СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека".»


Технологическая карта урока


Учитель

Никольская Елена Алексеевна

ОУ

МОУ «Кипчаковская СШ»

Предмет

Технология

Класс:

5

Тема урока

Текстильные материалы.

Используемая образовательная технология

ИКТ, исследовательский метод, метод организации работы в парах, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.


Цели педагогической деятельности (цели учителя)

  1. Организовать учебную деятельность обучающихся, направленную на усвоение знаний о текстильных материалах; выработку умений определять и классифицировать текстильные материалы.

  2. Создать условия для формирования личностного смысла учения, уважительного отношения к мнению других.

  3. Способствовать достижению метапредметных результатов: опыт формулирования проблемы в виде темы и целей урока, умение грамотно формулировать цели и сохранять их в течение всего урока, умение контролировать свою работу по результату и оценивать ее по заданным критериям, освоение начальных форм рефлексии, навыков парной и групповой работы.


Цели учебной деятельности (цели ученика)

  1. Узнать, что такое волокно и какие бывают волокна.

  2. Научиться классифицировать текстильные волокна и определять виды натуральных текстильных волокон.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Самостоятельная работа

Задачи урока

  1. Организовать мотивацию учащихся.

  2. Организовать актуализацию знаний.

  3. Организовать выявления места и причины затруднения.

  4. Организовать работу в парах.

  5. Организовать первичное закрепление с проговариванием.



  1. Организовать самостоятельную работа с самопроверкой по эталону и самооценивание.

  2. Организовать рефлексию учебной деятельности.


Основные понятия

Пряжа, волокно, волокно растительного происхождения,, хлопковое волокно, льняное волокно,шелковое волокно, шерстяное волокно.

Оборудование

  • Ноутбуки, карточки с заданиями.





Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые метапредметные результаты

  1. Мотивация к учебной деятельности.



Добрый день!

Прежде чем изготовить какое-либо изделие, мастер непременно думает, из чего его можно изготовить.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют интерес к материалу изучения.

Создать условия для установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивами

2.Актуализация знаний.



Карточка с заданием.

1. Вещество, предмет, сырьё применяемые для изготовления чего-либо называется:

  1. Средство труда

  2. Материал

  3. Материальное благо

2 Материалы, используемые для производства материальных благ, добывающиеся людьми в природе называются:

  1. Искусственными

  2. Натуральными

  3. Синтетическими

3. Детали машин, аппаратов, агрегатов, сооружений, испытывающие большие нагрузки, изготавливают из:

  1. Текстильных материалов

  2. Декоративных материалов

  3. Конструкционных материалов

  1. Подчеркните предметы, которые не являются натуральными материалами или сырьём.

Шерсть

Кевлар

Керамическая посуда

Деревянная посуда

Одноразовая посуда

Зерно

Молоко

Стекло

Древесина


  1. Впишите номера правильных ответов из списка:

1 – руда

2 – глина

3 – древесина

4 – песок

5 – целлюлоза


1.Сырьё для производства кирпича.

Ответ:

2.Сырьё для производства стекла.

Ответ:

3.Сырьё для производства картона.

Ответ:

4.Сырьё для производства фанеры.

Ответ:

5.Сырьё для производства металла.

Ответ:

  1. Заполните пропуски в тексте.

Все добытые вещества, используемые человеком и сохранившие в предмете труда свои природные свойства и состав, называются _____________

сырьём.

Материалы, которые созданы человеком на основе соединения природных материалов и не существуют в природе, называются

_______________материалами.

Материалы, получаемые в процессе создания или построения сложных молекул из более простых, называются ______________материалами.


  1. Выделите цветом правильные ответы.

Синтетические материалы – это:

материалы, полученные в процессе создания или построения сложных молекул из более простых;

редко встречаются в повседневной жизни;

изготавливаются из полимеров, полученных с помощью химических реакций из нефтепродуктов, угля или газа;

используются только для производства спортивной одежды.


  1. Установите соответствие

Цветные металлы чугун

Черные металлы медь

Пиломатериалы цинк

Древесные материалы алюминий

сталь

свинец железо

олово

фанера

брус

горбыль

доска

Древесно волокнистая плита (ДВП)

Древесностружечная плита (ДСП)


Разгадайте кроссворд.

1. Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.

2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике “Оригами”

3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.

4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет.

5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.

6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают “обувь” для машин.

7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.

8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.

9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства различных металлов и их сплавов?







.

Выполняют задание с самопроверкой.























































































Разгадывают кроссворд.





















Содействовать развитию умений выделять главное


3.Этап выявления места и причины затруднения.




К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня:

«Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».


Из чего шьют одежду?

Какие материалы используют?

Посмотрите на образцы тканей.

(хлопчатобумажная, льняная, джутовая)

Можно ли определить какие это ткани?

Где они применяются в жизни?

Можем мы предположить, какова тема нашего урока?

Сформулируем цель нашего урока.













Формулируют цель учебной деятельности.











