2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. 1. (Слайд 2.) Существует интересная история о философе Диогене. Днём он ходил с факелом по улицам. Когда люди спрашивали его, почему он так делает, Диоген отвечал: «Ищу человека».(Слайд 3.) -Подумайте, какого человека искал мыслитель Диоген? 2.Работа с текстом в хрестоматии,с.1,№1. (Слайд 4.) - Послушайте «Притчу» Притча Один учитель, прощаясь с учениками, всегда говорил им: «Идите и ищете добро». Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел. Однажды к учителю пришел странник и сказал: Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им. Я научил тебя всему, что знал, — ответил учитель. Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, — возразил ученик. — Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать. — Хорошо, — согласился учитель, — я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека, спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека. Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда стран-ник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь. Странник вернулся к учителю и воскликнул: Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова! Этот человек — вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, — произнес учитель. - Ответьте на вопросы словами из текста. -Почему он не мог найти добра? (Слайд 5.) -Об этом размышлял и русский писатель Л.Н. Толстой: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». -Подумайте о чём мы будем говорить на уроке? | Учащиеся высказывают предположения. Подготовленный ученик читает. Учащиеся следят за чтением по хрестоматии Идите и ищете добро. Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, — возразил ученик. — Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать. -Потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, — произнес учитель. -О добре и зле. | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… Метапредметные УУД | 5 мин |
4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия | 1.(Слайд 7) -В древности люди говорили, что душа человека — арена борьбы добра и зла. Об этом следующая история. С.1,№2 Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков, Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - (Слайд 8)-Как вы поняли слова старика: « Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (Слайд 9)-качества человека -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? 2.(Слайд 10) Когда ты произносишь слово «добро», какие образы у тебя возникают? Опиши их. Попробуйте сделать коллаж*, который будет иллюстрировать понятие «добро». (Слайд 11)*Коллаж — это слово пришло к нам из французского языка и означает «приклеивание», «наклейка». Картина создается путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Работа в группах. | Чтение текста в хрестоматии. Ответы детей. - В человеке проявляются те качества,которые он в себе воспитывает, к которым стремится. Вспоминают правило нравственности: « Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.» (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»). -Мама,папа,родные ,здоровье,мир,милосердие,Бог… Ученики в группах создают коллажи на тему «Добро» | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения. Формирование предметных УУД Формирование метапредметных УУД Формирование коммуникативных учебных действий. | 12 мин. |
5. Открытие нового знания. | 1.(Слайд12) -Прочитав следующий текст, вы, возможно, внесё что-то новое в своей коллаж, главную мысль этого рассказа можно выразить словами из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая содержит основные Его заповеди: «Любите врагов ваших...».(Слайд 13) (Слайд 12) 2. (Слайд14)А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. (Слайд 15)с.2,№3 3.Какое добро выше всего? У одного человека было заветное драгоценное кольцо. Позвал он своих трех сыновей и сказал: — Это кольцо дам тому из вас, кто сделает самое хорошее дело, отправляйтесь в путь, кто куда хочет, и возвращайтесь ровно через год: потом расскажете мне, кто что сделал, и я присужу награду. Сыновья уехали и вернулись к сроку. Собрались они к отцу и стали рас- сказывать ему про свои дела. Первый сказал: — Один богач дал мне большую сумму денег и не взял с меня расписки. Вскоре богач умер; я мог бы удержать его деньги у себя, и никто об этом не узнал бы. Но я отыскал вдову богача и возвратил ей деньги сполна. — Ты правильно сделал, — сказал отец. — Но ты только исполнил свой долг. Второй сын сказал: Раз я проходил мимо озера и увидал, как упал в воду игравший на бе- регу ребенок. Я бросился за ним в озеро и спас его от смерти. И тебя хвалю, сын мой. Мы обязаны помогать друг другу в нужде и опасности. Тогда третий сын рассказал следующее: — Раз вечером я увидал врага моего на краю пропасти. Он был один и крепко спал. При малейшем движении он скатился бы в бездну...