| Организовать направленное внимание на начало урока. Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок) | - Здравствуйте ребята! Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь - Прежде чем начать урок, отметим отсутствующих. | | Ф | | К – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; Л – мотивировать свою деятельность, настраиваться на работу. | |
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Наш сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Заспорили два школьных приятеля. Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа, поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой. Ребята, а вы как считаете? Конечно, математика и русский язык как учебные предметы различны. Но аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности. Какой вывод вы можете сделать на основе этого? (Без грамматики не выучишь и математики) - Ребята, а какие праздники мы с вами отметили? - Какие ждут нас еще? - Какая часть речи присутствует в названии этих праздников? - А о каких числительных мы с вами уже говорили? - А числительные, которые нам встретились в названиях праздничных дат, тоже являются количественными? - А что это за числительные? - Итак, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Выполним синтаксический разбор. Дети радуются первому белому снегу и лепят из него снежную бабу. - Укажите грамматическую основу предложения. - Чем оно осложнено? - Выпишите словосочетания: первому снегу и белому снегу. - Чем выражено зависимое слово в 1-ом словосочетании? - Чем выражено зависимое слово во 2-ом словосочетании? - Что можете сказать о числительном: простое или составное? Количественное или порядковое? - Молодцы. | | Ф Ф | - Новый год, 23 февраля. - 8 марта, 1 мая, 9 мая. - Имя числительное. - Количественных (целых, собирательных, дробных). - Нет. Это порядковые И.Ч. - Порядковые И.Ч. - Порядковые имена числительные. - Дети – это подлежащее, выра-жено ИС. Радуются и лепят - ска-зуемые, выражены Гл. - Осложнено однородными ска-зуемыми. - Числительным. - Прилагательным. - Простое, порядковое. | К – выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений П – выполнение логической операции Р - выявление причин затруднения, определение границ знания и незнания. | |
| Формулирование темы, определение цели деятельности на уроке, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. | - На какой вопрос отвечает порядковое ИЧ, что обозначает? - Чем выражено главное слово в обоих словосочетаниях? - В чем согласуется прилагательное с существительным? - Если структура словосочетаний сходна, то в чем согласуется порядковое числительное с существительным? - Значит, как изменяются порядковые числительные? - Определите род, число, падеж прилагательного и порядкового числительного в словосочетаниях. - Выделите окончания в прилагательном и в порядковом числительном. - Какова будет их синтаксическая функция? - Молодцы! - 1945 год. Ребята, что это за год? - Скажите, какое это ИЧ по составу? - Просклоняйте это имя числительное. - Как изменяется составное порядковое числительное? - Хорошо. А теперь посмотрим, правильно ли мы всё сказали? Откройте учебники на странице 157. Прочитайте правило. - Посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. Самая большая «плотность» диалектов наблюдается в районе Гималаев и в Африке, но абсолютный рекорд удерживает Папуа-Новая Гвинея с её более чем трехмиллионным населением. - Найдите здесь ИЧ. - Обратите внимание на его написание. Оно состоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное. - Посмотрите на табличку на слайде. Перечертите её себе в тетрадь. - На какие слова нужно обратить особое внимание? - Верно, первая часть у них будет находиться в форме И.п. - Просклоняем ИЧ 2000-ый и 2017-ый. Кто желает пойти к доске? - Почему они пишутся и изменяются по-разному? | | Ф Ф Ф | - Какой? Который по счету? - ИС. - В числе, роде и падеже. - Тоже в числе, роде (в ед.ч.) и падеже. - Как и ИП. - М.р., ед.ч., Д.п. - -ому – у ИП и –ому – у ИЧ. - Определение. - В этот год закончилась Великая Отечественная война. - Составное, т.к. состоит из нескольких слов. - …. - Изменяется только его последняя часть. - Трехмиллионным. - Девяностотысячный и стотысячный. - И.п | Двухтысячный | Две тысячи семнадцатый | Р.п. | Двухтысячного | Две тысячи семнадцатого | Д.п. | Двухтысячному | Две тысячи семнадцатому | В.п. | Двухтысячный | Две тысячи семнадцатый | Т.п. | Двухтысячным | Две тысячи семнадцатым | П.п. | О двухтысячном | О две тысячи семнадцатом | 2000-ый – сложное ИЧ, а 2017-ый – составное. | П - поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. К – взаимодействие в группе, представление результатов деятельности в паре, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Р – удерживать цель деятельности до получения результата. П - работа с информацией; самостоятельное добывание знаний. | |