Предмет: Автор учебника: Класс: Тема: | Русский язык М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос 7 Степени сравнения наречий. |
Цель урока: Задачи: | Познакомить с образованием сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени. формировать умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий; развивать мыслительную активность, то есть умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над лингвистическим материалом; формировать умение активно воспринимать учебный материал, умение работать с информационными источниками; умение решать проблему; формировать коммуникативные навыки работы в парах; развивать навыки контроля и самоконтроля; совершенствовать навыки речевой деятельности; воспитывать внимательность, наблюдательность, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду. |
Планируемый результат: | Предметные: Иметь представление о сравнительной и превосходной степени сравнения наречий, о синтаксической роли наречий в сравнительной степени; Уметь различать сравнительную степень прилагательного и наречия; Уметь образовывать степени сравнения наречий; Уметь правильно произносить слова и строить связное монологическое высказывание на заданную тему; Уметь делать выводы в процессе работы над лингвистическим материалом; Личностные: - воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову; - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу. Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. |
Тип урока: | Комбинированный урок |
Основные понятия: | Понятия: «Степень сравнения наречий», «сравнительная и превосходная степени сравнения наречий», «синтаксическая роль наречий». |
Средства обучения: | Учебники, учебные пособия: Для учителя: - методические материалы - УМК по русскому языку ( учебник Разумовской, рабочая тетрадь с печатной основой, методические пособия и книги для учителя, материалы сайта «Открытый урок», портала «Про школу»). Для ученика: - учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, пакет дидактических материалов. Демонстрационно-наглядные: Для учителя: Для ученика: Средства обучения для осуществления практических действий: Для ученика: ПК с орфографическим и пунктуационным тренажером; пакет дидактических материалов на печатной основе; карточки-информаторы со справочным материалом и материалом для наблюдений; |
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД 5 мин |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствие Учитель: (Слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Садитесь. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н.Толстой - Как вы понимаете это высказывание? Запишите эпиграф в тетрадь. - о какой части речи мы ведем речь в течение нескольких уроков?( наречие) -дайте определение наречию. - выпишите словосочетание с наречием из данного предложения , разберите его - как узнать, что наречие обозначает признак действия или признак признака? | Приветствуют учителя и гостей Ученики отвечают на вопросы, дают определение, объясняют | Личностные УУД: мотивация учения, самоопределение; представление о причинах успеха в учебе; знание основных моральных норм поведения; положительное отношение к занятиям русским языком, к школе. Коммуникативные УДД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация ранее полученных знаний, отработка ранее полученных навыков. 7 мин |
Синтаксический разбор предложений (Приложение1) Сквозь волнистые3 туманы Пробирается луна, На печальные3 поляны Льет печально свет она. ( Повест ., невоскл., сложное, БСП) – 1 ученик Морфологический разбор прилагательных– 2 ученика у доски Остальные учащиеся делятся на 2 группы. 1 группа (Валентин, Константин, Рустем – словарный диктант ( Приложение2), 2 группа – разряды наречий по значению (Приложение3), 3 группа – верно/ неверно (слайд 1) |
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии. И нас будет интересовать еще один признак наречия. Чтобы сформулировать тему урока и его цель, давайте вернемся к предложению. (слайд 3) Работа с предложением. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Узнаете вы автора этих строк? -Найдите однокоренные слова. -Определите, к какой части речи они относятся. Почему? | Ученики читают предложение на слайде (слайд). Ученики отвечают на вопросы. (А.С.Пушкин) Находят однокоренные слова. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Ученики отвечают на вопрос: печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета; печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия. | 3 мин Познавательное УУД: изучение языковых фактов с выделением их отличительных признаков; Коммуникативные УУД: формулировка собственного мнения и позиции; построение понятных для партнера высказываний Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в устной форме, адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами. |
3. Открытие новых знаний. |
3.1.Фиксация затруднений в пробном учебном действии. Постановка проблемы |
Прочитайте предложения (слайд 4) а) Мой брат выше меня. б) Мой брат через планку прыгает выше меня. -Что общего и в чем различие? - какой морфологический признак слова ВЫШЕ можем определить в первом предложении? - что мы можем сказать про слово ВЫШЕ во втором предложении? | Ученики указывают часть речи , определяют синтаксическую роль слов | 5 мин Познавательное УУД: логический анализ объектов с целью выделения признаков; анализ изучаемых языковых фактов с выделением существенных и несущественных признаков, понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме; поиск ответа на заданный вопрос; Регулятивные УУД: приём и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; Коммуникативные УУД: выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками Личностные УДД: Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности |
3.2. Выявление места и причины затруднения. Формулировка темы и цели урока. 1мин |
-Что нужно знать, для того чтобы выполнить данное задание. -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цель урока: что мы должны узнать и чему научиться?(слайды 5-6) | Ученики отвечают на вопрос: Чтобы выполнить задание, надо знать, какие наречия имеют форму степени сравнения и какие формы степени сравнения имеются у наречий. Ученики формулируют тему урока «Степени сравнения наречий». Цель – узнать о том, какие формы степени сравнения имеет наречие, научиться образовывать формы степеней сравнения, находить их в тексте. | Познавательное УУД: формулирование познавательной цели; Регулятивные УУД: целеполагание; умение структурировать знания. |
3.3. Построение проекта выхода из затруднения. 5мин |
-Из каких источников мы можем получить данную информацию? -Я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент, поработать с предложенным лингвистическим материалом и сделать вывод. Попробуйте поработать в парах, организовав совместное наблюдение. - Заполните пустые клетки таблицы. Останутся ли пустые клетки? Почему? Что общего у слов, от которых не смогли образовать формы? Что объединяет слова, от которых формы образовались. Сделайте вывод. (ученикам предлагается образовать формы степеней сравнения наречий) Исходная форма | Простая сравнительная степень | Составная сравнительная степень | Превосходная степень | Находится здесь | | | | Весело улыбается | | | Веселее всех (всего) | Звонко поёт | | Более (менее) звонко | | Поступил не по-товарищески | | | | Отвечать уверенно | Уверенней (увереннее) | | | Проснуться рано | Раньше | | | | | | | Просмотр видеоурока по теме « Степени сравнения наречий» РЕЗЕРВ: Прочитав теоретический материал п 15 (стр 91-92), составляют кластер. Работа в группах | Дети отвечают на вопрос: Мы можем прочитать о степени сравнения наречий в учебнике, можем прочитать в энциклопедии, получить информацию на образовательных сайтах, спросить у учителя, провести лингвистический эксперимент или наблюдение и сделать выводы самостоятельно. Работа в парах: работают с предложенным лингвистическим материалом. Ученики образовывают формы степеней сравнения, записывают в таблицу. Озвучивают.(слайд 7-8) Ученики отвечают, что образовать от некоторых наречий формы степени сравнения наречий нельзя. Делают вывод(записываем на доске и в тетрадях) Формы степени сравнения имеют только наречия на –о,-е ; Образованы от качественных прилагательных; | Познавательные УУД: формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; сравнение и классификация изученных фактов языка по заданным основаниям; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; обобщение. Регулятивные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные УУД: восприятие другого мнения и позиции; формулирование собственного мнения и позиции; нахождение общего решения (при работе в паре); инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 5мин |
Физкультминутка для глаз с движениями | 4. Включение в систему знаний и повторение. 8мин | 1. Закрепим новые знания. Эпиграфом к следующему этапу урока будут служить слова «Дорогу осилит ведущий», или «Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду» | Ученики выполняют тренировочные предложения: 1.Найди наречия в сравнительной степени. Выпиши их и слово, от которого они зависят Отмечают в карте индивидуальных достижений правильность выполнения 2. «Сделай выбор». Распредели наречия В один столбик выписывают номера наречий в форме простой сравнительной степени, во второй записывают номера наречий в форме превосходной степени. Отмечают в карте индивидуальных достижений правильность выполнения 3. «Четвертое лишнее». Образуют формы степени сравнения наречия. Находят наречия, которые не имеют форму степени сравнения. Взаимопроверка по эталону. Отмечают в карте индивидуальных достижений правильность выполнения. 4. Находят наречия в форме сравнительной и превосходной степени в тексте. Самопроверка по эталону. Отмечают в карте правильность выполнения. | Коммуникативные УДД: Формулировка собственного мнения и позиции; построение понятных для партнера высказываний. РегулятивныеУДД: контроль, коррекция, оценка действия партнёра; самооценка; адекватное восприятие оценки своей работы товарищами; участие в учебном сотрудничестве; мобилизация силы в преодолении препятствий; контроль и оценивание своих действий при сотрудничестве с учителем,одноклассниками. Познавательные УУД: понимание заданного вопроса, построение в соответствии с ним ответа в устной форме; сравнение и классификация изученных фактов языка по заданным основаниям; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Личностные УДД: Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности | |
5. Рефлексия деятельности на уроке. Подведем итоги. 2мин Составьте пожелание гостям с использованием наречий. 1.___________________ не болеть. 2.___________________ выглядеть. 3.___________________ улыбаться. 4.____________________ быть преданными своему делу. 5.Живите _______________. Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно |
Этот этап урока назовем «Конец - делу венец» -Достигнута нами цель нашего урока? -Что узнали? -Чему научились? - Что показалось самым интересным? - А что было сложным? -Как мы работали на уроке? - Молодцы! Спасибо за урок! Домашнее задание : выполнить упр.225 (1,2) или упр 226 по заданию в учебнике. Оценивание за работу на уроке. | Дети отвечают, выражают свои мысли. Дети записывают на выбор домашнее задание. . | 2мин Познавательные УДД: нахождение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; адекватное восприятие оценки своей работы учителем. Личностные УУД: смыслообразование; положительное отношение к занятиям русским языком, к школе; понимание собственной оценки и оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные УДД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; восприятие другого мнения и позиции. |