СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на I курсе «Научный стиль и его характерные особенности».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубление и систематизация знаний о научном стиле и его характерных особенностях.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на I курсе «Научный стиль и его характерные особенности».»

Технологическая карта урока русского языка на I курсе «Научный стиль и его характерные особенности».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Цель урока: углубление и систематизация знаний о научном стиле и его характерных особенностях.

Задачи урока:

  1. Закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний.

  2. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  3. Закрепление навыков исследования текстов разных стилей и типов речи.

  4. Формирование навыков трансформации и создания текстов разных стилей речи и типов речи.



Для работы на уроке использованы тексты об особенностях творчества Ф. И. Тютчева из учебника для общеобразовательных школ под редакцией В. И. Коровина «Русская литература XIX века». 10-й класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2015г. и учебного пособия для поступающих в вузы «Русская литература XIX–XX веков» М.: Издательство Московского университета, 2001.
























Этап

урока

Виды деятельности на уроке

Компетенции преподавателя

УДД

Результат

Организационный этап (мотивационный)

1.

1. Приветствие студентов

Организационная: создание ситуации мотивации к обучению («стартовое желание учиться»).


Личностные, регулятивные:

- умение мобилизовать свои личностные качества и способности студентов к обучению в ситуации «начало деятельности»;

- установление целевых приоритетов;

- самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных преподавателем ориентиров действия в новом учебном материале.

Личностные, регулятивные:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

- соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

- осознание самого себя как движущей силы своего научения.

2. Проверка готовности студентов к уроку (раздаточный материал, закладки в учебниках, рабочие материалы к уроку, тетради-справочники).

Коммуникативно-образовательная: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- формулирование проблемы.

Познавательные:

- умение переходить от одного вида общения к другому;

- умение видеть проблему и формулировать её;

- проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Коммуникативные:

- умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

- содействовать тем, от кого зависит достижение целей.

Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Технологии: дифференцированный подход, индивидуально-личностное обучение.

Этап урока.

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.


2.

1. Определение цели урока

(выявление характерных особенностей научного стиля) и задач:

- закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний;

- формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- развитие навыков исследования текстов разных стилей и типов;

- формирование навыков трансформации и создания текстов разных типов и стилей.


Методическая: умение включать студентов в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами и учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Личностно-регулятивные:

- готовность к самообразованию;

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Личностно-регулятивные:

- умение и желание задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- обучение основам различных видов чтения.



2. Изучение справочных материалов к уроку (содержащих в том числе и тезаурус), повторение ранее изученных сведений о стилях речи, содержащихся в тетрадях-справочниках.

Познавательные:

- умение структурировать текст;

- выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

- определение основной и второстепенной информации;

- уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности.

Познавательные:

- способность понимать ценность и полноту полученной информации;

- умение находить пробелы в информации и определять пути восполнения пробелов;

- использование разных видов чтения в соответствии с поставленной задачей;

- использование приёмов работы с учебной книгой и учебной информацией.


3. Изучение универсального плана работы над темами раздела «Стили речи», предъявленного на интерактивной доске. (1. Цель использования функционального стиля. 2. Cфера использования стиля речи. 3. Разновидности функционального стиля (если есть). 4. Характерные особенности. 5. Языковые средства выражения особенностей функционального стиля. 6. Жанры.)

Коммуникативная: помощь студентам в определении и формулировании цели и результатов работы на языке умений (компетенций).

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении способов решения проблем;

- владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.


Коммуникативные:

- умение проектировать устные высказывания;

- создавать текст на лингвистическую тему;

- выбирать и аргументировать свой маршрут работы на уроке.


Технологии: поэтапное формирование умственных действий; дифференцированное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока; ИКТ.

Этап

урока.


Этап актуализации знаний, умений, навыков.


3.

1. Закрепление умения определять стиль, тип текста, его структуру. (Текст об особенностях творчества Ф. И. Тютчева предъявлен на интерактивной доске и на индивидуальных карточках. В тексте пропущены буквы и знаки препинания для последующего орфографического и пунктуационного анализа).

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе.

Личностно-регулятивные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Личностно-регулятивные:

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


2. Систематизация сведений по орфографии и пунктуации: повторение алгоритмов определения и объяснения трудных орфограмм и пунктограмм (правописание проверяемых безударных гласных в корне, непроверяемых безударных гласных, личных окончаний глаголов, Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий; пунктуация в предложениях с однородными членами и вводными словами).

Индивидуальная работа и работа в парах сильный – слабый. Проверка работы по предъявленному образцу на интерактивной доске.

Коммуникативная: уметь определять и помогать студентам формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций).

Познавательные:

- формирование предметных понятий, закрепление навыков систематизации знаний по орфографии и пунктуации.

Познавательные:

- обнаруживать и исправлять орфографические пунктуационные ошибки;

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение, аргументация), в письменной форме (с помощью графических символов).



Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение; дифференцированный подход.

Этап урока


Этап освоения нового (исследовательский этап).


4.

1. Самостоятельная работа студентов с учебником, работа в парах сильный-слабый:

- чтение текста статьи учебника;

- выбор необходимых материалов для составления опорного конспекта в виде таблицы (дифференцированное задание).


