Учитель: Андреева Е.Г.
Тема: Простые, сложные и составные имена числительные.
Цель | сформировать представление обучающихся о простых, сложных и составных именах числительных. |
Задачи | способствовать развитию умения наблюдать за морфемным составом имён числительных, помочь сформулировать определение понятий «простые, сложные и составные имена числительные», развивать умение преобразовывать запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки, умение оценивать правильность и последовательность выполнения отдельных учебных операций; формировать положительную мотивацию к учению. |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Наблюдают за морфемным составом имён числительных, сравнивают числительные по составу. Знакомятся с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдают за словообразованием имён числительных. Преобразовывают запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись. |
Личностные результаты | Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения; осуществляют анализ, сравнение, классификацию по самостоятельно определенным критериям; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: оценивают правильность выбора языковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строят устное высказывание на заданную тему; комментируют ответы других обучающихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи |
Основное содержание темы, понятия, термины | Морфемный состав имён числительных. Простые, сложные и составные имена числительные. Словообразование имён числительных. Преобразование записи, выполненной с помощью чисел, в буквенную запись. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Оргмомент (2мин) | Фронтальная. Словесный. | | | Проявляют эмоциональную отзывчивость на мои слова. Рассуждают. |
II. АОЗ Выявление затруднения (8 мин) | Индивидуальная. Проблемный | На стенах слова. - Посмотрите пожалуйста на слова, найдите числительные. два, двенадцать, пять, пятнадцатый, пятьдесят, пятьсот, двадцать один, сорок три, вскачь, семерка, десятка, тройка - Что вы можете рассказать об именах числительных? - На какие группы можно их разделить? - Какие числительные называются порядковыми? - Какие числительные называются количественными? - По какому признаку еще можно разделить эти слова на три группы? Сгруппируйте слова. - Почему это задание вызвало затруднение? - Я распределила слова на группы так: два пятьдесят двадцать один двенадцать пятьсот сорок три пять пятнадцатый - Как я рассуждала? - Обратите внимание на состав этих имен числительных. Как они образованы? | Понаблюдать, классифицировать, сравнить. (Количественные, порядковые. Могут увидеть одинаковые корни) Не знаем , по какому признаку произошло деление на группы | Наблюдают Сравнивают Анализируют Делают вывод Группируют предполагают |
III. Постановка темы, цели (3 мин) | Фронтальная. Словесный. беседа | - Какова же тема урока? - Какие возникли вопросы? - Давайте определим цель нашего урока. - Сегодня узнаем, какие бывают числительные. - Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? | Цель урока: сформировать представление обучающихся о простых, сложных и составных именах числительных. | Предполагают Ставят цель прогнозируют |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) Физминутка (2 мин) | Работа в группе. Словесный. Частично-поисковый | Как будем работать, чтобы достичь цели урока. С какой целью будем работать в группе? Получите карточки. (Приложение №1) - Давайте повторим правила работы в группе. - Сравните, одинаковы ли числительные по составу? Проверка работы Какой вывод можно сделать? Что понятно? Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Узнать , какие бывают числительные Работают в группе Пришли к одному выводу. Были трудности(не смогли найти корни, отличить корни от суффиксов и т.д.) Числительные бывают простые, сложные и составные | Поиск Анализ Сравнение Обобщение Допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению |
V. Применение знаний и способов действий (5 мин) | Фронтальная. Практический. Упражнение Дифференцированная | Какие задания вы теперь сможете выполнять? Упр.№1 - фронтально (у доски) Четырнадцать, тридцать, семьдесят, семьсот. - При помощи каких частей слова они образованы? - Какое умение проверялось? Самостятельная работа. Работа в парах - Прочитайте имена числительные, разделите их на две группы: простые числительные и составные Три, сорок восемь, две тысячи шесть, пятнадцать, двести тридцать пять, двенадцать, триста сорок один, сорок. Проверка: взаимопроверка. Сверка с эталоном (запись на доске) Работа в группах (работа с текстом) 1 группа- Город раскинулся в живописном месте на левом берегу реки Хопёр, на востоке Окско-Донской равнины. Балашов является самым крупным городом на западе Саратовской области, находится в 230 км от Саратова. В разные времена река имела различные имена. Первое упоминание о Хопре встречается в летописи 1148 года, где говорится, что князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был и «на Велицей Вороне». 7 ноября 1780 года указом императрицы Екатерины II село стало уездным городом Балашовом. 2 группа Население в г. Балашове - 96 тысяч. Сельскохозяйственным производством занимаются 24 товарищества и 293 крестьянских (фермерских) хозяйства. Специализация - зерново-маслично-животноводческая, со значительными посевами сахарной свеклы. Действуют филиал Саратовского госуниверситета, филиал Саратовского технического университета, музыкальное и медицинское училища, детские художественная школа и школа искусств, 4 техникума. В городе действует военное авиационное училище летчиков, возникшее в 1934 году. 3 группа Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области" была открыта 1 сентября 1976 года. В настоящее время в школе работает 48 педагогических работников, обучается 705 обучающихся, 28 классокомплектов. - Выпишите из текста имена числительные, распределив их на группы: простые и составные. Проверка: фронтальный опрос. | | Принимают и сохраняют учебную задачу |
VI. Закрепление | Индивидуальная | Игра «Верите ли вы…» - Я предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется «Верите ли вы…». Я вам раздам листочки с вопросами, вы отвечаете на них. Если вы верите, то ставите «+», если не верите, то ставите «-». 1. Имена числительные отвечают только на вопрос «сколько»? 2. Имена числительные называют количество предметов или порядок предметов при счёте. 3. Двадцать восемь – простое числительное. 4. Числительное состоит из двух корней – простое. 5.Числительное состоит из нескольких слов – составное. 6. Можно прожить день, не встретив ни одного числительного. Проверка по эталону: (лист распечатать) – + – – + – (на доске эталон) | | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 3 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Что нового узнали? - Довольны ли вы своей работой на уроке? -Что у вас сегодня получилось, а над чем ещё нужно поработать? - Какова была цель урока? - На какой вопрос мы смогли ответить? - Как оцените свою работу на уроке? Я понял… Мне понравилось… Мне было трудно… | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | С.80 «Путешествие в прошлое» прочитать, придумать 3 предложения с числительными или с 80 упр 4 Доп с 80 упр 2 | | Принимают учебное задание |
3. Выделите корни у числительных в 1 и 2 столбиках.
Если затрудняетесь, обсудите: Сколько получится, если шесть умножить на десять ? ____________
3. Выделите корни у числительных в 1 и 2 столбиках.
Если затрудняетесь, обсудите: Сколько получится, если шесть умножить на десять ? ____________
1Прочитайте слова в каждом столбике.
2Сравните числительные в 1 и 3 столбике.
3. Выделите корни у числительных в 1 и 2 столбиках.
Если затрудняетесь, обсудите: Сколько получится, если шесть умножить на десять ? ____________
4Придумайте название для каждой группы числительных. Запишите. Сделайте вывод.
5Прочитайте правило, сравните его со своим выводом.