-образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; правильно писать гласную перед суффиксами –в, -вши;
-закрепить умения правильно писать деепричастия, расставлять знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, выработать умения правильно использовать деепричастия в речи;
-содействовать развитию информационной, учебно-познавательной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный этап. Психологический настрой. | Приветствие. Мотивационный настрой..Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Сегодня я альпинист, ,взбирающийся на вершину горы за знаниями. И чтобы мой путь был не совсем трудным , мне понадобятся сегодня внимание, хорошая память и ясная голова! Я готов(а) к работе. Я готов(а) к покорению вершины.! Я же готова сегодня «побыть в роли вашего страховочного троса»,продуктивно сотрудничать с вами. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Я надеюсь, что у нас все получится. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число. | Приветствует учащихся. Мотивирует к работе. | Отвечают на приветствие учителя. Внутренне настраивают себя на урок. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в работу. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
I стадия Вызов(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) |
II.Мотивация к учебной деятельности | Внимание на слайд 1. Прочитаем слова: «С малой удачи начинается большой успех». Я предлагаю вам сделать эти слова сегодня нашим девизом. Как понимаем эти слова? Что пригодится для успешной работы нам на уроке? Слайд 2: Вот наша Лесенка успеха (наша скала), по которой мы будем двигаться к новым знаниям. Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, её заполним в течение урока. Слайд 3 Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Рефлексия | | | | Итак, отправляемся в горы штурмовать высоту «Деепричастия совершенного вида». Слайд 4.У каждого есть маршрутный лист, куда будете заносить свои результаты покорения высоты. | Обобщает сказанное. | Объясняют смысл девиза. Для успешной работы пригодится наше желание познавать новое, внимание, слушать, что говорит учитель и ребята, дружная работа в команде. Быть успешным человеком! | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные — умение вести диалог |
III. Определение целей и задач учащимися. | Какова цель урока? И что мы должны вспомнить, чтобы добиться поставленной цели? —Что мы знаем по этой теме? Какая трудность возникает? (Будем учиться образовывать деепричастия совершенного вида, находить их в предложении, тексте, правильно писать деепричастия совершенного вида, повторять изученное о деепричастии, деепричастном обороте. Будем учиться делать выводы, работать над своей монологической речью, работать совместно и самостоятельно.) Запишите в таблицу — фиксации, что знаю и что хочу знать. — А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока. Записываем тему в тетрадь. Слайд 5 Учитель: Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине? Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт. | Обобщает высказывания: | Фиксируют в таблице «Знаю» и «Хочу узнать» Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: -высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения; -соотносить цели и результаты своей деятельности; -определять степень успешности работы. |
IV. Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?» (прием «Верные и неверные утверждения») | Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-». Слайд 6 1.Деепричастие – это служебная часть речи. 2.Деепричастие обозначает добавочное действие. 3.Деепричастие образуется от глагола. 4.Деепричастие – неизменяемая часть речи. 5.Деепричастие изменяется по лицам и временам. 6.Деепричастие в предложении является определением. 7.Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида. 8.Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются. 9.Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми. 10.Деепричастия несовершенного вида имеют суффиксы а-я Самопроверка. Слайд 7 с правильными ответами. Оценивание работы по критериям: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Больше 5 ошибок – «2» Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки? О чем это говорит? | Обобщение сказанного | Фиксируют ответы в листе контроля | Познавательные: -выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; -искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения; Регулятивные: -соотносить цели и результаты своей деятельности; -определять степень успешности работы. |
V. Актуализация знаний на практическом уровне по теме. | Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров. Слайд 8. Даны словосочетания: Минуя препятствие, деля поровну, объединив участки, на ходу съязвив, объявляя номер. Учитель. Прочитайте данные словосочетания. Какая орфограмма объединяет некоторые из них? Орфограмма Ъ. (Устно правило).Найдите в словосочетаниях общее. (В состав каждого словосочетания входит деепричастие.) Что такое деепричастие? Назовите его грамматические признаки. Расскажите о деепричастиях несовершенного вида? Как образуются деепричастия несовершенного вида? Учитель. Выпишите сначала словосочетания с деепричастиями несовершенного вида и графически обозначьте в них суффиксы. Затем выписать словосочетания совершенного вида и обратить внимание, как образуются деепричастия совершенного вида. Попробуем сделать вывод и сформулировать правило. | Обобщает сказанное Проверили учеников у доски. | Самостоятельно выполняют исследовательскую работу у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями и оценили работу. Дети формулируют правило. Записывают в маршрутный лист результат (поставить оценку). | Регулятивные: -высказывать предположения на основе наблюдений; Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -умение вести диалог -сотрудничество в поиске информации, -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; |
