Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. учителя – Харина Лидия Владимировна
Предмет - русский язык
Класс- 6
Тема урока – «Плюс. Минус. Интересно!» («Словообразование имён существительных»)
Место урока в теме – ¼
УМК – Русский язык. Под ред. М.М.Разумовской
Технология – игровая технология
Тип урока – урок открытия новых знаний
Цели урока ОНЗ -деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цели урока: формирование у учащихся умений определять способы образования и выполнять словообразовательный разбор имён существительных; закрепление и расширение понятий по теме.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомить учащихся с основными морфемными (кроме сложения) способами образования имен существительных, научить
определять способы образования и выполнять словообразовательный разбор существительных, закрепить и расширить понятийную базу по теме (словообразовательная модель, словообразовательная пара и словообразовательная цепочка).
Метапредметные:
регулятивные (Р):
– способность к формулированию проблемы и целеполаганию;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану,сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
познавательные (П):
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему «Фиш-боун»);
– осуществлять анализ, синтез, классификацию, обобщение;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные (К):
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– строить рассуждения.
Личностные (Л):
- проявлять способность к самоопределению,
- проявлять способность к смыслообразованию,
- участвовать в творческом учебном процессе,
- осознавать себя как индивидуальность,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Этап урока ОНЗ | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия (вопросы, задания) | Осуществляемые действия |
Мотивационное начало. | 1). Вступительное слово учителя. Демонстрируется рисунок к стих. К.И.Чуковского «Мойдодыр». - Узнаёте ли вы этого героя? Есть в этом стихотворении строки: «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». - Как связана арифметика (математика) с русским языком? Предположите. 2). Интеллектуальная разминка. - Чтобы узнать, какие математические термины имеют отношение к теме нашего урока, угадайте «спрятанные» слова: Групп(?)а Програм(?)а Ал(?)ея Ж…знь Ж…ри Колон(?)а Кас(?)а Ч…дак Мас(?)а (плюс) (минус) - На какие орфографические правила приведены примеры? Сгруппируйте их. В чём особенность слова ЖЮРИ? - Сколько слов записано? Что их объединяет? (9, это имена существительные) - Попробуйте из указанных слов (плюс, минус, имя существительное) сформулировать тему урока. Почему не получается? (недостаточно информации). - Пока понятно только, что речь идёт об имени существительном. А что конкретно в этой теме будет объектом нашего внимания, попробуйте определить сами. | Высказывают предположение о связи русского языка с математикой Определяют «спрятанные» математические термины Группируют слова по орфограммам Пробуют сформулировать тему, осознают недостаточность информации | Л (самоопределение к учебной деятельности) Р (умение делать предположения) П (анализ, синтез) П (анализ, синтез, классификация) Р (умение делать предположения, осознание недостаточности знаний) |
| |
| |
| | |
II. Актуализация знаний, открытие темы, целеполагание. | - Прочитайте строки стихотворения Сергея Осипова: Плодятся в голове морфемы – Кирпичики для новых слов. - Вспомните, из каких морфем состоят слова, отгадав загадки: Своим местом я горжусь: Перед корнем нахожусь. (приставка) Среди морфем я вот каков: Образовал всех больше слов. (суффикс) Я меняю форму слова, Без меня - это основа. (окончание) Я самый главный в слове: Такая уж мне честь, И я в любой основе, И в каждом слове есть. (корень) - Как понимаете слова поэта «кирпичики для новых слов»? - Все ли морфемы могут быть «кирпичиками» для новых слов, то есть участвовать в образовании новых слов? (все, кроме окончания). Почему? - У нас появилось ещё одно слово – образование. Итак, «плюс», «минус», «существительное», «образование». Попробуйте теперь определить тему урока (Словообразование имён существительных). А слова «плюс», «минус» пусть останутся пока секретом. - Каковы задачи нашего урока? Определите сами. Помогут вам в этом строки стихотворения П.