СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Правление Михаила Фёдоровича

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Правление Михаила Фёдоровича»

Технологическая карта урока

Тема: «Правление Михаила Фёдоровича Романова»

Класс: 7 В.

Учитель: Муравьева М.С.

Дата проведения: 10.02.2023.

Цель: создание условий для проявления интереса учащихся к правлению царя Михаила Фёдоровича.

Задачи:

1.Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой, источниками.

2.Формировать навыки составления краткой характеристики личности в истории.

3.Продолжить формирование умения делать выводы ,проводить анализ исторического источника

4. Продолжить работу с терминами и понятиями.

5.Приобщить к истокам культурно-исторического наследия, интерес к его познанию.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: Владение знаниями о личности царя, значительных событиях, происходивших в начале правления Михаила Фёдоровича. Умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по теме урока.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, роли личности в истории; способности к самооценке своей деятельности на уроке; потребности в самовыражении через работу-исследование с источником и электронным носителем заданий по теме, уважения и восхищения к памятникам истории и культуры.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Учиться преобразованию практической задачи в познавательную.

Познавательные: с помощью учителя структурировать текст параграфа, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Давать определение понятиям. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работать в группе- устанавливать рабочие отношения; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Материалы и инструменты: учебник, рабочий лист, исторические источники, дополнительная литература.

Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, презентация к уроку, интерактивная карта.

План проведения урока:

  1. Организационная часть;

  2. Коммуникативная атака;

  3. Актуализация знаний и введение в проблему;

  4. Объяснение материала:

А) Итоги и последствия смуты;

Б) Внутренняя политика Михаила Фёдоровича;

В) Внешняя политика Михаила Фёдоровича;

5. Закрепление;

6. Домашнее задание;

7. Рефлексия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструментарий учителя

Формируемые УУД

Планируемый результат

Методы и приёмы

Дидактический материал

1. Организационная часть

Поприветствовать учащихся.

Здравствуйте, садитесь.

Узнать информацию об отсутсвующих

Молча приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих

Фронтальная беседа

-

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

Слушают учителя. Порядок на рабочем месте.

2. коммуникативная атака

Показать ребятам три картинки на слайде и сказать, что в них зашифровано название нашей темы. Наводить их к самостоятельному названию темы.

Предполагают различные варианты, обобщают и самостоятельно называют тему

Фронтальная беседа

1 слайд презентации

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Самостоятельно сформулирована тема урока

3. Актуализация знаний и введение в проблему

На слайде показать текст вопросов по прошлой теме.

Назовите хронологические рамки смутного времени?

Какие же два государства вторглись на территорию России в период смуты?

После ответов детей сформулировать переход к новой теме. Уточнить, что голод и разруха в стране остались, и интервенты не оставили русских земель, это и станет последствием смуты, с которыми новому царю Михаилу Фёдоровичу предстоит справиться, и это определит его внутреннюю и внешнюю политику (указать на эти пункты плана в презентации).

Детям также стоит объявить о том, что им надо решить познавательные задачи.

Что стало главными задачами правления первого царя династии Романовых?

Сравните Россию при Михаиле федоровиче и Россию в смутное время

Отвечают на поставленные вопросы.

1598-1613.

Польша и Швеция

Слушают учителя

Блиц-опрос

2-3 слайд в презентации

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Понимание связи между проблемами смуты и их решением в период правления 1 Романова, формулировка проблемы данной темы.

4. Итоги и последствия смуты

Необходимо объяснить детям, что им нужно внимательно прочитать пункт параграфа и быть готовыми ответить на вопросы о судьбе Заруцкого и Марины Мнишек, на миры, в каких годах и с кем были заключены, на каких условиях.

Лепесток 1. Какая судьба ждала атамана Заруцкого. Что же случилось с Мариной Мнишек и воренком?

Лепесток 2. Какие же условия мирного договора со Швецией вы запомнили.

3. Как называется мирный договор со Швецией, подписанный в 1617 году?

4. Лепесток. Почему же русские пошли на уступки Речи Посполитой

5 лепесток. Как называлось перемирие с речью Посполитой

6. Какое событие ознаменовало окончание смутного времени.

7. Какие условия деулинского перемирия вы можете перечислить.

8 кружок. При выходе из смутного времени потеряла много территорий. Но что она смогла сохранить?

