Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского
Тема урока | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний |
Цель | Создать условия для формирования представлений обучающихся о доме как целостной образной систем и для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси. |
Задачи: | Способствовать формированию знаний обучающихся об идее целостности мира, выраженной через символическую трехчастность ( космос- небо, земля, подводный мир), о всеобщности, космичности народного искусства; об устроении русской избы и ее декоративном убранстве; познакомить с символическими образами-понятиями - конь-охлупень, полотенце, причелина, наличник и фронтон, лобовая доска; солярные знаки как украшение. |
-образовательные: |
-развивающие: | Способствовать развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения, навыков владения художественными материалами и средствами |
-воспитательные: | Способствовать формированию у детей способности эмоционально-ценностного отношения к предметам материальной культуры своего народа, уважительного отношения к народному творчеству, к её традициям и народной культуре. |
Планируемые результаты: | Обучающиеся научатся понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Предметные: |
Личностные: | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
Метапредметные: | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основные понятия | Архитектура, деревянное зодчество, деревня, изба – клеть - сруб, венец, подклет, охлупень(конек), доска-полотенце, доски-причелины, фронтон, двускатная крыша, наличники, лобовая доска, знак-оберег. |
Межпредметные связи | История, музыка, литература |
Ресурсы | Учебник - Л. А. Неменская «Изобразительное искусство 4 класс» - М.: « Просвещение» 2014, Интернет-ресурсы: www.razumniki.ru , www.gusli.su Оборудование: проектор, компьютер, колонки. Презентация « Убранство русской избы», таблицы-схемы с изображением строения русской избы; « Словарь терминов» обучающихся, карточки с заданиями Музыкальный ряд: Русская народная музыка. Балалайка. Художественные материалы и принадлежности |
Методы и формы урока | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, метод проекта. Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1.Организационный (этап мотивации). | Приветствую, проверяю готовность обучающихся к уроку. Включает русскую народную музыку. Звучит балалайка. - Прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте, что вам представляется, когда звучит эта музыка? Что бы вам хотелось увидеть на картинках под эту музыку? - Просмотрите, пожалуйста, слайды и попробуйте сформулировать тему урока. Показ слайдов с изображением деревни, разных крестьянских изб. Введение понятии: архитектура, деревянное зодчество, деревня, изба. Слова вывешиваются на доске. Прошу детей записать на обратной стороне листа в альбоме и объяснить эти слова. Обобщаю ответы детей и подвожу к формулировке темы и цели урока. | Самоорганизовываются, проверяют свою готовность к уроку. Дети слушают музыку и высказывают свои представления. Предлагают сюжеты картин. Смотрят слайды и формулируют тему урока: «Деревня» Дети записывают новые понятия. Дети рассуждают почему деревни так называются, что в них находятся, из чего строились избы. -Каждый дом неповторим, он « со своим лицом». -Все дома украшены по-разному. - Украшение русской избы. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: формируются умения общаться с учителем, рассуждать, выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками Познавательные: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельная формулировка темы урока Личностные УУД: Мотивация к теме урока |
2. Постановка цели урока. | - Как строили избу? -Для чего же нужно было ее украшать? - Какие задач нам предстоит решить на сегодняшнем уроке? - Для чего нам нужно говорить об этом на уроке? Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшей жизни? Где мы их сможем применить? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? | Предположения обучающихся. -Это и защита от темных сил и украшение. Дети рассуждают, делают умозаключения, находят ответы на вопросы. | Личностные УУД: -создание учебной мотивации, определение границ «знания» и «незнания»; Метапредметные: -познавательные: работа по построению задач урока (составление плана действий); -коммуникативные: совершенствование речевой деятельности в создании четких формулировок |