Методическая: включать студентов в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности; организовывать групповую (коллективную деятельность).

Личностно-регулятивные:

- умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

- закрепление навыков работы по алгоритмам;

- формирование умений редактировать текст ответа;

- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Личностно-регулятивные:

- устойчивый познавательный интерес;

- становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотивов.


2. Запись этапов освоения и выводов изученного в грамматическую тетрадь в виде таблицы с подтверждающими основные положения примерами

* с опорой на адресную помощь преподавателя.




Образовательная:

Формирование навыков самостоятельной работы с учебником по предложенным преподавателем памяткам и алгоритмам.



Коммуникативная: установление правил продуктивной работы студентов.

Коммуникативные:

- установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества;

- интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

- формулировать вопросы;

- инициативно сотрудничать в поиске, сборе и обработке информации.


Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированный подход», развивающее обучение.

Этап урока


Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации).


5.

1. Анализ текстов об особенностях творчества Ф. И. Тютчева с целью определения их стилевых особенностей и языковых средств выражения этих особенностей в соответствии с созданным опорным конспектом в форме таблицы.

Работа в парах сильный – слабый с последующей коллективной проверкой.


2. Определение и уточнение терминов, используемых в литературоведческих текстах. (Подготовка к выполнению задания В8 и ЕГЭ по литературе).

Фронтальная устная работа с предложенными текстами по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа другими студентами – самокоррекция.


3. Преобразование исходного текста научного стиля в текст-рассуждение.

Студенты в ходе работы делят предложенный текст на абзацы в соответствии с классической композицией текста-рассуждения, вводят необходимые вводные конструкции, при необходимости изменяют предложения так, чтобы избежать грамматических ошибок.

Работа в парах сильный-слабый, коллективная проверка, предъявление образца на интерактивной доске.

Образовательная:

- формирование умение строить высказывание на лингвистическую тему;

- актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности студентов.











____________________________

Методическая: включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответов студентов.






_____________________________

Организационно-рефлексивная: создание условий для индивидуальной и коллективной работы студентов с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) студентов в участии в самостоятельной и групповой деятельности.

Личностно-регулятивные:

- умение самостоятельно применять знания в новой ситуации;

- формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (систематизация материалов для устного ответа, сообщения, проведение самопроверки выполненной работы, редактирование выполненного задания);

- рефлексия, коррекция, самокоррекция.




_______________________________

Познавательные:

- формирование умения работать по алгоритмам;

- умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

- умение редактировать текст ответа;

- умение осуществлять поиск информации из различных источников.

_______________________________

Коммуникативные:

- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, преподавателем;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения предметной задачи.




Личностно-регулятивные:

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- выбирать альтернативные и наиболее эффективные способы достижения цели.










________________________________


Познавательные:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать умозаключения (индуктивное, по аналогии) и выводы на основе аргументации.

________________________________

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить контекстные монологические высказывания


Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированный подход; развивающее обучение.

Этап урока



Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование).



6.

1. Проектирование (разъяснение) вариантов домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

- поиск текстов ограниченного объема в учебниках истории, биологии, географии… (в зависимости от склонностей студентов);

- анализ их с целью выявления особенностей научного стиля и языковых средств выражения этих особенностей;

- оформление наблюдений в виде созданной на уроке таблицы;

- подготовка устного ответа с целью предъявления результатов исследования текста.

Образовательная:

Формирование лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления студентами вспомогательного (опорного) материала.

Личностно-регулятивные:

- умение самостоятельного контролировать своё время и управлять им;

- формирование умения самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Личностно-регулятивные:

- осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- умение оценивать свои действия по решению учебных и познавательных задач.


2. Комментирование алгоритма для

- определения стилевой принадлежности текста;

- выявления языковых особенностей текстов различных стилей.

Памяток для оформления результатов исследования текста в письменной и устной форме.


Методическая:

Ориентирование студентов на применение памяток и алгоритмов для выполнения дифференцированного домашнего задания.

Познавательные:

- формирование и реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направленного на выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации студентов.

Познавательные:

Создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания сочинения, составления плана, оформления результатов исследования по типу речи рассуждение).

Рефлексивная:

Формирование у студентов умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования преподавателем достижений студентов и путей преодоления затруднений в выполнении заданий

Коммуникативные:

Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и форме внутренней речи.

Коммуникативные:

В процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучение.

Этап урока


Этап диагностики и рефлексии.


7.

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений студентов.

2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделайте вывод одним предложением:

Я научился…

Я приобрел…

У меня получилось…

Я понял, что…

Это необходимо знать, потому что…

Организационно-методическая:

Проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и коллективных и индивидуальных затруднений студентов.

Личностно-регулятивные:

Формирование навыков выработки студентами индивидуального маршрута преодоления проблемных зон (зон затруднения).

Личностно-регулятивные:

Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знаниях и способах деятельности.


Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока


*** На каждом этапе урока действует технология здоровьесбережения, обусловленная соразмерностью и соотнесённостью видов деятельности учебным задачам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!