Информацию в таблице см в приложении

Параллельно пока дети отвечают на лепестки ромашки, заполняем раздаточный лист с таблицей

Внимательно читают параграф, выделяют для себя основные моменты. Выходят к доске по поднятой руке и отвечают на вопросы, спрятанные в ромашке. Параллельно заполняют раздаточный материал-таблицу.

Параллельно оставляют записи о других итогах смутного времени

Фронтальная беседа, совместное заполнение таблицы

Учебник стр. 102-103. Подготовленная на доске ромашка Блума, карточки с частично заполненной информацией о мирах

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Знают последствия смуты, понимают, что проблему с интервентами сразу решить невозможно, поэтому Россия должна подписать невыгодные соглашения для скорейшего мира.

4. Внутренняя политика Михаила Фёдоровича.

Раздать 10-ти ученикам карточки с одним текстом. Они должны выстроиться в линию в соответствии с содержанием текста в их карточках. Учитель помогает в построении выбранных детей и акцентирует внимание на тех пунктах, которые необходимо запомнить и записать

Под запись:

1. Михаил Фёдорович оказался под влиянием своего отца патриарха Филарета, который, как и сам царь, носил титул «великий государь».

2. Михаил Фёдорович был спокойным и уравновешенным царем, поэтому в глазах народа он олицетворял порядок и спокойствие.

3. Михаилу Фёдоровичу досталась разорённая страна: «А в государеве казне денег нет, и в житницах хлеба нет».

4. Для решения вопросов часто собирался Земский собор, а в первые годы заседали почти беспрерывно.

5. Для решения проблем повышались налоги. Чрезвычайные сборы – пятинные деньги. (Пятинные деньги – это налог, равный 1/5 части годового дохода).

6. Развитие торговых отношений с другими странами способствовало подъёму государства.

Рассмотреть картину «сидение царя михаила фёдоровича с боярами» стр 105 или слайд, задать вопрос, о чем же могли говорить на этом сидении.


Ученики выстраиваются в линию и начинают читать свой текст. На слайд постепенно выводятся пункты под запись. Как только ребята возвращаются на места, записываем пункты.

Рассмотрели картину, предположили обсуждаемые вопросы.

Фронтальная беседа, помощь в составлении единого текста

4-5 слайд, учебник страница 105 (картина)

Регулятивные:

Учатся преобразованию практической задачи в познавательную.

Понимают, как именно и спомощью каких государственных органов Михаил Фёдорович осуществлял свою политику.

4. Внешняя политика Михаила Фёдоровича.

Внешняя политика Михаила Фёдоровича развивалась по двум направлениям – Смоленская война и взятие Азова. Первый пункт учитель объясняет методом комментированного чтения. Ребята читают по 2-3 предложения, учитель делает паузы для вопросов и ответов.

Почему же Михаил Федорович решился на осаду Смоленска? Кто возглавил поход на Смоленск?

Почему же осада не удалась? Какая судьба ждала Шеина?

Работа с картой, показать, кто куда и зачем ходил.

Какой мир был заключён в 1634 году? Почему власть Михаила Федоровича укрепилась?

Идет рассказ учителя о строительстве Белгородской засечной черты

После окончания войны русское правительство встало перед необходимостью укрепления южной границы России. К этому времени на южных рубежах уже существовали города: Курск, Воронеж, Белгород, Лебедянь, Елец и др. Часть из них позднее вошла в состав новой Белгородской черты, другие стали её ближайшим тылом. Начало строительства новой Черты было связано с возведением козловских укреплений. В 1635 г. на р. Воронеж планировалось строительство нового города-крепости. Руководителями данного проекта Боярская дума назначила воевод М. Спешнева и И. Биркина. После детального изучения местности воеводы решили ставить город на Козловском урочище, на правом берегу Лесного Воронежа. Строительство города длилось с 11 октября 1635 г. по 16 октября 1636 г. Кроме крепости в 1636 г. были возведены полевые укрепления, основой которых стал земляной вал длиной 28 км. Для его сооружения использовали опыт иноземного фортификатора, голландца Я. Корнелия.

Далее Азовское сидение следует объяснить через документ на странице 108. Ребята внимательно про себя читают текст, а после прочтения отвечают на поставленные вопросы: казаки пошли на Азов сами или по приказу царя? Обеспечивал ли русский царь войско казаков продовольствием? Почему же казаки бежали на Азов?

Давайте вернёмся на страничку 107 и при прочтении последнего абзаца решим, что же решили на земском соборе в отношении Азова?

