СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 7 класс по теме "Предлог как часть речи. Употребление предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована при подготовке к урокам русского языка в 7 классе при изучении новой темы. Технологическая карта соответствует структуре урока по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 класс по теме "Предлог как часть речи. Употребление предлогов"»



Системно - деятельностный подход на уроке русского языка в 7 классе.

Технологическая карта урока

Дата: 15.10.2019 г.

Тема урока: «Предлог как часть речи. Употребление предлогов»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

Образовательная:

- ознакомить учащихся с предлогом как частью речи;

- обобщить  и систематизировать сведения учащихся о правописании предлога с различными частями речи: существительными, прилагательными ,местоимениями, числительными, изученными ранее;

 - выработка практического умения отличать предлоги друг от друга по значению и употреблять их в речи

Развивающая:

  -способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти. 

Воспитательная:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание чувства ответственности, взаимопонимания и взаимопомощи при работе в группе.

  1. Познавательные УУД (П): уметь сопоставлять правила написания предлога с известными частями речи (существительными, прилагательными, местоимениями, числительными), давать определения, уметь представлять информацию в виде таблиц, схем, создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи написания предлогов с различными частями речи

  2. Личностные УУД (Л): формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.

  3. Регулятивные УУД (Р): умение определять цель учебной деятельности искать средства её осуществления., учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, уметь сверять свои действия с целью, развитие навыков самооценки и самоанализа.

  4. Коммуникативные УУД (К): развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, презентация, экран, раздаточный материал.

№ п\п



Этапы урока

Цель и содержание учебного материала.

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности

–Здравствуйте, ребята ! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Я думаю, ваше хорошее настроение поможет вам сегодня на уроке, и он станет для вас не только познавательным, но увлекательным и интересным!

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Я верю, у вас всё получится, потому что вы МОЛОДЦЫ!

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует  требования к  ученику со стороны учебной деятельности

( надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);



2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии














1.Сравнительный анализ словосочетаний













2.Тест. Самопроверка
















3.Самостоятельная работа.

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Ребята, сегодня вам предстоит открыть много нового и интересного. И свои открытия я вам предлагаю начать с решения орфографической задачки (приложение 1)

( Слайд 1)

- Посмотрите внимательно на словосочетания. Прочитайте вслух.

-Как вы думаете, какое правило скрывается в данном задании?

(правописание приставок и предлогов со словами.) Мы с вами знаем данное правило?

(знаем)

- Я вам сейчас предлагаю самостоятельно вспомнить данное правило и прорешать небольшой тест ( приложение 2)

- Проверьте себя. (Слайд 2)

И оцените.

- У кого без ошибок? С небольшими недочётами?

- Значит, какой вывод мы можем сделать, исходя из проделанной вами работы? А зачем нам надо это знать?

ВЫВОД: значит, мы немного подзабыли данное

правило, поэтому давайте вспомним, как оно звучит. (проговаривают.)

- Я вам предлагаю разрешить нашу орфографическую задачку и записать данные словосочетания правильно.

( Слайд 3)

(Ученик у доски)




Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания  на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания  на повторение, необходимые для  изучения нового материала на данном уроке.


-Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

-осознанные и произвольные речевые  высказывания – К;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

Устная оценка учителя. Самооценка учащихся.

3

Выявление места и причины затруднения.


Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

- Ребята, обратите внимание на доску. О чём задумался ученик? ( он не знает, какой предлог правильно употребить в данном словосочетании) Слайд 4.

- А вы как считаете? Какой вариант ответа будет правильным? ( предлагают варианты)

А вот кто из вас прав, нам это и предстоит выяснить сегодня на уроке.

- Значит, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (называют) Исходя из целей, сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь ( Слайд 5)

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Выдвигают гипотезы решения задачи.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Ведут записи в тетради.

Самоопределение – Л;

Смыслообразование –Л;

Мыслительные операции – П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;



Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Развитие монологической речи -К



4

Построение проекта выхода из затруднения.









1. Работа с теоретическим материалом учебника.

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.

- Где мы с вами можем получить информацию о написании предлогов? (из книги).

- Какова наша дальнейшая задача? (поработать с учебником)

- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. Как мы будем работать с текстом? ( маркируя)

- Что вы будете выяснять?