Он много мне сделал зла, но мне стало его жалко, и я спас его. Отец протянул к нему руки. — Сын, мой, обними меня, — сказал он, — и получи кольцо. Служить врагам — есть высшее добро; плотя добром за зло, мы подражаем Богу. Из хрестоматии «Родная peчь» составитель В.Соколов, Москва, 1913 г. -Какое добро выше всего? 4.ФИЗМИНУТКА. «Дорогою добра». 5.Работа с информацией в парах.с,3 вверху. -Заполните пропуски в задании№2 в карточке. Понимание абсолютного (безусловного) добра в религиозных культурах связано именем Бога. Во всех религиозных культурах добро — это исполнение божественных заповедей обязательных правил для верующих. Зло — это нарушение запретов, данных Богом. отказ от исполнения Божественных установлений. Кроме того, во всех религиозных культурах существует представление о добрых и злых силах. Добрые силы (ангелы) помогают человеку, охраняют его. Слово ангел означает «вестник». Злые силы (демоны) — всячески вредят человеку, склоняют его к плохим поступкам.(Слайд16) 6.(СЛАЙД 17) - Добро творит чудеса. Узнайте о том, на что способно добро,прочитав сказку Константина Дмитриевича Ушинского.(СЛАЙД 18) 7.Работа в парах. Чтение сказки. К.Д.Ушинский «Ветер и Солнце» Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. — Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и полузамёрзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял плащ, свернул его и привязал к седлу. — Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. | Дети читают на слайде слова из Нагорной проповеди. Ученики инсценируют рассказ. Ответы детей. Запись в карточке. Служить врагам — есть высшее добро; плотя добром за зло, мы подражаем Богу. Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку. Учащиеся заполняют пропущенные слова в карточках. Понимание абсолютного добра в религии связано именем_________________. Добро — это исполнение божественных ______________обязательных правил для верующих. Добрые силы (ангелы) _________человеку, охраняют его. Слово ангел означает «вестник».. Работа в парах.Чтение сказки Константина Дмитриевича Ушинского «Ветер и Солнце». Выделение главной мысли. Ответы детей: «Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом» | Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. Формирование предметных УУД Формирование предметных и метапредметных УУД Формирование коммуникативных УУД Умение работать с информацией.Формирование коммуникативных,предметных УУД. Формирование метапредметных,ком-муникативныхУУД. | 15 мин |
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. | 1.Работа с информацией,с.3,внизу. Добро многогранно. Добро есть утверждение жизни, зло — это разрушение жизни. Об этом говорится во всех религиозных культурах. Если задуматься, куда легче идти: вверх или вниз? Конечно, вниз.Поэтому и совершать дурные, злые поступки намного проще, чем добрые дела.(Слайд19.) 2.Приведите примеры своих добрых дел. 3.Чтение диалога ,с. 4 вверху, Женщина жалуется: — Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается: Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать? Доброго, — откликается женщина. Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. 4.Слово учителя(Слайд 20) -Не бывает только добрых людей или злых — такими бывают только поступки, каждый человек может проявить себя с разных сторон. Тебе, наверное, нравится видеть в школе добрых учителей, добрых друзей рядом. От чего зависит, какие люди рядом с тобой? От твоего выбора. Ольга Назаренко 5.(Слайд 21)Инсценирование стихотворения « Сказка о Добре и Зле» Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на Земле? «Сильнее — я», — сказало Зло. «Кто служит мне — тем повезло, Я щедро отблагодарю, Земные блага подарю. Машины, деньги, мощь и власть, Пусть насладятся жизнью всласть». Добро сказало: «Может быть, Но только я могу любить, Хоть за душою ни гроша, Для всех людей важна душа, Я виллы, яхты не дарю, Зато я душу сохраню, Друзей, родных, детей и дом, И много счастья в доме том. Не знаю, что ещё сказать...». Остаться с кем — самим решать, Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор... | Работают в парах на карточках. Продолжите утверждение: Добро есть__________жизни, зло — это___________ жизни. Ответы детей.(Посадил дерево, сделал подарок, помог человеку в беде …) Ученики слушают. | Умение работать с информацией.Формирование коммуникативных УУД. Формирование личностных,предмет-ных УУД. Формирование личностных УУД. | 8 мин |