СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русский язык по теме"Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русский язык по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русский язык по теме"Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"»

Русский язык 3 а кл

Учитель: Татаркова Н.В.

Дата: 12.10.22

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении

Задачи:

Дидактические:

называть и определять части слова (корень, окончание); научить способам нахождения окончания; понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»; развивать орфографическую зоркость. креативное мышление. Коррекция внимания. Создать условия для положительной мотивации к учению

УУД

П: осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

Р: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47


Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации


Приветствие

Проверка готовности

1.3.Работа с пословицей

-На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

- Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!



Приветствуют


Проверяют готовность



Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

.

Г.л..ва

П..л..са

Ст..р..жить –

Г..р..дить –

М..л..дой –

Д..р..гой –

Х..л..да –

Ст..р..на –


звёз…ный

кос..ный

здра..ствуйте

прекрас..но

доблес..ный

чу..ство

чудес..ный

В канце синтибря стаяла чюдесная пагода


Находят и объясняют орфограммы

Повторение

Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и с одним и тем же

значением.

Корень – это общая часть

однокоренных слов.

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.


2.2.Игра «В три колонны становись»

-Поиграем в игру «В три колонны становись».

1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах




гореть, горение, горелый;





горевать, горемыка, горестный


горный, гористая, пригорок



Постановка проблемной ситуации


На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?



Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Работа по теме



















Физминутка


Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?


Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…


Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.




Одно

Дерево

Окончание


Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним


Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание



Функциональная грамотность

Отгадай пословицу по двум словам и запиши:

Отмерь - отрежь.

Хлеб — голова.

Ответ: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Хлеб всему голова.


2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».

Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.


Рассуждают

Объясняют

Закрепление.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?









Самостоят работа

Итог.

Рефлексия.

Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным.


ДЗ

Стр 79 Упр. 143




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!