4.Этап построения проекта выхода из затруднения.



Отвечают на поставленные вопросы.


Задание 1 по работе с текстом «Натуральные волокна растительного происхождения»:

Запомнить и назвать из чего изготавливают ткань, из каких растений получают волокно для изготовления нитей и тканей?

Работа с ЭОР –http://fcior.edu.ru/card/14015/naturalnye-volokna-rastitelnogo-i-zhivotnogo-proishozhdeniya.html

Рефлексия: Делают выводы из чего изготовляют ткань, из каких волокон получают нити


Задание 2 по работе с видеороликом «Производство ткани»: Запомнить и назвать виды производства участвующие в создании ткани, профессии людей участвующих в производстве тканей?

Работа с ЭОР –https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azOFZTdmgxbDNXOG8(видеоролик)

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTm9Qdm1pdnlEc3M

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTXpFYXRJR3kteHM

Рефлексия: проговаривают, какие производства участвуют в создании ткани, профессии людей, занятых на производстве тканей.


Задание 3: Определить по признакам виды тканей (предлагаемые образцы)

Рефлексия: делают выводы, определяют виды тканей.
















Работают в парах

Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Запоминают опорные понятия.

Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают определения.



  1. Первичное закрепление с проговарива

нием

Составить классификацию текстильных волокон

(на доске)

Текстильные волокна


Натуральные


Химические


Растительного происхождения


Животного происхождения


Минерального происхождения





Один обучающийся у доски составляет схему.




Физкульт минутка

Распределить в два столбца волокна

натуральные происхождения и животного происхождения


лен

хлопок

джут

кенаф

шерсть

шелк

бязь

джинс

ситец

батист

кашемир

сукно

драп

Выходят к доске и распределяют в два столбца волокна натурального происхождения и волокна животного происхождения


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценивание.

  1. Зачеркните понятия, которые не относятся к волокнам растительного происхождения.

Хлопковое

Шерстяное

Льняное

Вискозное

Джутовое

Шёлковое

Кокосовое

Ацетатное


  1. Установите соответствие между волокном и его происхождением.

Синтетическое

Животное

Растительное

Лавсан

Лён

Шёлк




  1. Выделите зелёным цветом волокна растительного происхождения, синим цветом – животного.

Льняное

Джутовое

Шёлк

Хлопковое

Шерстяное

Пуховое

  1. Расставьте подписи к изображениям.






Хлопок

Джут

Лён



5. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть виды хлопчатобумажной ткани. Впишите номера правильных ответов из списка:

1.Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Длина волокон от 35 до 100 см, цвет волокон от светло-серого до темно-серого.

Ответ:

2.Однолетнее растение (трава) семейства мальвовых, возделываемое для получения лубяного волокна, из которого вырабатывают пряжу для изготовления упаковочных тканей, шпагатов, верёвок, канатов.

Ответ:

3.Однолетнее растение (кустарник) семейства мальвовых, волокна семян которого идут на изготовление пряжи.

Ответ:

4.Южное растение, стебли и листья которого составляют лубяные волокна. Издавна из стеблей делают мешковину, различные виды канатов.

Ответ:

5.Тропическое растение, второе название китайская крапива. Относится к группе так называемых лубяных культур.

Ответ:



6.Установите последовательность производства ткани из волокон льна.

Отбеливание ткани

Чесание

Формирование ленты – ровницы

Трепание

Сбор льна

Изготовление ткани

Мятьё

Окраска ткани

Вымачивание

Сушка



  1. Подчеркните растения, волокна которых используют при производстве пряжи.

Пшеница

Кенаф

Репейник

Лён

Подсолнечник

Хлопчатник

Полынь

Джут

Полынь

  1. Определите последовательность процесса производства хлопчатобумажных тканей.

Производство пряжи

Производство ровницы

Отделка/окраска ткани

Предварительная очистка

Производство ткани

Сбор хлопка-сырца с полей

Кто выполнил без ошибок?

-Кто допустил одну ошибку? Две и более?

Выполняют самостоятельную работу.

Оценивают себя




Содействовать развитию способности к самооценке.

8.Рефлексия учебной деятельности


Какая была цель урока?

Удалось ли ее достигнуть?

Каким способом?

Что понравилось на уроке?

Чему вы сегодня научилась?

Над чем ещё необходимо поработать?

Где вы можете применить новые знания?


Возьмите в руки человечка того цвета, который соответствует вашему настроению в конце урока и расположите его на том уровне, который вы достигли на уроке:

хорошо умею,

могу научить других;

умею;

сомневаюсь в умении.

- Я тоже хотела оценить вашу работу на уроке. Спасибо вам всем за плодотворное сотрудничество, активную работу на уроке.


Но сегодня есть особо отличившиеся учащиеся – это….


Проводят рефлексивную оценку своей деятельности на уроке.


9. Домашнее задание

Домашнее задание п 5.4

ЗАДАНИЕ.

Составь коллекцию образцов тканей, о которых вы узнали и оформить её в тетрадь.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!