Тема: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | Тип: изучение нового материала |
Задачи: Представить новые для учащихся стихи поэта, о творчестве которого они узнали в начальной школе; Учить умению находить скрытый смысл, подтекст в образах лирического произведения ; Учить умению говорить о собственном понимании переживания в лирическом произведении, обращаясь к тексту, выбирая необходимые цитаты; Учить умению сопоставлять два лирических стихотворения |
Планируемые результаты |
Предметные знать и понимать, что С.А. Есенин замечательный русский поэт; знать основные факты биографии С.А. Есенина; знать и помнить образ-переживание в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями»; читать стихотворение с листа с верными смысловыми ударениями, правильным интонированием; выявлять образ-переживание, видеть и объяснять способы его передачи; рассказывать о своём восприятии произведения. | Метапредметные регулятивные: ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности; анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленной задачи оценивать свою деятельность, определять уровень достижения результата; коммуникативные: понимать произведение в соответствии с замыслом автора; вести диалог с учащимися класса, учителем; сопоставлять два текста со сходной тематикой, но разным переживанием и различными способами выражения переживания высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии | Личностные определять своё отношения к прочитанному; совершенствовать культуру речи; развивать эмпатию для понимания чувства, выраженного в тексте лирического произведения и передачи его в чтении, а также для понимания чувства, которое вложено в исполнение стихотворения одноклассниками ; осознавать свою связь с окружающим миром, нравственную позицию развивать эстетическое чувство, чувство понимания прекрасного на основе понимания поэзии |
Межпредметные связи: художественное чтение (фонохрестоматия, чтение стихотворений С.А. Есенина засл. арт России Б. Галкиным), изобразительное искусство: иллюстрирование стихотворений С.А. Есенина |
Ресурсы урока: Учебник, фонохрестоматия, слайды, подготовленные учителем, сборник дидактических материалов |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Актуализирует знания учащихся о творчестве С.А. Есенина. Предлагает ответить на вопросы, основанные на содержании материалов о творчестве С.А. Есенина, известных детям по предыдущим годам обучения или на общеизвестных фактах жизни и творчества С.А. Есенина Предлагает ответить на вопросы, связанные с особенностями лирического рода литературы | Делают выводы об основной тематике творчества С.А. Есенина, художественных особенностях его творчества |
Мотивация познавательной деятельности |
| Рассуждая о возможном результате урока, формулируют учебную задачу, разрабатывают план деятельности; Составляют список необходимых для достижения результата действий |
Организация познавательной деятельности |
Рассказывает о жизни и творчестве С.А. Есенина, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов. Организует выступление детей с заранее приготовленным чтением стихов С.А. Есенина. Слушают стихотворение С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» в исполнении Б. Галкина Организует чтение и обсуждение статьи учебника о С.А. Есенине. Организует работу групп учащихся для выразительного чтения и осмысления стихотворений, посвященных теме родного дома Организует работу по сопоставлению двух стихотворений, посвященных теме родного дома, в которых отразились разные переживания, есть сходные и различные способы выражения переживания Слушает учащихся, ведёт с ними диалог. Обучает работе с текстом для доказательства своего понимания образа-переживания в стихотворении | рассматривают и обсуждают слайды. Читают и слушают стихи С.А. Есенина в исполнении одноклассников. Отвечают на вопросы, выражая своё восприятие стихов С.А. Есенина. Читают статью учебника об С.А. Есенине и обсуждают её по вопросам, предложенным учителем. Работают в группах, готовят чтение стихотворения, посвященного теме родного дома, рассказа о своём понимании стихотворения. Участвуют в разговоре, слушают выступления одноклассников, добавляют своё мнение, касающееся понимания стихотворения. Ищут в тексте доказательства возможности предъявленного понимания образа-переживания Ищут доказательства для выводов о сходном и различном в переживании, выраженном в стихотворениях , посвященных теме родного дома. |
Подведение итогов |
| Отвечают на вопросы учителя, анализируют результат своей деятельности; делают выводы о реализации собственного плана. Рассказывают о своих впечатлениях об актёрском чтении Формулируют новые для себя сведения о творчестве С.А. Есенина |
Дополнительный материал: вопросы к фонохрестоматии к учебнику литературы, беседа по вопросам на стр.16 |
Диагностика достижения планируемых результатов: ответ на задание 4 учебника литературы, часть 2 на стр. 53 |
Дополнительные творческие задания: составить коллективный альбом иллюстраций стихам С.А. Есенина |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |
| | |