1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте готовность к уроку. Я вам желаю отличного настроения, успешной работы и, конечно, хороших оценок! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Приветствие, проверка готовности к уроку, знакомство с листами самооценки (Приложение1) | Учащиеся приветствуют учителя. Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению Регулятивные УУД самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 3. Целеполагание | Играем в «Светофор» Нам понадобятся наши знания о правописании частицы не с изученными частями речи. Читает словосочетания с частицей не, а вы – сигналите своей карточкой, определяя написание. Не чувствовал усталости; не печь кормит, а руки, мне нездоровится; нераспустившееся растение; не лёгкая, а трудная задача; вовсе не интересная книга; неряшливый человек, сказал неправду; работа (не)закончена; никем (не) нарушаемая тишина. Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания). - Какую часть речи мы начали изучать? - Скажите, пожалуйста, в какой строчке представлены деепричастия? 1. Посадившие, запомнивший, думающий. 2. Посадить, запомнить, думать. 3. Посадив, запомнив, думая. - По каким признакам определили деепричастия? - А теперь более подробно вспомним, что вы знаете об этой части речи. Выполните тест. 1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает: 1. Признак предмета по действию 2. Признак предмета 3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом 4. Действие предмета 2. Найдите словосочетание с деепричастием: 1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок 3. Найдите неверное утверждение 1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам. 2. Деепричастие в предложении является обстоятельством. 3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида 4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола 4. Деепричастный оборот – это… 1. Одиночное деепричастие 2. Деепричастие с частицей НЕ 3. Деепричастие с зависимыми от него словами 4. Два деепричастия 5. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия. 1) сказуемым 2) определением 3) дополнением 4) обстоятельством 6. Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выдели его в предложении. 1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку. 2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените работу товарища по критериям на слайде. САМООЦЕНКА! - Обратите внимание на слайд. «Третий лишний». Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди трех предложенных и объясните свой выбор. Не расцвёл, не шёл, недоумевать. Недомогать, не приближаться, не привыкать. - Слова какой части речи даны в этих строчках? (Глаголы) - Как пишется не с глаголами? Итак, во всех строчках даны глаголы. -Посмотрите на следующую строчку и скажите, слова какой части встречаются здесь. Не сказав, не говоря, негодуя. Как пишется не с глаголами, нам известно. - Скажите, пожалуйста, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая проблема требует размышления? (как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке) Следовательно, тема нашего урока …. (записываем в тетрадь) Какие задачи поставим на урок? • Ознакомиться с правилом написания не с деепричастиями; • Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота. | Задание выполняется стоя; в руках у детей - сигнальные карточки: красная сторона (раздельно) в левой руке; зелёная (слитно) - в правой. Выполняют тест, вспоминают определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем. Сравнивают результаты своей работы с эталоном на слайде, в парах осуществляют взаимопроверку. Читают слова и находят лишнее, объясняют выбор. В 1 строке лишнее – недоумевать, во 2 – недомогать. Эти глаголы с не пишутся слитно, так как не употребляются без не. Деепричастия «Правописание не с деепричастиями» | Личностные УУД: - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при повторении пройденного материала. - сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Познавательные УУД: систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках; - выявляют аналогии и используют их при выполнении заданий. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные УУД: осуществляют взаимопроверку; принимают и сохраняют учебную задачу Предметные УУД: знать определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем. Личностные УУД: - самоопределение. Регулятивные УУД: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. Познавательные УУД: умение строить рассуждения. Коммуникативные УУД: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
5. Построение проекта выхода из затруднения | – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями А сейчас сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника (П.30, стр. 82) Самостоятельно прочитайте правило раз про себя, затем расскажите соседу по парте. В парах работайте дружно, внимательно выслушайте друг друга. Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. - Давайте построим алгоритм. Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием. 1. Определить часть речи. 2. Проверить - употребляется слово без не. 3. Нет –пишем слитно. Да - пишем раздельно | Читают правило в учебнике. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, а когда не употребляется без не, пишется слитно. | Коммуникативные: умение объяснять свою точку зрения. Познавательные: уметь делать выводы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цели и на уроке с помощью учителя | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, не встречая никого на пути. Медсестра, негодуя, вбежала в палату. | Записывают предложения, проверяют себя по ключу на слайде. | Личностные УУД: - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при выполнении заданий. - сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; - осуществлять самопроверку работы, - оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |
10. Включение в систему знаний и повторение | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в группах: составить памятку, используя не с разными частями речи. Проверяет и корректирует работы учащихся. Предлагает критерии оценки ответа. | В группах составляют памятку на предложенные темы: «Человек и природа», «Поведение в классе». Используют не с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другая группа в это время оценивают ответы по критериям. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Наш урок подходит к концу. Тема понятна? - О какой теме мы сегодня говорили на уроке? - Какую цель ставили в начале урока? - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями? - Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием? Сегодня вы все прекрасно работали. У вас на столах листочки разного цвета. Если вы всё поняли на уроке и справились с заданием, возьмите зелёный листок. Если вы столкнулись с трудностями – жёлтый, а если нужно поработать над темой и вам что-то непонятно – красный. Организует и сопровождает деятельность детей. Самооценка. Рабочие листы отдаёте капитанам | Отвечают на вопросы (спроектированы на экране) Выбирают листочки, выполняют задание. | Личностные УУД - Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков. - Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем Регулятивные УУД - Оценивать собственную успешность в выполнения заданий Коммуникативные УУД - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | |
12. Домашнее задание | Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания: П. 30, упр. 194. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые 2) Составить связный текст на тему «Зима», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему. | Анализируют и выявляют степень готовности | Личностные: формирование мотивации познавательного интереса. Регулятивные: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока. Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: общеучебные применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | |