СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Плюс. Минус. Интересно!" ("Словообразование имён существительных")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок открытия новых знаний  создан с применением игровых технологий обучения. Для изучения материала использованы различные словесные игры: "Кто больше", "Пазлы", "Шифрограмма", "Собери слово", "Грамматическая арифметика", "Акрослово" и другие.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Плюс. Минус. Интересно!" ("Словообразование имён существительных")»

Технологическая карта урока русского языка


Ф.И.О. учителяХарина Лидия Владимировна

Предмет - русский язык

Класс- 6

Тема урока«Плюс. Минус. Интересно!» («Словообразование имён существительных»)

Место урока в теме¼

УМК – Русский язык. Под ред. М.М.Разумовской

Технология – игровая технология

Тип урокаурок открытия новых знаний

Цели урока ОНЗ -деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Цели урока: формирование у учащихся умений определять способы образования и выполнять словообразовательный разбор имён существительных; закрепление и расширение понятий по теме.


Планируемые результаты.


Предметные: познакомить учащихся с основными морфемными (кроме сложения) способами образования имен существительных, научить

определять способы образования и выполнять словообразовательный разбор существительных, закрепить и расширить понятийную базу по теме (словообразовательная модель, словообразовательная пара и словообразовательная цепочка).


Метапредметные:


регулятивные (Р):

– способность к формулированию проблемы и целеполаганию;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану,сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;


познавательные (П):

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему «Фиш-боун»);

– осуществлять анализ, синтез, классификацию, обобщение;

– устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные (К):

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– строить рассуждения.


Личностные (Л):

- проявлять способность к самоопределению,

- проявлять способность к смыслообразованию,

- участвовать в творческом учебном процессе,

- осознавать себя как индивидуальность,

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.











Этап урока ОНЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

(вопросы, задания)

Осуществляемые действия

  1. Мотивационное начало.


1). Вступительное слово учителя.

Демонстрируется рисунок к стих. К.И.Чуковского «Мойдодыр».

- Узнаёте ли вы этого героя? Есть в этом стихотворении строки: «И грамматика пустилась с арифметикой плясать».

- Как связана арифметика (математика) с русским языком? Предположите.

2). Интеллектуальная разминка.

- Чтобы узнать, какие математические термины имеют отношение к теме нашего урока, угадайте «спрятанные» слова:


Групп(?)а Програм(?)а

Ал(?)ея Ж…знь

Ж…ри Колон(?)а

Кас(?)а Ч…дак

Мас(?)а

(плюс) (минус)

- На какие орфографические правила приведены примеры? Сгруппируйте их. В чём особенность слова ЖЮРИ?

- Сколько слов записано? Что их объединяет? (9, это имена существительные)

- Попробуйте из указанных слов (плюс, минус, имя существительное) сформулировать тему урока. Почему не получается? (недостаточно информации).

- Пока понятно только, что речь идёт об имени существительном. А что конкретно в этой теме будет объектом нашего внимания, попробуйте определить сами.







Высказывают предположение о связи русского языка с математикой


Определяют «спрятанные» математические термины








Группируют слова по орфограммам



Пробуют сформулировать тему, осознают недостаточность информации

Л (самоопределение к учебной деятельности)




Р (умение делать предположения)



П (анализ, синтез)









П (анализ, синтез, классификация)


Р (умение делать предположения, осознание недостаточности знаний)









II. Актуализация знаний, открытие темы, целеполагание.





- Прочитайте строки стихотворения Сергея Осипова:

Плодятся в голове морфемы –

Кирпичики для новых слов.

- Вспомните, из каких морфем состоят слова, отгадав загадки:

Своим местом я горжусь:

Перед корнем нахожусь. (приставка)

Среди морфем я вот каков:

Образовал всех больше слов. (суффикс)

Я меняю форму слова,

Без меня - это основа. (окончание)

Я самый главный в слове:

Такая уж мне честь,

И я в любой основе,

И в каждом слове есть. (корень)

- Как понимаете слова поэта «кирпичики для новых слов»?

- Все ли морфемы могут быть «кирпичиками» для новых слов, то есть участвовать в образовании новых слов? (все, кроме окончания). Почему?

- У нас появилось ещё одно слово – образование. Итак, «плюс», «минус», «существительное», «образование». Попробуйте теперь определить тему урока (Словообразование имён существительных). А слова «плюс», «минус» пусть останутся пока секретом.

- Каковы задачи нашего урока? Определите сами. Помогут вам в этом строки стихотворения П.Чеснокова:

Друзья! Задача наша такова –

Откроем, как … слова, /построены/

Какие их … составляют, /морфемы/

Какую роль в словах они играют.

- Догадайтесь, какие слова пропущены, и сформулируйте задачи урока.

ИЛИ

Сформулируйте их, можете использовать слова-помощники: узнаем…(как образуются имена существительные), научимся…(определять способы образования, выполнять словообразовательный разбор существительных), вспомним… (словообразовательную модель), определим… (словообразовательную пару и словообразовательную цепочку).

Отвечают на вопросы



Отгадывают загадки о морфемах














Самостоятельно формулируют тему урока









Самостоятельно формулируют учебную задачу

К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)















Р (самостоятельная формулировка темы)









Р (формулировка учебной задачи)



III. Открытие новых знаний.


- В решении наших задач нам поможет необычная схема – «Фиш-боун» («рыбья кость»).

Схема ____________________

____________________________________________________




- Посмотрите на «Фишбоун». Что необходимо сделать? Предположите. (Определить, как образовано слово, и заполнить схему)

- Как вы будете это делать? Вспомните, как мы определяли способ образования слов в 5 классе, а теперь дополним алгоритм действий:

  • Определяем лексическое значение слова, используя однокоренные слова.

  • Ищем ближайшего «родственника», чтобы разница была на наименьшее количество морфем.

  • Указываем способ образования существительного.

- Заполним нашу схему. СОАВТОР – тот, кто рядом с автором. Ближайший «родственник» - АВТОР. Слово увеличилось на приставку. Значит, способ образования приставочный.

(В той же последовательности работаем с остальными двумя словами)

- Последнее слово – БЕГ. Как оно образовано? Но прежде вспомните, что нужно было сделать, чтобы получить новое слово? (прибавить морфему: автор соавтор).

- Надеюсь, теперь понятно, почему у нас есть одно «неучтённое» слово – ПЛЮС (открыть это слово в «имени» урока). А МИНУС (открыть это слово в «имени» урока) нужен для того, чтобы показать образование слов, подобных слову БЕГ. Давайте рассуждать. Какая это часть речи? (сущ., но обозначает не просто предмет, а действие как предмет). Какой ближайший «родственник»? (глагол «бегать»). Укажите его основу (бега-). Что нужно сделать, чтобы определить способ образования слова БЕГ? Запишите «формулу» образования: основа бега- минус суффикс –а- = бег. Смотрите: был суффикс – не стало суффикса. Предположите, как называется такой способ образования? (бессуффиксный).

- Итак, мы заполнили основные части схемы. Что напишем на пропущенной строке? Почему? (Способы образования существительных, так как это заглавие схемы).

- Посмотрите на «Фиш-боун» Какие части остались незаполненными? («голова» и «хвост»). Что напишем в «голове»? (название). Чтобы его сформулировать, скажите, что объединяет все указанные способы образования? (в образовании слов участвуют морфемы). Поэтому в «голове» напишем: «Морфемные способы образования существительных».

- Что пишут обычно в «хвосте», то есть в заключении? (вывод). Какой вывод можно сделать? (при необходимости - подсказка учителя: как образуются слова). В «хвосте» запишем: «Слова образуются от других слов с помощью морфем».



Рассматривают «Фиш-боун»








Предполагают задание



Дополняют известный из 5-го класса алгоритм действий







Заполняют схему









Рассуждают, доказывают свою точку зрения





Высказывают предположения



Записывают название схемы





Записывают начало схемы


Заканчивают заполнение «Фиш-боуна»











Р (умение делать предположения)


Р (дополнение алгоритма действий)







П (умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую)





К (умение обосновывать свою точку зрения)



Р (умение прогнозировать)




П (анализ, синтез)




П (анализ, синтез, умение делать выводы)

IV. Умная физкультминутка «Страшный» омоним.


- Что такое омонимы? (Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение)

- С помощью какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в «страшный» омоним? (ищ). Какое значение у этого суффикса? (увеличительное)

Ноги – ножИЩи

Ножи – ножИЩи

- «Умная» физминутка: встали и делаем, как я:

Руки – ручищи (руки тянем вперёд)

Ноги – ножищи (топаем ногами)

Глаза – глазищи (широко раскроем глаза и похлопаем глазами)

- Все, кто знает, каким способом образованы слова в физкультминутке, могут сесть.

- С помощью жеста покажите этот способ образования слов (суффиксальный - руки «домиком».

Отвечают на вопросы






Выполняют упражнения физкультминутки

К (отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)



П (активизация познавательных процессов - внимание)


П (активизация мыслительной операции - аналогия)

V. Первичное закрепление.


1). На слайде даны слова. Нужно определить, каким способом образовано каждое. Первое слово разбирает ученик у доски (с проговариванием во внешней речи, с образцом записи). Остальные слова – самостоятельно (по образцу).

Желтизна, неправда, подстаканник, игра, правнук.

- Самопроверка по эталону (на экране)

2). «Кто больше?» (устно)

- Назовите слова с суффиксами- «дразнилками» на – юг-а (например, жадюга). Почему такие существительные называют «дразнилками»? (они показывают отрицательные качества человека). Как образуются такие слова?

3). «Поиграем!» Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Табун – табунщик, болт – болтун, валять – валюта, баян – баянист.

- «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательную морфему.

- Самопроверка по эталону (на экране).


4). Работа в паре (по словообразовательным моделям): На каждую словообразовательную модель придумать по 3 слова (слабым учащимся предлагаются морфемы-«подсказки»: корни - смысл-, -труд-, -дел-, -вкус-; приставки без-, под-, со-).

  • Приставка + корень + суффикс НИК+ нулевое окончание.

  • Корень + суффикс ЁНОЧ + суффикс ЕК + нулевое окончание.

  • Приставка БЕЗ + корень +суффикс ИЦ + окончание А.

- Взаимопроверка и взаимооценка выполнения.

Нормы оценки: «5» - правильно 5 слов, «4» - правильно 4 слова,

«3» - правильно 3 слова, «2» - правильно 2 и меньше слов.

Осуществляют пробное действие с проговариванием во внешней речи, с образцом записи

Затем самостоятельно выполняют задание


Осуществляют самоконтроль


Выполняют задания




Ищут ошибки в словообразовательных парах, исправляют их


Проверяют работу по эталону



Выполняют работу в паре









Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку выполнения задания по нормам оценки

Р (выдвижение гипотез выполнения задания)



Р (самоконтроль)



Л (смыслообразование)



П (логическая операция – исключение лишнего)



Р (самоконтроль и коррекция)


П (предметные действия с моделями)






Р (взаимоконтроль и взаимооценка)


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение типовых заданий.


1). Игра «Собери слово».

- Составьте слова из «россыпи» морфем. Определите способ образования получившихся слов. Выполните их словообразовательный разбор.

О б р а з е ц: ыгр, роз, ыш,– розыгрыш.

Под, к, а, готов, пере; о, тельн, и, смотр, не, ость; о, а, пере, к, цен.


- Самопроверка по эталону (на экране).


2). «Грамматическая арифметика» (выполняется устно):

Ба+большой деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

Нота ДО + зарытые в землю ценности = ? (доклад)

Вороний возглас + знак препинания = ? (карточка)

19 буква алфавита + хвойный лес = ? (сбор)

- Верно ли определён способ образования получившихся слов? (нет) С каким определением способа образования можно согласиться частично? Почему?

3).- Выберите два из разноуровневых заданий и выполните их.

(см. приложение 1)

- Самопроверка выполнения по эталону.


