Актуализация опорных знаний | Ребята, как вы думаете, может ли художник передать время года, суток? У. При помощи чего он это делает? У. А может ли это сделать поэт и писатель? У. При помощи чего? У. А композитор? У. При помощи чего? Ребята, вам знакомо прозвучавшее произведение? Да. Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ. И называется оно «Утро» | - да - картин - может - стихотворения - песни, музыки - да | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. | Ребята, посмотрите внимательно на экран. На всех рисунках изображена природа. Вспомните, как в изобразительном искусстве называются картины природы? А как называются картины, где изображен образ человека? Верно. А с помощью чего рисуют портреты? А можно ли портрет нарисовать звуками? Какой тогда получится у нас портрет? Сегодня, ребята, мы будем говорить о портрете в музыке. | - пейзаж - портрет - Краски, кисти и т.д. - да, можно - Музыкальный. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов. Личностные: проявлять интерес к теме, осознавать неполноту собственных знаний. |
Этап изучения нового материала. | Музыкальные портреты симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами - веселыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них. В музыке это называется «музыкальная выразительность». Вы помните симфоническую сказку «Петя и волк»? Кто её написал? Обратите внимание на слайд Давайте вспомним героев этой сказки? Каков сюжете этого произведения? Предлагаю вам прослушать небольшой отрывок из сказки. В сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Но главное заключается в том, что эти темы исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Давайте запишем определение что же такое интонация. Интонация - это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Это как бы «главная музыкальная краска». По интонации мы определяем мелодию, ритм, темп, тембр, регистр, динамику, и лад произведения. Рассмотрим Музыкальный портрет в музыке «Болтунья» С.С. Прокофьева. Сергей Сергеевич Прокофьев - мастер музыкального портрета. Я предлагаю вам послушать ещё одно его произведение. Звучит «Болтунья» С.С.Прокофьева. Эту музыку Прокофьев написал на стихи детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Давайте мы прочитаем отрывок из этого стихотворения на с.27. Какой же портрет нарисовала нам музыка? -Как вы думаете, на какую из этих девочек похожа Лида? -Что вы заметили необычного в исполнении этого произведения? -Как называется это произведение? -Какой голос исполняет эту песню? -Такой голос называется - сопрано. -Давайте мы тоже попробуем спеть начало песни. | Дети слушают учителя - нет - С.С. Прокофьев - Пионер Петя, птичка, утка, кошка, волк, дедушка и охотники. - играли на разных инструментах - слушают мелодию - записывают определение в тетрадь. Интонация - это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. - слушаю мелодию - читают стихотворение - Музыка нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. - Слова проговаривались быстро, как скороговорка. - «Болтунья». - Высокий, женский. - пробуют спеть песню. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: уметь воспринимать знакомую музыку. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие одноклассников. |
Продолжение работы по теме урока | Музыкальные портреты в балете С.С. Прокофьева «Золушка». Обратите внимание на слайд и скажите кто здесь изображен? «Золушка» - так называется балет, который написал Сергей Сергеевич Прокофьев. -Вы читали сказку «Золушка»? -Назовите остальных героев сказки. - Давайте послушаем фрагменты - Какой это дуэт? - Какой вы представили Золушку? - Музыкальный портрет Джульетты из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. - Сейчас музыка Сергея Сергеевича Прокофьева познакомит вас ещё с одной девочкой. Зовут её Джульетта. - Звучит «Джульетты-девочки» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. - Какой у Джульетты характер? Что она делает? Какой вы её себе представляете? Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера - то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера - то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Сравните музыку «Джульетты-девочки» с песней «Болтунья». Есть ли в них что-то общее? - А чем они различаются? | - это Золушка. -Да. -Принц, сестры, злая мачеха. - Дети слушают - это где золушка танцует вальс - Весёлая, жизнерадостная, добрая, играет, бегает. Она похожа на маленькую девочку. - слушаю мелодию - Это озорная, весёлая девочка, она радуется жизни, бегает. И ещё она любит мечтать. - И в одном и в другом произведении композитор рисует бодрую, весёлую, жизнерадостную девочку. - интонацией. | Личностные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Коммуникативные: слушают собеседника, точно высказывают свои мысли. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Личностные: сравнивать характер музыкальных произведений. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Коммуникативные: слушают собеседника, точно высказывают свои мысли. |