СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение. Повторение изученного"с применением технологии проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного""»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Огородникова Людмила Валентиновна

Класс: 9

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык, 9 класс (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. – М.: Просвещение, 2014г.)

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»

Место урока в системе занятий: десятый урок из темы «Бессоюзные сложные предложения»

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Содержательная цель: Повторение изученных способов действий в рамках изучаемой темы, ее связь с уже приобретенным опытом и ее значение для последующего обучения.

Деятельностная цель: Обучение обучающихся структуризации и систематизации полученного знания по теме «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного», повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы.


Задачи урока

Образовательные:

  1. Формировать общеучебные умения и навыки находить бессоюзные сложные предложения, делать синтаксический разбор, ставить запятые, точку с запятой, двоеточие, тире в бессоюзных сложных предложениях, составлять схемы бессоюзных сложных предложений.

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

  2. Совершенствовать информационно-учебные умения через применение технологий проектной деятельности;

  3. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к знаниям;


Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • Распознавать бессоюзные сложные предложения

  • Ставить знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений

  • Составлять схемы бессоюзных сложных предложений

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Применять полученные знания на практике


Основные понятия: сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, двоеточие, точка с запятой, тире



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

I.Организационный момент (Этап мотивации)

Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке.

1.Здравствуйте, сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного». Будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу.

- Есть у нас силы? А настроение?

- Вот и хорошо!

2.Откройте тетради, напишите число и классная работа.

3. Эпиграфом нашего урока являются следующие слова: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать, но и претворять их в жизнь практическими делами».

– Согласны вы с этими словами?

Предлагаю знания, полученные на уроках, применить на практике нашего сегодняшнего урока.

- А сейчас предлагаю послушать притчу «Всё в твоих руках».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который, действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

- Поняли смысл притчи?











Отвечают на вопрос. Высказывают свои мысли.



Записывают число и вид работы











Слушают притчу



















Обучающиеся отвечают, как они поняли смысл притчи.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: положительное отношение к урокам русского языка

3 мин

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Проверим, готовы ли вы к работе.

Идёт фронтальный опрос по пройденным темам:

  1. Что проходили на прошлых уроках?

  2. Какие предложения называются простыми?

  3. Какие предложения называются сложными?

  4. Какие предложения называются бессоюзными?

  5. Какие предложения называются союзными?

  6. На какие группы делятся союзные предложения?

  7. Когда ставится запятая в БСП?

  8. Когда ставится точка с запятой в БСП?

  9. Когда ставится двоеточие в БСП?

  10. Когда ставится тире в БСП?

Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения в ходе проделанной работы, строят высказывания.

Регулятивные:

Понимание и принятие учебной задачи

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания

Личностные:

Положительная мотивация к учебной деятельности

3 мин

III. Постановка учебной задачи, целей урока.



- Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторим, какие знаки препинания ставятся между частями в БСП)

Определяют цель урока, необходимость повторения данного материала.




Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

2 мин

IV. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.


- Как будем достигать поставленной цели?

Проектирование урока (постановка задач урока):

  1. Защита мини – проектов по теме урока

  2. Составление БСП.

  3. Анализ примеров

  4. Заполнение таблицы

  5. Конструирование предложений

Проводят проектирование урока


Регулятивные:

Умение проектировать собственную деятельность на уроке

Познавательные:

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала

2 мин

V.Реализация выбранного проекта

- Сейчас послушаем учеников, которые приготовили мини – проекты по теме.



Первый проект «Сфера использования БСП»

Учитель подводит обучающихся к выводу.

- В какой речи чаще всего употребляются БСП? Какова их роль? (в устной речи – пословицы, поговорки, афоризмы; в письменной речи – в поэзии, прозе)

Второй проект «О происхождении знаков препинания. Запятая. Точка с запятой».

Третий проект « О происхождении знаков препинания. Двоеточие. Тире».