Выполняют задания






Производят самопроверку по эталону


Выполняют устно




Доказывают своё мнение



Выполняют задания по выбору


Выполняют самопроверку по эталону

П (анализ, синтез, способ записи

словообразовательного разбора)



Р (самоконтроль и коррекция)


П (анализ, синтез, умение делать выводы)


К (отвечают на вопрос, обосновывая свою точку зрения)

П (анализ, синтез)


Р (самоконтроль и коррекция)

VII. Включение в систему знаний и повторение.





























VIII. Подведение итогов.


1). Работа в группе. На отдельном листе каждая группа должна составить словообразовательное «дерево» от одного корня. Какой это будет корень, догадайтесь сами, прочитав рифмованные строки:

Сыпал пушок

На леса и поля,

Ели укрыл,

Горы и тополя.

(в случае затруднения – напомнить учащимся о приёме «Акрослово»)

- Итак, задание: составить словообразовательное «дерево» от корня – снег -. (см. приложение 2). У кого дерево окажется самым ветвистым? (если необходимо, детям даются слова-подсказки).

2). - Взаимообмен выполненных группами заданий: 1 2, 3 4.

- Взаимопроверка и взаимооценка по эталону с использованием критериев:

  • Больше «ветвей» на словообразовательном «дереве».

  • Правильно обозначены словообразовательные морфемы.

  • Правильно построены словообразовательные цепочки.

3). - В чём особенность слов снеговой, снежный? (Это имена прилагательные).

- Как вы думаете, каким способом они образованы? Почему? К какому выводу приходим? (и у существительных, и у прилагательных похожее словообразование; об этом будем говорить при изучении имени прилагательного).


4). Слова снегоход и снегокат – имена существительные. В чём особенность их образования? (сложение корней). Этот способ образования и будет темой следующего урока.

1). Игра «Пазлы». «Рассыпались» морфемы. Если вы правильно их соберёте, то получите высказывание Э.Успенского, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока.

Им хлеб язык для сущ еств ительн

- «Имя существительное – хлеб для языка». Объясните постановку тире.

- Как вы понимаете слова Э.Успенского? Какое отношение они имеют к теме урока? (Действительно, благодаря словообразованию имён существительных значительно пополняется лексический состав русского языка).

2). – Словообразование слов – это увлекательное занятие. Как сказал поэт:

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

- «Шифрограмма». Найдите среди букв слово, характеризующее отношение к тому, что мы делали на уроке, и вы угадаете последнее слово в «имени» урока (открыть «имя» урока полностью: «Плюс… Минус… Интересно!!!»).

КЛБСТДИНТЕРЕСНОЗРФЬВМ


Групповая работа



Разгадывают акрослово СНЕГ





Составляют словообразовательное «дерево»


Группы обмениваются заданиями, производят взаимопроверку и взаимооценку по эталону






Осуществляют сравнение способов образования существительных и прилагательных



Проводят подготовку к изучению следующих разделов курса


«Собирают» из морфем высказывание




Определяют отношение высказывания к теме урока






Разгадывают шифрограмму


Определяют отношение к тому, что делали на уроке

К (уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)




П (анализ, синтез)




Р (взаимоконтроль и взаимооценка)







П (анализ, сравнение)






Р (формулировка темы следующего урока)



П (анализ, синтез)


К (строят связное высказывание)


Л (осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств)




П (анализ, синтез)


Л (смыслообразование)

IX. Рефлексия.


- Какая была цель урока? Как её достигали (что делали)? Достигли её или нет?

- Оцените свою работу, отметив в таблице своё умение соответствующим значком:

Знаю

Оценка

Умею

Оценка

+ - ?

+ - ?

способы образования имён существительных


определять способы образования имён существительных


словообразовательная пара


находить свои и чужие ошибки


словообразовательная цепочка


графически оформлять информацию, выполнять словообразовательный разбор



Проводят рефлексию содержания и деятельности



Оценивают результаты своей работы

Р (соотношение цели и результата)



Р (самооценка результатов учебной деятельности)

X. Домашнее задание (с элементами выбора и творчества)


1). Упр. 109 (устно) – обязательно; упр. 110 или 113 (на выбор, письм.)

2). Творческое задание (по желанию): напишите сказку по данному началу, расскажите, какие слова «выросли» из корня –ХВАТ-.

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»  А корень вдруг чудесным образом заговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но  все разные…


Определяют задания для самоподготовки

Р (умение определять степень успешности своей работы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!