Этап мотивации | Приветствие Проверка готовности 1.3.Работа с пословицей -На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? - Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться. – Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания! | Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы |
Повторение | - Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах | гореть, горение, горелый; горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок |
Постановка проблемной ситуации | На слайде: Меня увидел бурый медвежата. - Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? - Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? .Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? | Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Работа по теме Физминутка | Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 . Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. | Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание |
Функциональная грамотность | Отгадай пословицу по двум словам и запиши: Отмерь - отрежь. Хлеб — голова. Ответ: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Хлеб всему голова. 2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель». Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д. | Рассуждают Объясняют |
Закрепление. | 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _____________________________ собака - _____________________________ чёрное - _____________________________ первая - _____________________________ лестница - _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____________________________ дедушка - _____________________________ большая - _____________________________ четвёртое - _____________________________ мечтал - _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? | Самостоят работа |
Итог. Рефлексия. | Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. | |