелеты на значительные расстояния.


(Турухтан –птица из семейства бекасовых, гнездится на болотах, зимует в Западной и южной Европе, Африке, а летом прилетает в тундру)


По новому газопроводу «Южный поток» в европейские страны подается газ, добытый в Пуровском районе.


Консультирует учащихся по мере необходимости.

Координирует речемыслительную деятельность учащихся

Организует фронтальную работу с учебником по закреплению теоретического материала.

Организует работу учащихся, дает пояснения по орфографии и пунктуации в созданных предложениях

Учащиеся выполняют разбор, ведут записи на доске и графически обозначают члены предложения.

Записывают и выполняют разбор одновременно с учащимися, работающими у доски.

Высказываются по теме: «Чем может быть осложнено простое предложение»

Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения.

Конструируют предложения с различными видами осложнений, комментируют постановку знаков препинания.

Моделируют предложения по схемам, называют данные виды осложнений

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

.

Выполняют самоанализ

Совместная деятельность. Ведение диалога.

Обобщение и систематизация наблюдений.

Познавательные УУД.

Обогащение словарного запаса.

Установление аналогий

Самоконтроль. Коррекция ошибочных написаний

Выявление степени усвоения знаний

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия «Свободный микрофон»


- С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Какое предложение считается осложнённым?

- Чем может быть осложнено предложение?

Составим кластер ( фронтальная)

Отвечают на вопросы учителя, формулируют ключевые слова по теме урока

Прикрепляют лепестки с надписями, формируя кластер

Познавательные УУД.

Переработка информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему.

Заполнение кластера

Д.З: Придумать подобную «запоминалку»

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты! для слов: шарфы, шофер, цемент.

А у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы!

Для строителей в момент

Привезет шофЁр цемЕнт

( Дифференцированная)

Обязательный уровень. Выписать из текстов художественной литературы предложения с различными видами осложнений, составить схемы.


Продвинутый уровень. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

Дает пояснения по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки

Написание творческих работ



















Ресурсный материал

Тест по простым осложненным предложениям

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет (2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4 2) 1 3) 3 4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)

2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)

3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)

4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.

5) Прохожие, весело болтая и звонко смеясь, бежали по мокрым улицам.


1. Укажите предложения с обращениями.

2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.

3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.

4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.

5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами




















Тест по простым осложненным предложениям

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет (2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4 2) 1 3) 3 4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4


5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода – дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)

2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)

3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)

4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.

5) Прохожие, весело болтая и звонко смеясь, бежали по мокрым улицам.


1. Укажите предложения с обращениями. 4

2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения. 1

3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями. 2

4. Укажите номера предложений с обособленными определениями. 3

5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами 5











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!