СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Русская изба""

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока к разработке   по теме "Русская изба"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Русская изба""»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

Тема урока

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель

Создать условия для формирования представлений обучающихся о доме как целостной образной систем и для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.

Задачи:



Способствовать формированию знаний обучающихся об идее целостности мира, выраженной через символическую трехчастность ( космос- небо, земля, подводный мир), о всеобщности, космичности народного искусства; об устроении русской избы и ее декоративном убранстве; познакомить с символическими образами-понятиями - конь-охлупень, полотенце, причелина, наличник и фронтон, лобовая доска; солярные знаки как украшение.

-образовательные:


-развивающие:


Способствовать развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения, навыков владения художественными материалами и средствами

-воспитательные:

Способствовать формированию у детей способности эмоционально-ценностного отношения к предметам материальной культуры своего народа, уважительного отношения к народному творчеству, к её традициям и народной культуре.

Планируемые результаты:


Обучающиеся научатся понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Предметные:


Личностные:


- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основные понятия

Архитектура, деревянное зодчество, деревня, изба – клеть - сруб, венец, подклет, охлупень(конек), доска-полотенце, доски-причелины, фронтон, двускатная крыша, наличники, лобовая доска, знак-оберег.

Межпредметные связи

История, музыка, литература

Ресурсы

Учебник - Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 4 класс» - М.: « Просвещение» 2014,

Интернет-ресурсы: www.razumniki.ru , www.gusli.su

Оборудование: проектор, компьютер, колонки.

Презентация « Убранство русской избы», таблицы-схемы с изображением строения русской избы; « Словарь терминов» обучающихся, карточки с заданиями

Музыкальный ряд: Русская народная музыка. Балалайка.

Художественные материалы и принадлежности


Методы и формы урока

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, метод проекта.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный

(этап мотивации).

Приветствую, проверяю готовность обучающихся к уроку.


Включает русскую народную музыку. Звучит балалайка.

- Прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте, что вам представляется, когда звучит эта музыка? Что бы вам хотелось увидеть на картинках под эту музыку?


- Просмотрите, пожалуйста, слайды и попробуйте сформулировать тему урока.

Показ слайдов с изображением деревни, разных крестьянских изб.

Введение понятии: архитектура, деревянное зодчество, деревня, изба. Слова вывешиваются на доске. Прошу детей записать на обратной стороне листа в альбоме и объяснить эти слова.


Обобщаю ответы детей и подвожу к формулировке темы и цели урока.

Самоорганизовываются, проверяют свою готовность к уроку.




Дети слушают музыку и высказывают свои представления.

Предлагают сюжеты картин.



Смотрят слайды и формулируют тему урока: «Деревня»



Дети записывают новые понятия.

Дети рассуждают почему деревни так называются, что в них находятся, из чего строились избы.

-Каждый дом неповторим, он « со своим лицом».

-Все дома украшены по-разному.

- Украшение русской избы.


Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

формируются умения общаться с учителем, рассуждать, выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками

Познавательные:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельная формулировка темы урока

Личностные УУД:

Мотивация к теме урока

2. Постановка цели урока.

- Как строили избу?

-Для чего же нужно было ее украшать?

- Какие задач нам предстоит решить на сегодняшнем уроке?

- Для чего нам нужно говорить об этом на уроке? Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшей жизни? Где мы их сможем применить? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?


Предположения обучающихся.

-Это и защита от темных сил и украшение.



Дети рассуждают, делают умозаключения, находят ответы на вопросы.

Личностные УУД:

-создание учебной мотивации, определение границ «знания» и «незнания»;

Метапредметные:

-познавательные: работа по построению задач урока (составление плана действий);

-коммуникативные: совершенствование речевой деятельности в создании четких формулировок

3.Изучение нового материала.

Рассказываю о представлении мироустроения нашими предками-славянами. Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.

Постановка проблемного вопроса перед рассказом и показом:

-Прослушав мой рассказ и просмотрев слайды попробуйте определить, какой основополагающий принцип постройки и убранства дома, на что опирались наши предки к чему стремились. А поможет вам в этом поэтическая метафора: « Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмический ряд над рекой или вдоль дороги- как стадо, вышедшее на водопой».