Чеснокова: Друзья! Задача наша такова – Откроем, как … слова, /построены/ Какие их … составляют, /морфемы/ Какую роль в словах они играют. - Догадайтесь, какие слова пропущены, и сформулируйте задачи урока. ИЛИ Сформулируйте их, можете использовать слова-помощники: узнаем…(как образуются имена существительные), научимся…(определять способы образования, выполнять словообразовательный разбор существительных), вспомним… (словообразовательную модель), определим… (словообразовательную пару и словообразовательную цепочку). | Отвечают на вопросы Отгадывают загадки о морфемах Самостоятельно формулируют тему урока Самостоятельно формулируют учебную задачу | К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения) Р (самостоятельная формулировка темы) Р (формулировка учебной задачи) |
III. Открытие новых знаний. | - В решении наших задач нам поможет необычная схема – «Фиш-боун» («рыбья кость»). Схема ____________________ ____________________________________________________ - Посмотрите на «Фишбоун». Что необходимо сделать? Предположите. (Определить, как образовано слово, и заполнить схему) - Как вы будете это делать? Вспомните, как мы определяли способ образования слов в 5 классе, а теперь дополним алгоритм действий: Определяем лексическое значение слова, используя однокоренные слова. Ищем ближайшего «родственника», чтобы разница была на наименьшее количество морфем. Указываем способ образования существительного. - Заполним нашу схему. СОАВТОР – тот, кто рядом с автором. Ближайший «родственник» - АВТОР. Слово увеличилось на приставку. Значит, способ образования приставочный. (В той же последовательности работаем с остальными двумя словами) - Последнее слово – БЕГ. Как оно образовано? Но прежде вспомните, что нужно было сделать, чтобы получить новое слово? (прибавить морфему: автор соавтор). - Надеюсь, теперь понятно, почему у нас есть одно «неучтённое» слово – ПЛЮС (открыть это слово в «имени» урока). А МИНУС (открыть это слово в «имени» урока) нужен для того, чтобы показать образование слов, подобных слову БЕГ. Давайте рассуждать. Какая это часть речи? (сущ., но обозначает не просто предмет, а действие как предмет). Какой ближайший «родственник»? (глагол «бегать»). Укажите его основу (бега-). Что нужно сделать, чтобы определить способ образования слова БЕГ? Запишите «формулу» образования: основа бега- минус суффикс –а- = бег. Смотрите: был суффикс – не стало суффикса. Предположите, как называется такой способ образования? (бессуффиксный). - Итак, мы заполнили основные части схемы. Что напишем на пропущенной строке? Почему? (Способы образования существительных, так как это заглавие схемы). - Посмотрите на «Фиш-боун» Какие части остались незаполненными? («голова» и «хвост»). Что напишем в «голове»? (название). Чтобы его сформулировать, скажите, что объединяет все указанные способы образования? (в образовании слов участвуют морфемы). Поэтому в «голове» напишем: «Морфемные способы образования существительных». - Что пишут обычно в «хвосте», то есть в заключении? (вывод). Какой вывод можно сделать? (при необходимости - подсказка учителя: как образуются слова). В «хвосте» запишем: «Слова образуются от других слов с помощью морфем». | Рассматривают «Фиш-боун» Предполагают задание Дополняют известный из 5-го класса алгоритм действий Заполняют схему Рассуждают, доказывают свою точку зрения Высказывают предположения Записывают название схемы Записывают начало схемы Заканчивают заполнение «Фиш-боуна» | Р (умение делать предположения) Р (дополнение алгоритма действий) П (умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую) К (умение обосновывать свою точку зрения) Р (умение прогнозировать) П (анализ, синтез) П (анализ, синтез, умение делать выводы) |
