I.Организационный момент (Этап мотивации) | Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке. 1.Здравствуйте, сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного». Будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу. - Есть у нас силы? А настроение? - Вот и хорошо! 2.Откройте тетради, напишите число и классная работа. 3. Эпиграфом нашего урока являются следующие слова: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать, но и претворять их в жизнь практическими делами». – Согласны вы с этими словами? Предлагаю знания, полученные на уроках, применить на практике нашего сегодняшнего урока. - А сейчас предлагаю послушать притчу «Всё в твоих руках». Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который, действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…» - Поняли смысл притчи? | Отвечают на вопрос. Высказывают свои мысли. Записывают число и вид работы Слушают притчу Обучающиеся отвечают, как они поняли смысл притчи. | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Личностные: положительное отношение к урокам русского языка | 3 мин |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Проверим, готовы ли вы к работе. Идёт фронтальный опрос по пройденным темам: Что проходили на прошлых уроках? Какие предложения называются простыми? Какие предложения называются сложными? Какие предложения называются бессоюзными? Какие предложения называются союзными? На какие группы делятся союзные предложения? Когда ставится запятая в БСП? Когда ставится точка с запятой в БСП? Когда ставится двоеточие в БСП? Когда ставится тире в БСП? | Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения в ходе проделанной работы, строят высказывания. | Регулятивные: Понимание и принятие учебной задачи Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания Личностные: Положительная мотивация к учебной деятельности | 3 мин |
IV. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | - Как будем достигать поставленной цели? Проектирование урока (постановка задач урока): Защита мини – проектов по теме урока Составление БСП. Анализ примеров Заполнение таблицы Конструирование предложений | Проводят проектирование урока | Регулятивные: Умение проектировать собственную деятельность на уроке Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала | 2 мин |
V.Реализация выбранного проекта | - Сейчас послушаем учеников, которые приготовили мини – проекты по теме. Первый проект «Сфера использования БСП» Учитель подводит обучающихся к выводу. - В какой речи чаще всего употребляются БСП? Какова их роль? (в устной речи – пословицы, поговорки, афоризмы; в письменной речи – в поэзии, прозе) Второй проект «О происхождении знаков препинания. Запятая. Точка с запятой». Третий проект « О происхождении знаков препинания. Двоеточие. Тире». | Задача этапа: самостоятельное переосмыслить ранее и на данном уроке знания. Внимательно слушают вопросы и отвечают на них. Слушают, отвечают на вопрос учителя. Слушают защиту проектов, задают вопросы выступающим с защитой проектов. Смотрят слайды презентации проектов, воспринимают информацию на слух. | Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста; извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию; устанавливать закономерности и использовать их при анализе примеров; относить объекты к известным понятиям; определять составные части объектов, а также состав этих составных частей; Регулятивные: Выдвигают версии, формулируют выводы. Коммуникативные: Излагают своё мнение в диалоге, монологе, аргументируя его. Понимают позицию другого. Личностные: понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него. | 10 мин |
VI. Включение в систему знаний, умений и повторения. | Задание 1. Работа с предложениями. Закрепление умения ставить знаки препинания в БСП. - Запишите предложения под диктовку, расставьте нужные знаки препинания в данных предложениях. Поясните, почему вы поставили именно эти знаки препинания. 1) Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров. Над палубой летали чайки. (Значение перечисления, внутри каждого предложения уже есть знаки препинания) 2) Печален я: со мною друга нет. (Значение причины, можем проверить союзом потому что) 3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные. (Пояснение, поверим союзом а именно) 4) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение, проверяем союзом что) 5) Скажешь слово – добавят десять. (Противопоставление, проверяем союзом А, НО) 6) Раз солгал – на век лгуном стал. (Условие, подставляем союз если). 7) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Следствие, проверяем союзами значит, так как) Физкультминутка Задание 2. - А сейчас выполняете слуховой диктант. - Я читаю вам предложения, а вы определяете, какие знаки препинания нужно поставить в БСП, заполняете таблицу, которая лежит перед вами. 1 Нас с другом Сашей объединило одно: мы страстно любили деревянную архитектуру. 2. Я выставил фотоаппарат – заяц мгновенно исчез в кустах. 3.Деревня Кильце нам очень понравилась: в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах. 4. По счастливой случайности нам встретился местный житель, он стал быстро и подробно объяснять дорогу. 5. Теперь нас волновало только одно – поиски этой тропы. Задание 3. - Работа с классом. Допишите, образуя БСП: 1. Я взглянул на небо … (следствие). 2. Нас охватило чувство страха … (причина). 3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий). Обобщающая беседа: - На какие группы делятся сложные предложения? - Какие средства связи в БСП? - Какие предложения появились раньше: союзные или бессоюзные? Вспомните, что вы услышали об этом в проектах ваших одноклассников? | Пишут под диктовку предложения и выполняют задания, которые предлагает учитель. Выполняют физкультминутку Слушают предложения, заполняют таблицу Работают индивидуально. Пишут предложения. 1. Я взглянул на небо – стало страшно. 2. Нас охватило чувство страха: приближалась гроза. 3. Раздался удар грома – сверкнула молния. Осуществляют самооценку. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. | Регулятивные: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий; Познавательные: относить объекты к известным понятиям; определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 15 мин |
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Итоги урока | - Я довольна вашей работой на уроке. Считаю, что данную тему усвоили. -А ваше мнение? 1. Что мы повторили на уроке? 2. Что вы узнали нового на уроке, прослушав защиту проектов? 3. Выполнили цель урока? Докажите. 4. В чём вы испытывали затруднение? 6. Что вам помогло их преодолеть? 7. Оцените свою работу на уроке. | Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения. Выбирают одну из форм и высказывают своё мнение. Дают свои ответы. | Регулятивные: умение адекватно оценивать свои возможности Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию. | 2 мин |