Демонстрация слайдов «Русская изба».

Введение новых понятий: изба – клеть - сруб, венец, подклет, охлупень(конек), доска-полотенце, доски-причелины, фронтон, двускатная крыша, наличники, лобовая доска, знак-оберег.

После просмотра презентации учитель задает вопрос детям:

- Какие новые слова вы услышали из моего рассказа?

Учитель вывешивает на доску новые понятия.

- Прошу вас записать эти слова на листе в альбоме.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 20 и посмотрите иллюстрации с изображением деревни и изб.




Слушают рассказ учителя и рассматривают слайды.






Дети рассуждают, делают выводы о том, что наши предки ощущали себя частью природы, окружающего мира и старались слиться с ним, не нарушая общей гармонии.








Дети слушают и вступают в диалог с учителем.






Дети перечисляют новые понятия.




Дети записывают слова.


Рассматривают фотографии изб.

Проводят сравнительный анализ. Делают выводы.


Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость русского деревянного зодчества;

Метапредметные:

- познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

-регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний;

-коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, вступать в коллективное учебное сотрудничество, рассуждать и находить ответы на вопросы.

4. Смена видов деятельности. Проведение физминутки.

Физминутка для глаз и для двигательной активности

Участвуют в проведении физминутки.


5.Первичное закрепление полученных знаний

- На ваших партах лежат карточки с изображением избы. Вы должны рядом со стрелочками и цифрами подписать названия элементов избы, с которыми сегодня познакомились.

- Для проверки вам надо поменяться с соседом карточкой.

- Критерии: «5» - все пять слов правильно, «4» - одна ошибка и т.д.

На экране вы видите правильно выполненное задание.

Карточки должны быть все подписаны и сданы.




Индивидуальная самостоятельная работа.




Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу товарища.


Предметные УУД:

-обобщение и систематизация полученных знаний; опыт предметной деятельности по применению нового знания; предметные действия с учебным материалом;

Личностные:

-определение границ «знания» и « незнания»; проявление личного интереса к предмету.

Метапредметные:

-регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; самостоятельность в выборе задания;

-коммуникативные: умение вступать в диалог с товарищем, доносить свои мысли, аргументы;

-познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций анализа, обобщения

6.Применение

новых знаний.

- Переходим к следующей нашей задаче.

- Представь, что ты строишь дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, ее декоративные элементы.

-Подумай и реши, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник и т.д. Украшая, смело вводи в свою композицию солярные знаки, обобщенные изображения животных.

-Возможно, у тебя появилось желание выполнить другой вид работы, связанный с украшением избы?

- Работа выполняется на формате А5.

- Итогом всей работы будет создание новой деревни на общем листе (ватмане)

Звучат фоном русские народные мелодии, красивая славянская напевная музыка.

Хожу по рядам, помогаю, советую, подбадриваю.

Самостоятельная индивидуальная работа под звуки славянских мотивов.

Личностные УУД:

-формировать уважительное отношение к наследию предков; способствовать ощущению причастности к славянской культуре;

Метапредметные:

-регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция, самостоятельность;

-познавательные: использование полученных знаний, их систематизация, обобщение;

Предметные:

- действия с учебным материалом

7. Самоанализ и анализ получившихся работ.

Рефлексия.



- Проведем самоанализ получившихся работ.










- Поднимите, пожалуйста, цветные круги. Дайте ответ на мой вопрос – Понравился ли вам сегодня урок.

Желтый – урок понравился.

Синий – урок не понравился.

Белый – затрудняюсь ответить.


Дети выходят со своей работой к доске и приклеивают, на заранее приготовленном учителем ватмане с фоном природы.


Самоанализ работ обучающимися по плану, данному на доске:

1. Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?

2. Какие ощущения и настроение остались после выполнения работы?


Личностные:

-самоопределение: самооценка своей деятельности;

Метапредметные:

-регулятивные: контроль и коррекция;

-коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

-познавательные: выполнение операций анализа и сравнения

Предметные:

-обобщение и систематизация новых знаний


8. Домашнее задание

Закончить избу, кто не успел, и принести к следующему уроку.

Повторить новые понятия.

Придумать название новой деревни.

Записывают в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!