СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Деепричастия совершенного вида»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока русского языка в 7 классе «Деепричастия совершенного вида»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Деепричастия совершенного вида»»



Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Деепричастия совершенного вида»

Тема: Деепричастия совершенного вида

Тип урока: открытие  нового знания.

Форма урока

:урок-путешествие «Мы – альпинисты».

Форма работы: фронтальная работа , индивидуальная работа, групповая

Образовательные технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: проектор, раздаточный материал (таблица-фиксация знаний, лист контроля (маршрутный лист), распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся, электронное приложение;  критерии оценивания)

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с условиями выбора способа образования деепричастий совершенного   вида, написанию гласной перед —в, -вши;

Задачи урока:

-образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; правильно писать гласную перед суффиксами –в, -вши;

-закрепить умения правильно писать деепричастия, расставлять знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, выработать умения правильно использовать деепричастия в речи;

-содействовать развитию информационной, учебно-познавательной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Ресурсы: Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова «Русский язык». 7 класс. М.: Просвещение, 2017г.

Планируемые результаты


Личностные 

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;              

 -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него 


Метапредметные

-создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

-создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

-создать условия для формирования познавательных универсальных действий 


Предметные  

-формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

-формировать умение писать гласную перед суффиксами –в, -вши; формировать умение расставлять знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте;

-формировать умение использовать деепричастия в речи.

Универсальные учебные действия


Личностные

-самоопределение

-смыслообразование,      -нравственно-эстетическое оценивание;


Регулятивные

-целеполагание

-прогнозирование

-планирование

-самостоятельное принятие решений

-самооценка

-самоконтроль


Познавательные

- умение структурировать знания

-поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения, 

-умение делать выводы;

- анализ


Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-умение вести диалог

-сотрудничество в поиске информации

-умение работать в группе

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

-взаимоконтроль






Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап. Психологический настрой.

Приветствие. Мотивационный настрой..Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Сегодня я альпинист, ,взбирающийся на вершину горы за знаниями. И чтобы мой путь был не совсем трудным , мне понадобятся сегодня внимание, хорошая память и ясная голова! Я готов(а) к работе. Я готов(а) к покорению вершины.!

Я же готова сегодня «побыть в роли вашего страховочного троса»,продуктивно сотрудничать с вами. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Я надеюсь, что у нас все получится. Откроем  тетради и запишем сегодняшнее число.


Приветствует учащихся.

Мотивирует к работе.

Отвечают на приветствие учителя. Внутренне настраивают себя на урок. Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в работу.

Личностные -самоопределение, 

регулятивные -целеполагание. 

коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


I стадия

Вызов(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) 


II.Мотивация к учебной деятельности

Внимание на слайд 1. Прочитаем слова: «С малой удачи начинается большой успех». 

Я предлагаю вам сделать эти слова сегодня нашим девизом. Как понимаем эти слова?

Что пригодится для успешной работы нам на уроке?

Слайд 2: Вот наша  Лесенка успеха (наша скала), по которой мы будем двигаться к новым знаниям.

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, её заполним в течение урока.

Слайд 3

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

 



Итак, отправляемся в горы штурмовать высоту «Деепричастия совершенного вида». Слайд 4.У каждого  есть маршрутный лист, куда будете заносить свои результаты покорения высоты.














Обобщает сказанное.

Объясняют смысл девиза.

Для успешной работы пригодится наше желание познавать новое, внимание, слушать, что говорит учитель и ребята, дружная работа в команде. Быть успешным человеком!


Личностные -самоопределение, 

регулятивные -целеполагание. 

коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Коммуникативные — умение вести диалог


III. Определение целей и задач учащимися.

Какова цель урока? И  что мы должны вспомнить, чтобы добиться поставленной цели? 