3.Изучение нового материала. | Рассказываю о представлении мироустроения нашими предками-славянами. Рассказ сопровождается показом слайдов презентации. Постановка проблемного вопроса перед рассказом и показом: -Прослушав мой рассказ и просмотрев слайды попробуйте определить, какой основополагающий принцип постройки и убранства дома, на что опирались наши предки к чему стремились. А поможет вам в этом поэтическая метафора: « Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмический ряд над рекой или вдоль дороги- как стадо, вышедшее на водопой». Демонстрация слайдов «Русская изба». Введение новых понятий: изба – клеть - сруб, венец, подклет, охлупень(конек), доска-полотенце, доски-причелины, фронтон, двускатная крыша, наличники, лобовая доска, знак-оберег. После просмотра презентации учитель задает вопрос детям: - Какие новые слова вы услышали из моего рассказа? Учитель вывешивает на доску новые понятия. - Прошу вас записать эти слова на листе в альбоме. Работа с учебником. - Откройте учебник на стр. 20 и посмотрите иллюстрации с изображением деревни и изб. | Слушают рассказ учителя и рассматривают слайды. Дети рассуждают, делают выводы о том, что наши предки ощущали себя частью природы, окружающего мира и старались слиться с ним, не нарушая общей гармонии. Дети слушают и вступают в диалог с учителем. Дети перечисляют новые понятия. Дети записывают слова. Рассматривают фотографии изб. Проводят сравнительный анализ. Делают выводы. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость русского деревянного зодчества; Метапредметные: - познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, -регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; -коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, вступать в коллективное учебное сотрудничество, рассуждать и находить ответы на вопросы. |
4. Смена видов деятельности. Проведение физминутки. | Физминутка для глаз и для двигательной активности | Участвуют в проведении физминутки. | |
5.Первичное закрепление полученных знаний | - На ваших партах лежат карточки с изображением избы. Вы должны рядом со стрелочками и цифрами подписать названия элементов избы, с которыми сегодня познакомились. - Для проверки вам надо поменяться с соседом карточкой. - Критерии: «5» - все пять слов правильно, «4» - одна ошибка и т.д. На экране вы видите правильно выполненное задание. Карточки должны быть все подписаны и сданы. | Индивидуальная самостоятельная работа. Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу товарища. | Предметные УУД: -обобщение и систематизация полученных знаний; опыт предметной деятельности по применению нового знания; предметные действия с учебным материалом; Личностные: -определение границ «знания» и « незнания»; проявление личного интереса к предмету. Метапредметные: -регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; самостоятельность в выборе задания; -коммуникативные: умение вступать в диалог с товарищем, доносить свои мысли, аргументы; -познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций анализа, обобщения |
6.Применение новых знаний. | - Переходим к следующей нашей задаче. - Представь, что ты строишь дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, ее декоративные элементы. -Подумай и реши, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник и т.д. Украшая, смело вводи в свою композицию солярные знаки, обобщенные изображения животных. -Возможно, у тебя появилось желание выполнить другой вид работы, связанный с украшением избы? - Работа выполняется на формате А5. - Итогом всей работы будет создание новой деревни на общем листе (ватмане) Звучат фоном русские народные мелодии, красивая славянская напевная музыка. Хожу по рядам, помогаю, советую, подбадриваю. | Самостоятельная индивидуальная работа под звуки славянских мотивов. | Личностные УУД: -формировать уважительное отношение к наследию предков; способствовать ощущению причастности к славянской культуре; Метапредметные: -регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция, самостоятельность; -познавательные: использование полученных знаний, их систематизация, обобщение; Предметные: - действия с учебным материалом |
7. Самоанализ и анализ получившихся работ. Рефлексия. | - Проведем самоанализ получившихся работ. - Поднимите, пожалуйста, цветные круги. Дайте ответ на мой вопрос – Понравился ли вам сегодня урок. Желтый – урок понравился. Синий – урок не понравился. Белый – затрудняюсь ответить. | Дети выходят со своей работой к доске и приклеивают, на заранее приготовленном учителем ватмане с фоном природы. Самоанализ работ обучающимися по плану, данному на доске: 1. Достигнута ли цель, поставленная в начале урока? 2. Какие ощущения и настроение остались после выполнения работы? | Личностные: -самоопределение: самооценка своей деятельности; Метапредметные: -регулятивные: контроль и коррекция; -коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества; -познавательные: выполнение операций анализа и сравнения Предметные: -обобщение и систематизация новых знаний |
8. Домашнее задание | Закончить избу, кто не успел, и принести к следующему уроку. Повторить новые понятия. Придумать название новой деревни. | Записывают в дневник. | |