Отвечают на вопросы.

Смоленск надо было вернуть, сохранялась опасность посягательства Владислава на трон.

Шеин.

Активный отпор польской армии и набеги крымских татар на юге руси.

Был казнен.

В 1634 г. – поляновский мир.

Смоленск не вернули, но власть московского царя укрепилась.

Внимательно слушают про засечную черту

Читают документ на стр. 108 и отвечают на вопросы.

Комментированное чтение с ответами на вопрос учителя

Интерактивная карта. Слайд 7. Белгородская черта слайд 8.

Азовское сидение слайд 9.

Познавательные: осуществляют поиск информации, применяют знания в новой ситуации. Личностные: формирование интереса к роли личности в истории (Шеин)

Умеют определять причины и итоги Смоленской войны, причины строительства белгородской засечной черты и особенности Азовского сидения

5. Закрепление

Задает вопросы пз и ппз.

Что стало главными задачами правления первого царя династии Романовых?

Сравните Россию при Михаиле федоровиче и Россию в смутное время

Отвечают на вопросы

Фронтальная беседа

Слайд 10 с вопросамми

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Оценка и самооценка деятельности на уроке

6. Домашнее задание

Задать стр. 102-109 – 2 вопрос письменно. 5 вопрос по желанию письменно на оценку

Записывают д.з.

Фронтальная беседа

Слайд 11 с дз


Принимают и сохраняют учебную задачу для выполнения задания

7. Рефлексия.

Раздать в начале урока три цвета кружочков и предложить детям оставить комментарии на них. Красный кружочек – если понял мало, и записать вопросы, которые не понял. Если желтый – не понял 1-2 вопроса (записать их), зеленый – если всё понятно, можно оставить отзыв

Записывают свои ответы

Фронтальная беседа



Зелёный-всё понятно, Жёлтый-ещё поработаю дополнительно,;

Красный-ничего не понятно, не интересно.










Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения




Условия заключения





Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения









Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения









Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения









Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения







Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Страна

Швеция

Речь Посполитая (Польша)

Дата договора



Дата договора



Место заключения



Место заключения



Название мира (перемирия)



Название мира (перемирия)



Условия заключения





Условия заключения






Молодой шестнадцатилетний царь пришел к власти. Большое влияние на его правление оказывал его отец – патриарх Филарет. Властный и волевой человек, он сосредоточил в своих руках многие области государственного управления. Иногда царские указы обнародовали сразу от двух лиц – царя и патриарха. Как и царь, он носил титул «Великий государь». Вплоть до смерти в 1633 году Филарет во многом определял политику страны.

Царь, как свидетельствовали его современники, был «кротким и крови нежелательным, добр, тих, смирен, всех любил, всех миловал и щедрил». Спокойный, уравновешенный характер государя резко отличался от характеров его предшественников. Его степенный вид олицетворял в глазах народа долгожданный покой и порядок.

Однако ему предстояло решить немало проблем. Страна лежала в руинах. Царь понимал, что восстановить хозяйство страны можно только опираясь на поддержку Земских соборов. Поэтому в первые годы его правления Соборы заседали почти беспрерывно. Они стали действенным органом помощи монарху в государственных делах.

Огромные территории отошли к Польше, в ходе смуты многие земли обезлюдели, в казне катастрофически не хватало денег. Даже сам царь говорил: «А в государеве казне денег нет, и в житницах хлеба нет».

Для возрождения страны требовались немалые средства. Были установлены большие налоги, несколько раз вводились чрезвычайные сборы (пятинные деньги). Повысились налоги с участков земли.

Развитие торговых отношений способствовало подъему государства. В Москве увеличилось количество иностранцев, поступивших на русскую службу. За чертой города возникла Немецкая слобода.

Какие условия мирного договора со Швецией ты запомнил?


Как называется мирный договор со Швецией?

В каком году он подписан?



Почему Россия пошла на уступки Речи Посполитой?



Как называется перемирие с Речью Посполитой? В каком году оно подписано?



Какое событие ознаменовало окончание Смутного времени?






Какие условия Деулинского перемирия ты можешь перечислить?


При выходе из смутного времени Россия потеряла много территорий. Но что ей всё-таки удалось сохранить?


Какая судьба ждала атамана Заруцкого? Что случилось с Мариной Мнишек и воренком?

Поместите здесь ваш текст



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!