- осознания важности математических знаний на протяжении всей жизни.
- умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент (3 мин.) | Организация внимания всех учащихся: приветствие, проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята! Эпиграф урока «…Геометрия владеет двумя сокровищами: Одно из них - это теорема Пифагора, которую можно сравнить с мерой золота» Иоганн Кеплер Сегодня на мы заканчиваем знакомство с теоремой Пифагора и как всегда перед началом работы определимся с нашими задачами на урок. | Включение в деловой ритм: настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места. Отвечают на вопрос Знаю, умею, хочу знать. Таким образом формулируют цель и задачи урока. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Заполнение листа самоконтроля «Моя работа на уроке» (2 мин) | В листе самоконтроля пропишите ваши ожидания от урока. | Учащиеся заполняют лист самоконтроля , прописывают цель и задачи урока. | Личностные: оценивание себя и понимание значимости своих действий Регулятивные: планирование своей деятельности, умение правильно формулировать свои мысли. |
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.) | Организация повторения формулировки теоремы Пифагора, формулировки теоремы, обратной теореме Пифагора; В каком треугольнике используют теорему Пифагора? А что вы знаете о прямоугольном треугольнике? На доске с использованием цветного мела (цветным мелом изобразить неизвестные элементы) начертить задачи и решить их устно по готовым чертежам (задачи приготовлены заранее). 1.Катеты прямоугольного треугольника 30 и 40 см. Найти гипотенузу. 2. Диагональ прямоугольника 17 . Одна сторона 8. Найти площадь прямоугольника. 3.Диагонали ромба 12 см. и 16 см. Найти периметр ромба. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы (если не прозвучат, то наводящие вопросы): 1.Теорема Пифагора. 2.Сумма острых углов прямоугольного треугольника. 3.Свойство катета, лежащего против угла 30 градусов. 4.Пифагоровы тройки. 5.Стороны Египетского треугольника Учащиеся решают задачи, комментируют решение. В листе самоконтроля отмечают и оценивают понимание ( усвоил хорошо, пониманию теорию, недостаточно знаний). | Личностные: оценивание усвоенного материала, умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: структурирование собственных знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы. |
4. Презентация по теме «Решение задач с применением теоремы Пифагора» (10 мин) | На данном этапе урока мы увидим спектр применения теоремы для нескольких типов задач. Смотрим слайд, решаем задачу, предлагаем свои варианты ответов. | Учащиеся решают задачи в тетради. Комментируем возможные решения. Выбираем правильное. В листе самоконтроля фиксируем понимание. | Регулятивные: целеполагание, умение проговаривать последовательность действий. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. |
5. Постановка цели и задач при решении практи-ориентированных задач. (5 мин) | Помогает сформулировать тему и цели предстоящей учебной деятельности. Мотивирует учащихся на применение теоремы Пифагора в КИМах ОГЭ. 1.Пожарную лестницу приставили к окну, расположенному на высоте 15 м от земли. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 8 м. Какова длина лестницы? 2. Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте находится ее верхний конец, если нижний конец остоит от ствола дерева на 1,8 м? 3. От столба к дому натянут провод длиной 10 м, который закреплен на стене дома на высоте 3 м от земли. Вычислите высоту столба, если расстояние от дома до столба 8 м?. Все задачи по заранее подготовленным рисункам на закрытой доске. | Применяют теорему(пользуются таблицей квадратов ) | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулирование цели. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
6. Повторение и анализ основных правил, понятий (проверка знаний учащихся фактического материала) (3 мин) | Организует выполнение учащимися математического диктанта на повторение теоретического материала. Обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку. Предлагаются задачи на теорему, обратную теореме Пифагора. | Прописывают формулировку теоремы Пифагора и обратной теоремы самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку, исправляют ошибки. Заполняют лист самооценки. | Личностные: уметь осуществлять самооценку. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. |
7. Обобщение и система понятий, усвоение знаний и их применение (проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных и измененных условиях) (10 мин) | Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний: В знакомой ситуации (типовые); В измененной ситуации (конструктивные). Акцентирует внимание учащихся на значимость теоремы Пифагора в повседневной жизни. (в это время более подготовленные ученики в паре решают две сложные задачи). Задачи для работы в парах. 1.В равнобокой трапеции основания равны 8 см и 14 см, высота трапеции 4 см. Найдите боковую сторону трапеции. 2.В прямоугольной трапеции основания 22 см и 6 см, а большая боковая сторона 20 см. Найдите периметр трапеции. 3.Катет прямоугольного треугольника 8 см, а медиана, проведенная к этому катету, равна 5 см. Найдите гипотенузу треугольника. | Решают задачи, применяя теорему Пифагора (парная работа). Заполняют лист самооценки. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль,коррекция. Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение задач;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:умение работать возле доски, при необходимости получить помощь товарищей,умение работать в парах. |
Физкультминутка (1 мин) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Личностные: формирование позитивной самооценки. Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные:слушать и понимать речь других. |
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (5 мин) | Сильные учащиеся предлагают решение сложных задач. В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в тчк.О. ВД=2корня из41, АС=26. АД=16. Через точку пересечения диагоналей проведена прямая перпендикулярная стороне АД параллелограмма, пересекающая ее в точке К. Найти ОК. 2.В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена высота ВМ=9. АМ=12, СМ=3. Найти стороны тр-ка АВС | Слушают. Понимают решение. Делают выводы. | Познавательные: умение самостоятельно определять и высказывать свои гипотезы, построение логической цепи рассуждений, установление, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение работать возле доски, при необходимости получить помощь товарищей, умение слушать и понимать речь других, работать в парах. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | Дает домашнее задание: Обучающиеся получают задание на карточках. Решить 4 задачи (на выбор) 1.Мальчик и девочка, расставшись на перекрестке, пошли по взаимно перпендикулярным дорогам, мальчик со скоростью 4 км/ч, девочка — 3 км/ч. Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 1 час? 2. В 12 м одна от другой растут две сосны. Высота одной 11 м, а другой - 6 м. Найдите расстояние между их верхушками. 3.От пристани одновременно отплыли два парохода: один на юг со скоростью 16 морских миль в час, а другой на запад со скоростью 12 морских миль в час. Какое расстояние будет между пароходами через 2,5 ч.(1 морская миля=1,85 км.) 4. Движущаяся лестница(эскалатор) метрополитена имеет 170 ступенек от пола наземного вестибюля до пола подземной станции. Ширина ступенек 40 см. А высота 20 см. Найдите: длину лестницы угол наклона её глубину станции(по вертикали) 5.Задача из учебника "Арифметика" Леонтия Магницкого (18 век) "Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать. | Записывают домашнее задание в дневниках. | Познавательные: структурирование заданий понимание и подведение под понятие «Теорема Пифагора» |
10. Рефлексия (2 мин) | Подводит итоги работы в классе. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. Сдают листы самооценки. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Оценка (1 мин) | Выставляет оценки | | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |