СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Правописание НЕ с деепричастиями". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Правописание Не с деепричастими". 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Правописание НЕ с деепричастиями". 7 класс»

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

7

Тема урока:

Правописание не с деепричастиями

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

Цель учителя: формировать у учащихся орфографические умения по раздельному написанию не с деепричастиями.

Цель ученика: научится применять правило правописания не с деепричастиями.

Задачи:

Образовательные: повторить правило и закрепить навык написания не с глаголами; формировать умение правильно писать не с деепричастиями; совершенствовать пунктуационные навыки; способствовать формированию умений опознавать, анализировать, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Развивающие: развивать устную и письменную речь; развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка;

воспитывать чувство такта, умение слушать учителя.

Планируемые результаты

Предметные





Метапредметные


























Личностные



- знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными;

- уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Универсальные учебные действия:

1)коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- организовать учебное взаимодействие в группе;


2) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;


3) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- составлять таблицу на основе вербальной информации;



- усвоение традиционных ценностей российского общества;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, парная, фронтальная, групповая

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, цветные листочки, учебник, рабочие листы



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте готовность к уроку. Я вам желаю отличного настроения, успешной работы и, конечно, хороших оценок!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствие, проверка готовности к уроку, знакомство с листами самооценки (Приложение1)

Учащиеся приветствуют учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

Регулятивные УУД

самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


2. Актуализация знаний и пробное учебное действие












































3. Целеполагание













Играем в «Светофор»

Нам понадобятся наши знания о правописании частицы не с изученными частями речи.

Читает словосочетания с частицей не, а вы – сигналите своей карточкой, определяя написание.

Не чувствовал усталости; не печь кормит, а руки, мне нездоровится; нераспустившееся растение; не лёгкая, а трудная задача; вовсе не интересная книга; неряшливый человек, сказал неправду; работа (не)закончена; никем (не) нарушаемая тишина.

Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).



- Какую часть речи мы начали изучать?

- Скажите, пожалуйста, в какой строчке представлены деепричастия?

1. Посадившие, запомнивший, думающий.

2. Посадить, запомнить, думать.

3. Посадив, запомнив, думая.

- По каким признакам определили деепричастия?

- А теперь более подробно вспомним, что вы знаете об этой части речи.

Выполните тест.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
1. Признак предмета по действию
2. Признак предмета
3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
4. Действие предмета
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
3. Найдите неверное утверждение
1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола
4. Деепричастный оборот – это…
1. Одиночное деепричастие
2. Деепричастие с частицей НЕ
3. Деепричастие с зависимыми от него словами
4. Два деепричастия
5. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
1) сказуемым
2) определением
3) дополнением
4) обстоятельством
6. Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выдели его в предложении.
1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Оцените работу товарища по критериям на слайде.
САМООЦЕНКА!












- Обратите внимание на слайд.

«Третий лишний».

Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди трех предложенных и объясните свой выбор.

Не расцвёл, не шёл, недоумевать.

Недомогать, не приближаться, не привыкать.

- Слова какой части речи даны в этих строчках? (Глаголы)

- Как пишется не с глаголами?

Итак, во всех строчках даны глаголы.

-Посмотрите на следующую строчку и скажите, слова какой части встречаются здесь.

Не сказав, не говоря, негодуя.


Как пишется не с глаголами, нам известно.

- Скажите, пожалуйста, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая проблема требует размышления?

(как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке)

Следовательно, тема нашего урока …. (записываем в тетрадь)

Какие задачи поставим на урок?

• Ознакомиться с правилом написания не с деепричастиями;

• Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота.

Задание выполняется стоя; в руках у детей - сигнальные карточки: красная сторона (раздельно) в левой руке; зелёная (слитно) - в правой.








Выполняют тест, вспоминают определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем.
Сравнивают результаты своей работы с эталоном на слайде, в парах осуществляют взаимопроверку.





























Читают слова и находят лишнее, объясняют выбор.

В 1 строке лишнее – недоумевать, во 2 – недомогать. Эти глаголы с не пишутся слитно, так как не употребляются без не.


Деепричастия






«Правописание не с деепричастиями»

Личностные УУД:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при повторении пройденного материала.

- сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Познавательные УУД: систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках;

- выявляют аналогии и используют их при выполнении заданий.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные УУД: осуществляют взаимопроверку; принимают и сохраняют учебную задачу
Предметные УУД:

знать определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем.








































Личностные УУД:

- самоопределение.

Регулятивные УУД:

способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.

Познавательные УУД:

умение строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

















4. Выявление места и причины затруднения

- Проведем исследование. Вернемся к 3 строчке

Не сказав, не говоря, негодуя.

– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?


- Пишутся с НЕ так же, как и глаголы.

Коммуникативные: уметь вступать в диалог с учителем.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.


5. Построение проекта выхода из затруднения

– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

А сейчас сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника (П.30, стр. 82)

Самостоятельно прочитайте правило раз про себя, затем расскажите соседу по парте. В парах работайте дружно, внимательно выслушайте друг друга.

Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы.


- Давайте построим алгоритм.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

3. Нет –пишем слитно.

Да - пишем раздельно

Читают правило в учебнике.

Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, а когда не употребляется без не, пишется слитно.

Коммуникативные: умение объяснять свою точку зрения.

Познавательные: уметь делать выводы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цели и на уроке с помощью учителя


6. Первичное закрепление

Работаем у доски. Выполните упражнение 192

Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.

Устанавливает осознанность восприятия через систему тренировочных упражнений


Записывают предложения, объясняя написание деепричастий с не



7. Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"


Выполняют упражнения



8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, не встречая никого на пути. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Записывают предложения, проверяют себя по ключу на слайде.

Личностные УУД:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при выполнении заданий.

- сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;

- осуществлять самопроверку работы,

- оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


9. Физкультминутка

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

«День—ночь»

На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

Выполняют упражнения



10. Включение в систему знаний и повторение

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в группах: составить памятку, используя не с разными частями речи.

Проверяет и корректирует работы учащихся. Предлагает критерии оценки ответа.



В группах составляют памятку на предложенные темы: «Человек и природа», «Поведение в классе». Используют не с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другая группа в это время оценивают ответы по критериям.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий;

постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Наш урок подходит к концу. Тема понятна?

- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями?

- Как нужно действовать, чтобы правильно

написать не с деепричастием?

Сегодня вы все прекрасно работали.

У вас на столах листочки разного цвета.

Если вы всё поняли на уроке и справились с заданием, возьмите зелёный листок.

Если вы столкнулись с трудностями – жёлтый, а если нужно поработать над темой и вам что-то непонятно – красный.

Организует и сопровождает деятельность детей. Самооценка.

Рабочие листы отдаёте капитанам


Отвечают на вопросы (спроектированы на экране)





Выбирают листочки, выполняют задание.


Личностные УУД

- Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков.

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.


12. Домашнее задание

Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания:

  1. П. 30, упр. 194. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые

2) Составить связный текст на тему «Зима», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему.

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.

Регулятивные: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: общеучебные применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств







Приложение 1

Оценочный лист

Ф. И. ________________________________________________________________________



Критерии для оценки

Самооценка

  1. Тест «Деепричастие»

«5» – без ошибок

«4» – 2 ошибка

«3» – 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок


  1. Самостоятельная работа


«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок


  1. Устный ответ (памятка)


- Пункты памятки соответствуют теме.

- Предложения построены грамотно, без речевых и грамматических ошибок.

- Группа использовала в своей работе разные части речи с не, правильно их записав в тетради.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!