Физминутка: Цель: -проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности. - смена вида деятельности. | Физминутка «Причастия и деепричастия» встав наклонившись перешагнув зажмурившись поменявшая испуганный согнув проснувшееся перебегая присев стряхнув | Выполняет соответствующие упражнения | Выполняют соответствующие упражнения | Развитие сенсорной сферы: - восприятия слухового - памяти словесно-логической, эмоциональной, моторной, - внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного |
II стадия Осмысление содержания(получение новой информации) |
VI. Инструктаж. Изучение нового материала. Прием «Мозговой штурм». | 1.Вспомним тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте еще раз цель. Цель урока: узнать, что обозначают, на какой вопрос отвечают и как образуются деепричастия совершенного вида; учиться находить и использовать в устной и письменной речи деепричастия совершенного вида. Самостоятельные наблюдения над деепричастиями совершенного вида (те же словосочетания). Выводы учащихся. Работа с учебником стр.84. прочитать и подготовиться отвечать на вопросы. Слайд 9. Фронтальный опрос. 3.Работа с таблицей «Написание глагольного суффикса перед –л, -вш, -в, -вши, -нн-(-н). Слайд 10. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем самостоятельно Чтение правила вслух. Расскажите друг другу правило. Поработайте в парах. Рассказывают правило вслух . А теперь составим алгоритм применения правила: 1)определим часть речи; 2)определить вид деепричастия; 3)определим морфему; 4)вспомним правило. | Наблюдает за работой учащихся Фиксирует на доске алгоритм применения правила. | Делают выводы Работа с учебником самостоятельно. Работа в парах по теории. Формулируют правило. Составляют алгоритм применения правила, записывают его в тетрадь. | Познавательные УУД: -Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию. -Анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. -Коммуникативные УУД: — уметь строить совместную работу на единый результат в паре, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале главное. Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы |
Физминутка для глаз (по спецтренажеру) Слайд 11 |
VII. Закрепление нового материала. | 1.Штурмуем высоту в 2000 метров. Выберите себе задание. Слайд 12. Читают задания. 1)Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида. Выделить суффиксы: Начать, распорядиться, заметить.( начав, распорядившись, заметив (заметя). 2)Записать деепричастия совершенного вида и глаголы в неопределенной форме, от которых образованы деепричастия. Выделить суффиксы: Обнявшись, уйдя, выскочив. (Обняться, уйти, выскочить). 2.Штурмуем высоту в 3000 метров. Употребление деепричастия с учетом его грамматического значения. Что еще нужно учесть при употреблении деепричастий в речи? Слайд 13. Задание: замените один из глаголов в предложении деепричастием.: Разбушевавшаяся вьюга швырнула наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватила их, закрутила белыми вихрями. Ветер метался над полями, бросался, как загнанный зверь, то в одну сторону, то в другую. Когда над полями повисла сплошная снежная муть, мрак стал еще непрогляднее. Выводы: Почему нельзя сделать замену в 3 предложении? При употреблении деепричастий в речи, необходимо учитывать: · деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом, · добавочное действие происходит последовательно или одновременно с основным, · и основное, и добавочное действие должно относиться к одному субъекту действия | Обобщает сказанное | 1.Разноуровневые задания. Двое работают у доски, остальные самостоятельно. У доски записывают слова и во время проверки объясняют правило написания суффиксов деепричастий. Самопроверка с записями на доске. Записать в маршрутный лист результат (поставить оценку) 2. Выполняют самостоятельно. Оценивают себя, результат –в маршрутный лист. Используют критерии оценивания. Делают выводы | 1.Регулятивные УУД: -Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно . 2.Коммуникативные УУД: -умение строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале |
VIII.Домашнее задание | Слайд 14. 1.Составить«Синквейн» на тему : «Деепричастия совершенного вида» или 2.Написать мини- сочинение «Случай в горах», с использованием деепричастий совершенного вида. | Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: -умение планировать работу ; -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы |
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) |
IX. РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности на уроке | Ребята, и в конце путешествия я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните последнюю графу в таблице-фиксации знаний «Закончи предложение» Слайд 15 Сегодня на уроке я … было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. Благодарит за урок. Слайд 16 | Высказывают свои мнения, пожелания. Заполняют последнюю графу в таблице-фиксации знаний | Личностные: смыслообразование, Познавательные: -анализ, вывод Коммуникативные -взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |