Тема: развитие речи. Подробное изложение | Тип: обучающее изложение (решение частных задач) |
Задачи: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия. | Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Личностные: овладеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявят эстетические чувства. |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1 Раздаточный материал (приложения) Цветные карандаши Интерактивная доска |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Оргмомент |
Здороваюсь, читаю стихотворные строки: - Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | Выполняют просьбу учителя, садятся за парты |
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности |
Открываю первый слайд презентации, задаю вопрос: - Как думаете, что предстоит делать на уроке на уроках развития речи? Уточняю ответ, загадываю загадку: - Что объединяет слова: игрушки, подарки, мишура, гирлянда? Открываю картинку-ответ, обобщаю цель урока: - Сегодня не только будете писать изложение по тексту Н. Сладкова, но еще попробуете отследить некоторые свои знания и умения. - Откройте учебник с. 50, прочитайте текст | Высказывают свои предположения ( Пишут изложение или сочинение). Отгадывают: (Это ёлка). Открывается картинка-отгадка, дети проверяют свою догадку Рассматривают портрет писателя Н. Сладкова и обложки его книг Открывают учебник, читают текст |
Актуализация необходимых знаний |
Объясняю порядок работы с дополнительным раздаточным материалом. - Запишите на 1 карточке тему, главную мысль, стиль использованной речи и тип речи. Оцените своё умение. - Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. - Вспомните и запишите на 2 карточке, из каких частей состоит текст-повествование. Оцените свои знания. - Озаглавьте каждую часть (предлагаю зачитать свои варианты желающим). | Слушают объяснения (предлагается на карточке № 4 после выполненного задания рисовать кружок определённого цвета) Записывают, сравнивают с эталоном, оценивают свои умения Предлагают: (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.) Записывают, сравнивают с эталоном, оценивают свои знания Записывают, оценивают свои умения |
Первичное осмысление материала |
Анализ содержания текста. Языковой анализ. а) Чтение первой части - Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? – Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? б) Чтение второго абзаца – С какого предложения начинается вторая часть и почему? – Напомните, что дарили ёлочке деревья? – С чем сравнивает автор листья-подарки осины, клена, ивы и берёзы? - Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? в) Чтение третьего абзаца – Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? - Как говорит о цвете, не повторяя его? Структура текста. – Сколько частей в тексте? – О чем вы напишете в первой части? – О чем напишете во второй части? – Как вы закончите свой рассказ? Пересказ текста – Перескажите текст. Орфографическая подготовка - Взяли карточку номер 3. Определите орфограммы. Подберите проверочные слова, сверьте с эталоном, оцените свои действия. - Подумайте и скажите, как напишем следующие слова? | Предполагают: (Она маленькая, только появилась на свет.) Отвечают: (Не было, выросла). Отвечают: (Со слова теперь, это происходит каждую осень). Отвечают: (Листья-подарки). Смотрят на слайды презентации и отвечают: (Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет оранжевые звёзды. Ивы засыпают бронзовыми рыбками. Берёзы забрасывают конфетти). Отвечают: (Роняет, засыпает, забрасывают.) Отвечают: (Ёлочка из колючей и хвойной становится мягкой и лиственной). Отвечают: (Вся в золотом шитье, багрянце и бронзе). (Три части.) (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.) (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.) (Напишем о том, какая стояла ёлочка.) (1–2 ученика пересказывают составленный текст.) Подбирают и записываю проверочные слова, сверяют с эталоном, оценивают свою деятельность Отвечают и доказывают свой выбор |
Физминутка |
Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон, Два – наклон, Зашумел листвою клён. Ветер стих, За работу вновь берись. | (ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны) (руки поднять вверх, покружиться) (садятся за парты, продолжают работать) |
Применение знаний |
Письменное изложение текста. – Закройте учебники. Запишите текст. Самопроверка - По пунктам плана самопроверки проверить свою работу Чтение записанного текста - Кто желает прочитать текст, который у него получился? - Оцените свой текст | Пишут то, что запомнили. Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного Один или два читают свои тексты Рисуют кружок определённого цвета |
Итог урока. Рефлексия деятельности |
– Какой урок сегодня провели? – Что писали? – Как готовились к написанию изложения? – Посмотрите в свои рабочие листы. Сделайте вывод о том, как вы справились с работой. - Какие действия вызвали затруднения? | (Урок по развитию речи.) (Изложение текста.) Предполагают: (Провели анализ текста, разобрали какие средства выразительности использовал автор, провели орфографическую подготовку) Смотрят в рабочие листы и дают своей деятельности оценку, отмечают были ли затруднения |
Домашнее задание |
На выбор. Нарисовать ёлочку из рассказа Н. Сладкова Составить похожий текст про подарки в природе | Записывают в дневник |