(что такое предлог, как предлоги употребляются в словосочетаниях и предложениях). ( Слайд 6 )


Учитель выступает в роли организатора.

Следит за хронометрией урока.

Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.

Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.



Установление причинно – следственных связей -П;


Устная оценка учителя

5

Реализация построенного проекта





  1. Работа в группах

№1- работает над составлением таблицы –схемы данного правила.

№ 2 – работает над составлением алгоритма по теме «Написание предлогов со словами»

№3 – работа с таблицей. Приводит примеры на изученное правило и заполняет ими таблицу

Цель: реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

- Поднимите руку, для кого этот материал был известен? Что для вас было известно? Что стало абсолютно новым?

Посмотрите, ребята, сколько нового мы с вами узнали о такой маленькой части речи как предлог. Так давайте теперь мы с вами систематизируем наши знания по теме. Поэтому, какова же наша дальнейшая задача на уроке? ( научиться употреблять предлоги в речи и определять их значение). И я вам предлагаю поработать в группах

.( Озвучивает задание) Будьте готовы защитить потом разработанные вами пособия.

(Идёт работа в группах, потом проходит защита наглядных пособий учащимися).

- Ребята, скажите, можем ли мы с вами использовать данные пособия при решении орфографических задач?

- Посмотрите, какие замечательные пособия у вас получились. Как вы считаете, успешно вы поработали? Поставьте своей группе оценку.

Учитель выступает в роли организатора.

Организует процесс совместного творчества.

Организует обсуждения учащихся.

Следит за хронометрией урока



Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске


На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др.

Применяют новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

Работают в группах.

Создание алгоритмов действия для решения орфографической задачи .Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде -Л

Умение сверять свои действия с целью- Р



Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К



Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера

Самооценка, оценка товарищей.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи











1. Работа по картинкам. Составь словосочетание.

Цель: усвоение учащимися новых способов действия.

-А мы вернёмся к нашей задачке про ученика. Слайд 7


Так какой же вариант употребления предлога будет правильным? Почему?

- Вы справились с данной задачей успешно, молодцы, и я предлагаю вам далее проверить свои знания. Поэтому какова наша дальнейшая задача урока? (научиться применять изученный материал при выполнении упражнений)

1.Составить словосочетания с предлогом.

Слайд 8, 9, 10,11,12

- Попробуйте определить, какие вы употребили предлоги в ваших словосочетаниях, однозначные или многозначные. Подпишите сверху. Проверьте себя СЛАЙД 13

Почему большинство из предлогов многозначны?

Организовывает   работу на новый способ  действия Организует  самопроверку учебных  решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.


Выполняют предложенные учителем задания.

Осознанные и произвольное речевые  высказывания – К;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р



Умение преодолевать трудности в выполнении –Л.



Мыслительные операции -П

Самооценка.

Устная оценка учителя.

7

Включение в систему знаний и повторение.














Тест.

Взаимопроверка.

Цель: включить  новый способ действий в систему знаний,  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

- Давайте подведём итог нашего урока. С каким правилом мы с вами сегодня познакомились? Что мы пытались с вами выяснить на уроке?

- Где мы можем применить данное правило? А сейчас я вам предлагаю поработать с тестом. Как вы думаете, зачем? ( чтобы выяснить, что запомнили, что осталось недопонятым и над чем поработать дома)

- Обменяйтесь работами и проверьте себя.

(Слайд 14).

Поставьте оценку.

- У кого без ошибок? Кто не справился с работой? И т.д.

- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе?

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р


+ все ЛУУД : умение преодолевать трудности, умение работать в группе, формирование критического и творческого мышления,

Оценка товарищей.

Самооценка.

8

Домашнее задание

- Ребята, над каким правилом вы будете работать дома?

По выбору слайд 15

№ 286 или № 287

Инструктаж

Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Выбор задания

Планирование, прогнозирование –Р

Оценивание трудности выполнения –Л.

Самооценка

9

Рефлексия учебной деятельности






1.Обмен

мнениями












2.Оценивание деятельности



Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание  методов построения и границ применения  нового способа действий



- А теперь давайте пошушукаемся ( Слайд 16)



Поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах)

- Кто получил 5? Почему? 4. Почему?......

- Я вам желаю успехов в выполнении вашего д/з по новой теме, а на этом наш урок закончен.

Организует рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе  критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Самооценка. Устная оценка учителя.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!