Задача этапа: самостоятельное переосмыслить ранее и на данном уроке знания. Внимательно слушают вопросы и отвечают на них.





Слушают, отвечают на вопрос учителя.



Слушают защиту проектов, задают вопросы выступающим с защитой проектов.

Смотрят слайды презентации проектов, воспринимают информацию на слух.

Познавательные:

понимать информацию, представленную в виде текста; извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию;

устанавливать закономерности и использовать их при анализе примеров; относить объекты к известным понятиям;

определять составные части объектов, а также состав этих составных частей;

Регулятивные:

Выдвигают версии, формулируют выводы.

Коммуникативные:

Излагают своё мнение в диалоге, монологе, аргументируя его. Понимают позицию другого.

Личностные: понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

10 мин

VI. Включение в систему знаний, умений и повторения.


Задание 1.

Работа с предложениями. Закрепление умения ставить знаки препинания в БСП.

- Запишите предложения под диктовку, расставьте нужные знаки препинания в данных предложениях. Поясните, почему вы поставили именно эти знаки препинания.

1) Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров. Над палубой летали чайки. (Значение перечисления, внутри каждого предложения уже есть знаки препинания)

2) Печален я: со мною друга нет. (Значение причины, можем проверить союзом потому что)

3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные. (Пояснение, поверим союзом а именно)


4) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение, проверяем союзом что)

5) Скажешь слово – добавят десять. (Противопоставление, проверяем союзом А, НО)

6) Раз солгал – на век лгуном стал. (Условие, подставляем союз если).

7) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Следствие, проверяем союзами значит, так как)


Физкультминутка


Задание 2.

- А сейчас выполняете слуховой диктант.


- Я читаю вам предложения, а вы определяете, какие знаки препинания нужно поставить в БСП, заполняете таблицу, которая лежит перед вами.

1 Нас с другом Сашей объединило одно: мы страстно любили деревянную архитектуру.

2. Я выставил фотоаппарат – заяц мгновенно исчез в кустах.

3.Деревня Кильце нам очень понравилась: в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах.

4. По счастливой случайности нам встретился местный житель, он стал быстро и подробно объяснять дорогу.

5. Теперь нас волновало только одно – поиски этой тропы.



Задание 3.

- Работа с классом. Допишите, образуя БСП:

1. Я взглянул на небо … (следствие).

2. Нас охватило чувство страха … (причина).

3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).


Обобщающая беседа:

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Какие средства связи в БСП?

- Какие предложения появились раньше: союзные или бессоюзные? Вспомните, что вы услышали об этом в проектах ваших одноклассников?





Пишут под диктовку предложения и выполняют задания, которые предлагает учитель.





























Выполняют физкультминутку



Слушают предложения, заполняют таблицу


1

2

3

4

5

:

-

:

,

-


Работают индивидуально.















Пишут предложения.

1. Я взглянул на небо – стало страшно.

2. Нас охватило чувство страха: приближалась гроза.

3. Раздался удар грома – сверкнула молния.

Осуществляют самооценку.



Отвечают на вопросы. Строят высказывания.





Регулятивные:

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий;

Познавательные:

относить объекты к известным понятиям;

определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера

-контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


15 мин

VII.Домашнее задание

Выписать из учебника литературы 8 бессоюзных сложных предложений.

Записывают задание в дневнике.


1 мин

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итоги урока


- Я довольна вашей работой на уроке. Считаю, что данную тему усвоили.

-А ваше мнение?

1. Что мы повторили на уроке?

2. Что вы узнали нового на уроке, прослушав защиту проектов?

3. Выполнили цель урока? Докажите.

4. В чём вы испытывали затруднение?

6. Что вам помогло их преодолеть?

7. Оцените свою работу на уроке.



Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения.

Выбирают одну из форм и высказывают своё мнение.






Дают свои ответы.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свои возможности

Личностные:

формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию.

2 мин






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!