—Что мы  знаем по этой теме? Какая трудность возникает? (Будем учиться образовывать деепричастия совершенного вида, находить их в предложении, тексте, правильно писать деепричастия совершенного вида, повторять изученное о деепричастии, деепричастном обороте. Будем учиться делать выводы, работать над своей монологической речью, работать совместно и самостоятельно.)

Запишите в таблицу — фиксации, что знаю и что хочу знать.

— А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.

Записываем тему в тетрадь. Слайд 5

Учитель: Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. 

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра.  Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.


Обобщает высказывания:

Фиксируют в таблице «Знаю» и «Хочу узнать»

Формулируют тему и цели урока.


Регулятивные:

-высказывать предположения на основе наблюдений;

 -формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

-соотносить цели и результаты своей деятельности; 

-определять степень успешности работы.


IV. Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?» 

(прием «Верные и неверные утверждения»)

Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-». 

Слайд 6

1.Деепричастие – это служебная часть речи.

2.Деепричастие обозначает добавочное действие.

3.Деепричастие образуется от глагола.

4.Деепричастие – неизменяемая часть речи.

5.Деепричастие изменяется по лицам и временам.

6.Деепричастие в предложении является определением.

7.Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

8.Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются.

9.Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.

10.Деепричастия несовершенного вида имеют суффиксы а-я

Самопроверка. Слайд 7 с правильными ответами. Оценивание работы по критериям:

0 ошибок – «5»      

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»   

Больше 5 ошибок – «2»

Поднимите руки, кто написал на «5», «4»?  Назовите номера вопросов, где допустили 

ошибки? О чем это говорит?


Обобщение сказанного

Фиксируют ответы в листе контроля

Познавательные:

-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

Регулятивные:

 -соотносить цели и результаты своей деятельности; 

-определять степень успешности работы.


V. Актуализация знаний на практическом уровне по теме.

Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров.

Слайд 8. Даны словосочетания: Минуя препятствие, деля поровну, объединив участки, на ходу съязвив, объявляя номер.

Учитель. Прочитайте данные словосочетания.  Какая орфограмма объединяет некоторые из них?  Орфограмма Ъ. (Устно правило).Найдите  в словосочетаниях  общее. (В состав каждого словосочетания входит деепричастие.)  Что такое деепричастие? Назовите его грамматические признаки. Расскажите о деепричастиях несовершенного вида? Как образуются деепричастия несовершенного вида? 

Учитель. Выпишите  сначала словосочетания с деепричастиями несовершенного вида  и графически обозначьте в них суффиксы. Затем выписать словосочетания совершенного вида и обратить внимание, как образуются деепричастия совершенного вида.

 Попробуем  сделать вывод и сформулировать правило.


Обобщает сказанное

Проверили учеников у доски.


Самостоятельно выполняют исследовательскую работу у доски и в тетрадях.

Взаимопроверка. Обменялись тетрадями и оценили работу.

Дети формулируют правило.

Записывают в маршрутный лист результат (поставить оценку).


Регулятивные:

-высказывать предположения на основе наблюдений;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-умение вести диалог

-сотрудничество в поиске информации, 

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, 

-взаимоконтроль;


Физминутка:

Цель:

-проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

- смена вида деятельности.

Физминутка «Причастия и деепричастия»

встав

наклонившись

перешагнув

зажмурившись

поменявшая

испуганный

согнув

проснувшееся

перебегая

присев

стряхнув


Выполняет соответствующие упражнения

Выполняют соответствующие упражнения

Развитие сенсорной сферы:

- восприятия слухового

- памяти словесно-логической, эмоциональной, моторной,

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного

II стадия

Осмысление содержания(получение новой информации)

VI.

Инструктаж.   Изучение нового материала. Прием «Мозговой штурм».


1.Вспомним тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте еще раз цель. Цель урока: узнать, что обозначают, на какой вопрос  отвечают и как образуются деепричастия совершенного вида; учиться находить и использовать в устной и письменной речи деепричастия совершенного вида. Самостоятельные наблюдения над деепричастиями совершенного вида (те же словосочетания).

Выводы учащихся.

