СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока раздела « Духовные истоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока раздела « Духовные истоки»»




Технологическая карта урока раздела « Духовные истоки»

Тема: Родная земля. Родина Поклонные кресты.

Тип урока: открытие нового знания.

Результаты:

Предметные: знакомятся с понятием «Родина», «Родная земля» ;

пользуются средствами речевой выразительности;

сравнивают изображения поклонных крестов разных населённых пунктов нашего района;

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности,

-осуществляют поиск средств ее осуществления;

-планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- планирование самостоятельного выполнения заданий,

- умение действовать самостоятельно

- владение основами самоконтроля и самооценки, навыками принятия решений - владение основами самоконтроля и самооценки, навыками принятия решений.

Познавательные:

-овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

-строят рассуждения

- соотнесение своих действий с планируемыми результатами;

- осуществление контроля и оценка своей деятельности

-определение и корректировка способов действий в процессе достижения результатов;

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение,

- осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения,

- работать в группе, слушать и уважать других

Личностные:

- самоопределение, саморазвитие и самообразовании;

- формирование патриотизма, любви и уважения к Родине;

-овладевают начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

-принимают и осваивают социальную роль обучающегося,

- знание истории и культуры своего народа, своего края, своей страны;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям народов России.

-уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

-самоопределение, саморазвитие и самообразовании;

- формирование патриотизма, любви и уважения к Родине;

- овладевают начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

-принимают и осваивают социальную роль обучающегося,

- знание истории и культуры своего народа, своего края, своей страны;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям народов России.

-уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.


- формулировать собственное мнение,

- осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения,

- работать в группе, слушать и уважать других


-овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

-строят рассуждения

- соотнесение своих действий с планируемыми результатами;

- осуществление контроля и оценка своей деятельности

-определение и корректировка способов действий в процессе достижения результатов;


-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности,

-осуществляют поиск средств ее осуществления;

-планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- планирование самостоятельного выполнения заданий,

- умение действовать самостоятельно

- владение основами самоконтроля и самооценки, навыками принятия решений

Оборудование:

- мультимедийная презентация к уроку;

- дополнительная литература: толковый словарь К.Д. Ушинского

- мультимедийное оборудование;

- сеть Интернет.

Этап урока

Форма работы. Содержание

Деятельность учителя


Деятельность ученика


I. Вызов.

Актуализация знаний


Инициация учащихся.

- совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Организует, мотивирует и контролирует учащихся к уроку через проблемную беседу:

- Ребята. Мы начинаем изучать новый раздел.

Он называется «Духовные истоки Кубани».

Слайд 2

Игра «Пословицы рассыпались».

Слайд 3

Рассыпались части от пословиц.

Родина - мать, умей за нее постоять

Где кто родится, там и пригодится.

Человек без родины, что соловей без песни.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Родная сторона - мать, чужая- мачеха.

К первой пословице не хватает начала. Скажите, какое слово мы можем поместить на первое место?

-Верно, это слово РОДИНА, но и у последней пословицы нет начала. Каких слов в ней не хватает? Да, слов РОДНАЯ СТОРОНА (или РОДНАЯ ЗЕМЛЯ)

Слайд 4

- Как вы думаете, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке?

-Верно, тема сегодняшнего урока: Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

- Ребята, посмотрите на тему и скажите, какова цель сегодняшнего урока? Составьте, пожалуйста, план. Назовите примерные вопросы темы.


Настраиваются на плодтворную работу, отвечают на поставленные вопросы, используя полученные на предыдущих уроках знания:

















Формулируют цель урока, составляют план.

- Цель урока – изучение новой темы.

- План урока:

1. Родная земля.

2.Родина

3.Поклонные кресты

II. Осмысление (реализация, «открытие» нового знания).

Непосредственный контакт с новой информацией.








































-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой

информацией;

- постепенное продвижение от «старого знания к новому»;

- помощь в организации работы, учащихся в классе (индивидуальной,

групповой, в парах);

- контроль и корректировка деятельности учащихся.


Шаг 1. Инициация уча-щихся через постановку проблемного вопроса. Ра-бота с понятиями.















Шаг 2. Постановка проблемы. Задание №1. Работа в парах.







Шаг 3. Показ презентации.

Создание условий для осознан-ного восприятия нового материала.


















Шаг 4. Постановка про-блемы. Работа в парах.




















































Шаг 5.

Задание №2. Творческое задание. Работа в группах.















Организует, мотивирует и контролирует работу учащихся.





















Сл. 1


- Прежде, чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, скажите:


- Как вы понимаете смысл слова РОДИНА?






- Теперь найдём в толковом словаре и прочтём понятие РОДИНА

-Вот как об этом сказал К.Д. Ушинский. Давайте прочитаем.


«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».


-Как вы думаете, где берёт начало слово Родина?


- Найдите в интернете, используя ваши телефоны и планшеты,











Сл.2

-Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого - либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов - Родень. Он был посвящён богу Роду.

Сл.3

- Есть ли что- нибудь общее у слов род, родина, родня, родители, родословная.

-Верно, здесь единый корень – род.

Сначала человек появляется на свет. Потом он узнает, что его Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней жизни его окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи…

И однажды к нему приходит понимание, что кроме его дома, его двора, его улицы, его района, его города, то, что мы называем нашей «малой Родиной», есть еще «Моя Страна» или «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ». Это миллионы людей, которые лично не знакомы с нами. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.


Что же нас объединяет?


Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.


 Когда мы говорим о духовности русского народа, это непременно связано с православием. Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...

-Помните ли вы, как молились казаки, когда находились в поле или в огне сражений?

Сл.4

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом.

- Видели ли вы когда-нибудь, въезжая с родителями на автомобиле в населённый пункт, вот такой крест?


- А знаете ли вы, что традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях. Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию.

Зачем, по-вашему мнению?


Основная цель их устроения – напомнить путнику о вечном, о необходимости обратиться к Богу в молитве и поклониться Христу. Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов – там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое).

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы). Так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.


- Рассмотрите предложенные фотографии и постарайтесь определить, где могут стоять поклонные кресты

Слайд 12

Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

Место утраченной церкви или кладбища;

Святой источник;

Место, на котором стояли языческие идолы;

Гиблые, опасные места;

Въезд в город;

Место гибели;

Место массовых крещений и так далее

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». Сегодня эта традиция возрождается. Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Так пусть же кресты защищают нашу землю от бед, украшают ее и говорят всем проходящим мимо, что здесь живут православные христиане. И делают нас чище…

Организует беседу, консультирует учащихся

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

.










































Как правило, учащиеся отвечают на вопросы № 1 , но затрудняются ответить на №2 вопроса.











Деятельность учащихся: смотрят презентацию.



















Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


















Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.






Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.










Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


















Работа в группах. Рассматривают фотографии ,выполняют задания: определяют,где могут стоять поклонные кресты



III. Рефлексия/ саморефлексия учащихся.

Анализ деятельности на уроке и определение качества работы:

1) Урок понравился/ не по-нравился - поставьте «улы-бающийся» / «грустный» смайлик.

2) Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях оценку в квадрате.

3) Кто был самым активным на уроке?

4) Поставьте «?!» напротив вопросов, вызвавших трудности.

Учитель предлагает ученикам проанализировать его и свою деятельность на уроке, и качество работы. Организует и мотивирует учащихся.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников, ее оценивание. Рефлексия содержания учебного материала


3. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о том, где в нашем крае вы видели поклонный крест и нарисовать крест.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!