Предмет | математика |
Тема | Построение угла заданной величины |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Участники | обучающиеся 5 класса |
Цели | Образовательные: повторить понятие угла, способы обозначения и записи; применять алгоритм построения и измерения углов в стандартных и нестандартных задачах для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; формировать следующие специальные умения: строить угол заданной величины; измерять углы; классифицировать углы по внешнему виду; самостоятельно формулировать вопросы к тексту; выдвигать версии решения проблемы. Развивающие: уметь ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, оценивать полученные результаты; развивать познавательную и творческую активность учащихся при решении задач практической направленности; формировать умения по использованию доказательной математической речи. Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, уверенность в своих силах; формировать умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | Предметные: уметь измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов; строить углы с помощью транспортира; выражать градусную меру угла через градусы, минуты, секунды. Личностные: формировать ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно–исследовательской и других видов деятельности. Метапредметные: уметь определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, слушать и понимать речь других; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; доносить свою позицию до других; использовать математический язык. Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование моральной самооценки; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Основные понятия | Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла, прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
Ресурсы: | 1. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2017. 2. Карточки с заданиями; 3. Мультимедийный проектор; 4. Смарт-доска; 5. Презентация. |
Этапы урока | Цель этапов | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Результат (формируемые УУД) |
1.Организационный этап. | Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Добрый день всем! Садитесь пожалуйста. Я рада видеть вас ребята. Проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь и учебник, дневник и письменные принадлежности. Если все готовы к уроку, откройте тетради и запишите дату. Классная работа. Чтоб уметь решать задачи, Выполнять все чертежи, На пятерку, не иначе, Всё усвоить вы должны. | Слушают и обдумывают услышанное. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: выполняют самооценку готовности к уроку. Личностные: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
2. Проверка домашнего задания. | Проверка и коррекция опорных знаний учащихся. | - Все ли справились с домашним заданием? Есть вопросы? Итак, мы продолжаем наше путешествие в страну «ГЕОМЕТРИЯ». На слайде представлены вопросы, условие домашнего задания и вариант выполнения задания на измерение углов. Какие из этих углов острые, тупые? Проверьте правильность выполнения задания. (Слайды 2,3,4). Всё усвоить вы должны. | Анализируют правильность выполнения задания, находят ошибки и обосновывают выявленные ошибки. Самопроверка. Оценивают свою работу и отражают в технологической карте урока. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание себя, оценивание усваиваемого материала. Познавательные: структурирование собственных знаний. |
3. Постановка цели и задач урока. | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Игра «Задай вопрос другу». На слайде представлены различные виды углов. Используя рисунок, составьте и задайте вопрос на понимание. (Слайд 5) | Формулируют вопросы, перерабатывают, используют информацию для создания учебных задач. Многие испытывают затруднение при составлении правильной формулировки вопроса - Записывают тему урока «Построение угла заданной величины». | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: самоопределение. Познавательные: использование доказательной математической речи. |
4.Актуализация знаний | Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | На карточках выполните задание №1: Измерьте углы и запишите результаты измерений. (Слайд 8) задание №2: Заполните таблицу, найдите верное утверждение. Напротив каждого утверждения укажите «да», если вы согласны с утверждением, и слово «нет», если вы не согласны. Утверждение | да / нет | 1. Половина развернутого угла – прямой угол. | | 2. Любой угол, больше прямого - или тупой, или развернутый. | | 3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. | | (Слайд 9) Оцените свою работу на уроке: Проверка выполнения задания с помощью динамической паузы: Покажите: - развернутый угол (руки в стороны); - половину развернутого угла (прямой угол - руки под углом 90˚); - угол, больше прямого (тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол или развернутый угол – руки в стороны). Какой это угол? - Угол, меньше развернутого. Какой это угол? (острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол или тупой угол). | Измеряют углы с помощью транспортира и записывают результаты измерений Представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание. Сверяют полученные ответы с образцом. Осуществляют самоконтроль и самопроверку своей работы Выполняют физкультминутку. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: структурирование собственных знаний. |
5. Введение новых знаний | Получение новых знаний обучающимися в результате работы с текстом учебника. | Работа с учебником: стр.85 и с помощью презентации (Слайд 10) | Учащиеся работают с учебником. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
6. Первичное осмысление и закрепление изученного | Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности | Постройте, используя изображение транспортира, углы АОВ, АОС, АОЕ, АОК, равные 30о, 60о, 90о, 170о, соответственно. (Слайд 11) | Используют полученные знания для решения поставленной задачи строят углы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. применять полученные знания для решения поставленной задачи . Регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме. |
7. Оперирование знаниями в новых ситуациях | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий. | 1.Постройте углы : а) А = 35о; в) С = 80о; д) М = 125о (Слайд 12) 2. Постройте биссектрису угла АОВ (Слайд 13) 3. Луч ОС – биссектриса угла АОВ, равного 100о. Постройте угол АОВ (Слайд 14) | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. В тетрадях письменно выполняют самостоятельно Организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону. | Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. |
8. Обобщение и систематизация знаний | Организовать действия по обобщению, по самоконтролю и самооценке знаний, умений, навыков. | Заполните таблицу: | Знаю | Умею | Сомневаюсь | Как построить угол, заданной градусной меры | | | | Как измерить углы | | | | | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. В тетрадях письменно выполняют самостоятельно Организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону. Выполняют самостоятельную работу. Те ученики, которые затрудняются при решении задач могут получить консультацию учителя. | Коммуникативные: планирование способов работы, принятие самостоятельных решений. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. . |
Выполните самостоятельную работу: 1 вариант 2 вариант Постройте углы: а) МNK=1460, а) АВK=680 б) DEF=270 б) АСМ=1720 |
9. Рефлексия и домашнее задание | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Вспомните стихотворение: Чтоб уметь решать задачи, Выполнять все чертежи, На пятерку, не иначе, Всё усвоить вы должны. Какую цель достиг каждый из вас? (Слайд 15). Спасибо за урок! | Анализируют деятельность по достижению цели. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные: отображать предметное содержание и условия деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека Имеют желание учиться. |
Формулируем разноуровневое домашнее задание. | Учебник: стр. 85 – читать; № 283; Тренажёр: № 118(б, г, е), 120, 129, 134. | Записывают д/з в дневник |