Работа  с учебником стр.84. прочитать и подготовиться отвечать на вопросы. Слайд 9.

Фронтальный опрос. 3.Работа с таблицей «Написание глагольного суффикса перед –л, -вш, -в, -вши, -нн-(-н).

Слайд 10.

Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило.  

Читаем самостоятельно

Чтение правила вслух.

Расскажите друг другу правило. Поработайте в парах. 

Рассказывают правило вслух .

А теперь составим алгоритм применения правила:

1)определим часть речи;

2)определить вид деепричастия;

3)определим морфему;

4)вспомним правило.


Наблюдает за работой учащихся

Фиксирует на доске алгоритм применения правила.


Делают выводы

Работа с учебником самостоятельно.

Работа в парах по теории. 

Формулируют правило.

Составляют алгоритм применения правила, записывают его в тетрадь.


Познавательные УУД: 

-Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

-Анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. 

-Коммуникативные УУД:

— уметь строить совместную работу на единый результат в паре, анализировать, строить логические рассуждения, 

-выделять в учебном материале  главное.

Регулятивные УУД: 

-умение планировать работу   -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы


Физминутка  для глаз (по спецтренажеру) Слайд 11

VII. Закрепление нового материала.

1.Штурмуем высоту в 2000 метров.   

Выберите себе задание. Слайд 12.  Читают задания.

1)Образовать от данных  глаголов деепричастия совершенного вида. Выделить суффиксы: Начать,  распорядиться, заметить.( начав, распорядившись, заметив (заметя).

2)Записать деепричастия совершенного вида и глаголы в неопределенной форме, от которых образованы деепричастия. Выделить суффиксы: Обнявшись, уйдя, выскочив. (Обняться, уйти, выскочить).

2.Штурмуем высоту в 3000 метров.   Употребление деепричастия с учетом его грамматического значения.
Что еще нужно учесть при употреблении деепричастий в речи?
Слайд 13.  Задание: замените один из глаголов в предложении деепричастием.: Разбушевавшаяся вьюга швырнула  наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватила их, закрутила  белыми вихрями.
Ветер метался над полями, бросался, как загнанный зверь, то в одну сторону, то в другую.
Когда над полями повисла сплошная снежная муть, мрак стал еще непрогляднее.
Выводы:

Почему нельзя сделать замену в 3 предложении?
При употреблении деепричастий в речи, необходимо учитывать:
· деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом,
· добавочное действие происходит последовательно или одновременно с основным,
· и основное, и добавочное действие должно относиться к одному субъекту действия



Обобщает сказанное

1.Разноуровневые задания.

Двое работают у доски, остальные самостоятельно. У доски записывают слова и во время проверки  объясняют правило написания суффиксов деепричастий.

Самопроверка с записями на доске.

Записать в маршрутный лист результат (поставить оценку)

2. Выполняют самостоятельно. Оценивают себя, результат –в маршрутный лист. Используют критерии оценивания.

Делают выводы


1.Регулятивные УУД:     -Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

2.Коммуникативные УУД:

-умение строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, 

-выделять в учебном материале  


VIII.Домашнее задание

Слайд 14.

1.Составить«Синквейн»  на тему : «Деепричастия совершенного вида» или

2.Написать мини- сочинение «Случай в горах», с использованием деепричастий совершенного вида.

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД: 

-умение планировать работу ; -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы


III стадия

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)


IX.

РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности на уроке 


Ребята, и в конце путешествия  я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните последнюю графу в таблице-фиксации знаний

 «Закончи предложение»    Слайд 15

Сегодня на уроке я …

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Благодарит за урок. Слайд  16


Высказывают свои мнения, пожелания.

Заполняют последнюю графу в таблице-фиксации знаний


Личностные:   смыслообразование, Познавательные:

-анализ, вывод                            Коммуникативные

-взаимоконтроль, умение вести диалог;       Регулятивные – самооценка, самоконтроль












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!