Тип урока: открытие новых знаний.
- обобщить и систематизировать сведения учащихся о правописании предлога с различными частями речи: существительными, прилагательными ,местоимениями, числительными, изученными ранее;
- выработка практического умения отличать предлоги друг от друга по значению и употреблять их в речи
-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
№ п\п | Этапы урока | Цель и содержание учебного материала. | Функции и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности –Здравствуйте, ребята ! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? - Я думаю, ваше хорошее настроение поможет вам сегодня на уроке, и он станет для вас не только познавательным, но увлекательным и интересным! - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? - Я верю, у вас всё получится, потому что вы МОЛОДЦЫ! | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности ( надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) | Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. | Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); | |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ словосочетаний 2.Тест. Самопроверка 3.Самостоятельная работа. | Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня вам предстоит открыть много нового и интересного. И свои открытия я вам предлагаю начать с решения орфографической задачки (приложение 1) ( Слайд 1) - Посмотрите внимательно на словосочетания. Прочитайте вслух. -Как вы думаете, какое правило скрывается в данном задании? (правописание приставок и предлогов со словами.) Мы с вами знаем данное правило? (знаем) - Я вам сейчас предлагаю самостоятельно вспомнить данное правило и прорешать небольшой тест ( приложение 2) - Проверьте себя. (Слайд 2) И оцените. - У кого без ошибок? С небольшими недочётами? - Значит, какой вывод мы можем сделать, исходя из проделанной вами работы? А зачем нам надо это знать? ВЫВОД: значит, мы немного подзабыли данное правило, поэтому давайте вспомним, как оно звучит. (проговаривают.) - Я вам предлагаю разрешить нашу орфографическую задачку и записать данные словосочетания правильно. ( Слайд 3) (Ученик у доски) | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. | -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -Извлечение необходимой инф. из текста – П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . | Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации - Ребята, обратите внимание на доску. О чём задумался ученик? ( он не знает, какой предлог правильно употребить в данном словосочетании) Слайд 4. - А вы как считаете? Какой вариант ответа будет правильным? ( предлагают варианты) А вот кто из вас прав, нам это и предстоит выяснить сегодня на уроке. - Значит, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (называют) Исходя из целей, сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь ( Слайд 5) | Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. | Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. | Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. 1. Работа с теоретическим материалом учебника. | Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить информацию о написании предлогов? (из книги). - Какова наша дальнейшая задача? (поработать с учебником) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. Как мы будем работать с текстом? ( маркируя) - Что вы будете выяснять? (что такое предлог, как предлоги употребляются в словосочетаниях и предложениях). ( Слайд 6 ) | Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. | Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. | Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П; | Устная оценка учителя |
5 | Реализация построенного проекта Работа в группах №1- работает над составлением таблицы –схемы данного правила. № 2 – работает над составлением алгоритма по теме «Написание предлогов со словами» №3 – работа с таблицей. Приводит примеры на изученное правило и заполняет ими таблицу | Цель: реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - Поднимите руку, для кого этот материал был известен? Что для вас было известно? Что стало абсолютно новым? Посмотрите, ребята, сколько нового мы с вами узнали о такой маленькой части речи как предлог. Так давайте теперь мы с вами систематизируем наши знания по теме. Поэтому, какова же наша дальнейшая задача на уроке? ( научиться употреблять предлоги в речи и определять их значение). И я вам предлагаю поработать в группах .( Озвучивает задание) Будьте готовы защитить потом разработанные вами пособия. (Идёт работа в группах, потом проходит защита наглядных пособий учащимися). - Ребята, скажите, можем ли мы с вами использовать данные пособия при решении орфографических задач? - Посмотрите, какие замечательные пособия у вас получились. Как вы считаете, успешно вы поработали? Поставьте своей группе оценку. | Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске | На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. | Создание алгоритмов действия для решения орфографической задачи .Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде -Л Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Самооценка, оценка товарищей. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Работа по картинкам. Составь словосочетание. | Цель: усвоение учащимися новых способов действия. -А мы вернёмся к нашей задачке про ученика. Слайд 7 Так какой же вариант употребления предлога будет правильным? Почему? - Вы справились с данной задачей успешно, молодцы, и я предлагаю вам далее проверить свои знания. Поэтому какова наша дальнейшая задача урока? (научиться применять изученный материал при выполнении упражнений) 1.Составить словосочетания с предлогом. Слайд 8, 9, 10,11,12 - Попробуйте определить, какие вы употребили предлоги в ваших словосочетаниях, однозначные или многозначные. Подпишите сверху. Проверьте себя СЛАЙД 13 Почему большинство из предлогов многозначны? | Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. | Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции -П | Самооценка. Устная оценка учителя. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Тест. Взаимопроверка. | Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. С каким правилом мы с вами сегодня познакомились? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где мы можем применить данное правило? А сейчас я вам предлагаю поработать с тестом. Как вы думаете, зачем? ( чтобы выяснить, что запомнили, что осталось недопонятым и над чем поработать дома) - Обменяйтесь работами и проверьте себя. (Слайд 14). Поставьте оценку. - У кого без ошибок? Кто не справился с работой? И т.д. - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? | Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. | Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. | Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р + все ЛУУД : умение преодолевать трудности, умение работать в группе, формирование критического и творческого мышления, | Оценка товарищей. Самооценка. |
8 | Домашнее задание | - Ребята, над каким правилом вы будете работать дома? По выбору слайд 15 № 286 или № 287 | Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. | Выбор задания | Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. | Самооценка |
9 | Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание деятельности | Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте пошушукаемся ( Слайд 16) Поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... - Я вам желаю успехов в выполнении вашего д/з по новой теме, а на этом наш урок закончен. | Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л | Самооценка. Устная оценка учителя. |