IV. Умная физкультминутка «Страшный» омоним. | - Что такое омонимы? (Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение) - С помощью какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в «страшный» омоним? (ищ). Какое значение у этого суффикса? (увеличительное) Ноги – ножИЩи Ножи – ножИЩи - «Умная» физминутка: встали и делаем, как я: Руки – ручищи (руки тянем вперёд) Ноги – ножищи (топаем ногами) Глаза – глазищи (широко раскроем глаза и похлопаем глазами) - Все, кто знает, каким способом образованы слова в физкультминутке, могут сесть. - С помощью жеста покажите этот способ образования слов (суффиксальный - руки «домиком». | Отвечают на вопросы Выполняют упражнения физкультминутки | К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения) П (активизация познавательных процессов - внимание) П (активизация мыслительной операции - аналогия) |
V. Первичное закрепление. | 1). На слайде даны слова. Нужно определить, каким способом образовано каждое. Первое слово разбирает ученик у доски (с проговариванием во внешней речи, с образцом записи). Остальные слова – самостоятельно (по образцу). Желтизна, неправда, подстаканник, игра, правнук. - Самопроверка по эталону (на экране) 2). «Кто больше?» (устно) - Назовите слова с суффиксами- «дразнилками» на – юг-а (например, жадюга). Почему такие существительные называют «дразнилками»? (они показывают отрицательные качества человека). Как образуются такие слова? 3). «Поиграем!» Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки. Табун – табунщик, болт – болтун, валять – валюта, баян – баянист. - «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательную морфему. - Самопроверка по эталону (на экране). 4). Работа в паре (по словообразовательным моделям): На каждую словообразовательную модель придумать по 3 слова (слабым учащимся предлагаются морфемы-«подсказки»: корни - смысл-, -труд-, -дел-, -вкус-; приставки без-, под-, со-). Приставка + корень + суффикс НИК+ нулевое окончание. Корень + суффикс ЁНОЧ + суффикс ЕК + нулевое окончание. Приставка БЕЗ + корень +суффикс ИЦ + окончание А. - Взаимопроверка и взаимооценка выполнения. Нормы оценки: «5» - правильно 5 слов, «4» - правильно 4 слова, «3» - правильно 3 слова, «2» - правильно 2 и меньше слов. | Осуществляют пробное действие с проговариванием во внешней речи, с образцом записи Затем самостоятельно выполняют задание Осуществляют самоконтроль Выполняют задания Ищут ошибки в словообразовательных парах, исправляют их Проверяют работу по эталону Выполняют работу в паре Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку выполнения задания по нормам оценки | Р (выдвижение гипотез выполнения задания) Р (самоконтроль) Л (смыслообразование) П (логическая операция – исключение лишнего) Р (самоконтроль и коррекция) П (предметные действия с моделями) Р (взаимоконтроль и взаимооценка) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение типовых заданий. | 1). Игра «Собери слово». - Составьте слова из «россыпи» морфем. Определите способ образования получившихся слов. Выполните их словообразовательный разбор. О б р а з е ц: ыгр, роз, ыш,– розыгрыш. Под, к, а, готов, пере; о, тельн, и, смотр, не, ость; о, а, пере, к, цен. - Самопроверка по эталону (на экране). 2). «Грамматическая арифметика» (выполняется устно): Ба+большой деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка) Нота ДО + зарытые в землю ценности = ? (доклад) Вороний возглас + знак препинания = ? (карточка) 19 буква алфавита + хвойный лес = ? (сбор) - Верно ли определён способ образования получившихся слов? (нет) С каким определением способа образования можно согласиться частично? Почему? 3).- Выберите два из разноуровневых заданий и выполните их. (см. приложение 1) - Самопроверка выполнения по эталону. | Выполняют задания Производят самопроверку по эталону Выполняют устно Доказывают своё мнение Выполняют задания по выбору Выполняют самопроверку по эталону | П (анализ, синтез, способ записи словообразовательного разбора) Р (самоконтроль и коррекция) П (анализ, синтез, умение делать выводы) К (отвечают на вопрос, обосновывая свою точку зрения) П (анализ, синтез) Р (самоконтроль и коррекция) |
VII. Включение в систему знаний и повторение. VIII. Подведение итогов. | 1). Работа в группе. На отдельном листе каждая группа должна составить словообразовательное «дерево» от одного корня. Какой это будет корень, догадайтесь сами, прочитав рифмованные строки: Сыпал пушок На леса и поля, Ели укрыл, Горы и тополя. (в случае затруднения – напомнить учащимся о приёме «Акрослово») - Итак, задание: составить словообразовательное «дерево» от корня – снег -. (см. приложение 2). У кого дерево окажется самым ветвистым? (если необходимо, детям даются слова-подсказки). 2). - Взаимообмен выполненных группами заданий: 1 2, 3 4. - Взаимопроверка и взаимооценка по эталону с использованием критериев: Больше «ветвей» на словообразовательном «дереве». Правильно обозначены словообразовательные морфемы. Правильно построены словообразовательные цепочки. 3). - В чём особенность слов снеговой, снежный? (Это имена прилагательные). - Как вы думаете, каким способом они образованы? Почему? К какому выводу приходим? (и у существительных, и у прилагательных похожее словообразование; об этом будем говорить при изучении имени прилагательного). 4). Слова снегоход и снегокат – имена существительные. В чём особенность их образования? (сложение корней). Этот способ образования и будет темой следующего урока. 1). Игра «Пазлы». «Рассыпались» морфемы. Если вы правильно их соберёте, то получите высказывание Э.Успенского, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Им хлеб язык для сущ еств ительн - «Имя существительное – хлеб для языка». Объясните постановку тире. - Как вы понимаете слова Э.Успенского? Какое отношение они имеют к теме урока? (Действительно, благодаря словообразованию имён существительных значительно пополняется лексический состав русского языка). 2). – Словообразование слов – это увлекательное занятие. Как сказал поэт: Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. - «Шифрограмма». Найдите среди букв слово, характеризующее отношение к тому, что мы делали на уроке, и вы угадаете последнее слово в «имени» урока (открыть «имя» урока полностью: «Плюс… Минус… Интересно!!!»). КЛБСТДИНТЕРЕСНОЗРФЬВМ | Групповая работа Разгадывают акрослово СНЕГ Составляют словообразовательное «дерево» Группы обмениваются заданиями, производят взаимопроверку и взаимооценку по эталону Осуществляют сравнение способов образования существительных и прилагательных Проводят подготовку к изучению следующих разделов курса «Собирают» из морфем высказывание Определяют отношение высказывания к теме урока Разгадывают шифрограмму Определяют отношение к тому, что делали на уроке | К (уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности) П (анализ, синтез) Р (взаимоконтроль и взаимооценка) П (анализ, сравнение) Р (формулировка темы следующего урока) П (анализ, синтез) К (строят связное высказывание) Л (осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств) П (анализ, синтез) Л (смыслообразование) |
IX. Рефлексия. | - Какая была цель урока? Как её достигали (что делали)? Достигли её или нет? - Оцените свою работу, отметив в таблице своё умение соответствующим значком: Знаю | Оценка | Умею | Оценка | + - ? | + - ? | способы образования имён существительных | | определять способы образования имён существительных | | словообразовательная пара | | находить свои и чужие ошибки | | словообразовательная цепочка | | графически оформлять информацию, выполнять словообразовательный разбор | | | Проводят рефлексию содержания и деятельности Оценивают результаты своей работы | Р (соотношение цели и результата) Р (самооценка результатов учебной деятельности) |
X. Домашнее задание (с элементами выбора и творчества) | 1). Упр. 109 (устно) – обязательно; упр. 110 или 113 (на выбор, письм.) 2). Творческое задание (по желанию): напишите сказку по данному началу, расскажите, какие слова «выросли» из корня –ХВАТ-. Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень вдруг чудесным образом заговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные… | Определяют задания для самоподготовки | Р (умение определять степень успешности своей работы) |