СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе. "Знаки препинания в осложнённом простом предложении (при однородных членах, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен обобщению знаний по употреблению знаков препинания в ПП при однородных членах, вводных словах, обособленных членах предложения. Ученикам предложено  домашнее задание на выбор (повышенный уровень сложности и базовый).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 11 классе. "Знаки препинания в осложнённом простом предложении (при однородных членах, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения)"»

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

Знаки препинания в осложнённом простом предложении (при однородных членах, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об употреблении знаков препинания в осложнённом простом предложении; совершенствовать умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

- систематизировать знания по теме «Знаки препинания в осложнённом простом предложении»;

- дать определения: «однородные члены», «вводные слова и предложения», «обособленные члены предложения»;

- совершенствовать навык постановки знаков препинания.

2. Метапредметные:

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

—продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные:

— поддержать познавательный интерес к предмету.

Материал для словарно-семантической работы: предусмотрительный, героизм, достоинство, достояние.

Ресурсы:

учебник — «Русский язык. 10-11 класс» авт. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.—М., 1988

Мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Основное содержание урока.

Этап урока


Основное содержание этапа

Основные виды

деятельности учащихся

Организационный этап

(1 мин.)

Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания.

Осознанное включение в учебную деятельность.

Мотивация

(2 мин.)



Слайд из презентации, на котором представлен отрывок из Московского летописного свода.

- Прочитали?Ну как? Трудновато?

А ведь именно так писали на Руси до конца XV века.

- Всем ли понятен смысл отрывка?

- Что бы помогло понять его смысл?

- Докажите, что знаки препинания нужны?

Работа с отрывком, синтаксический анализ его.



Целеполагание

(2 мин.)


— Определите тему нашего занятия. Сформулируйте цели.


Предполагаемые цели: систематизировать и расширить знания по разделу «Синтаксис», а именно вспомнить правила постановки знаков препинания при однородных членах, вводных словах и предложениях, обособленных членах предложения.

Формулирование цели учебной деятельности.

Повторение и систематизация теоретических сведений по теме «Знаки препинания в осложнённом простом предложении».

(5мин)









Углубление знаний учащихся

по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении »

(7 мин)











(6мин)














(5 мин)











(5 мин)































(5мин)



























(2 мин)

Фронтальный опрос.

- Какие правила постановки знаков препинания в осложнённом простом предложении вам знакомы? (см. Презентацию)

- Как вы понимаете, что такое разделительная функция знаков препинания между однородными членами и выделительная — при вводных словах (предложениях) и обособленных членах предложения?

Совершенствование пунктуационных навыков.

Задание 1. Выборочный диктант с грамматическим заданием: сделать синтаксический разбор одного предложения (Выписать предложкения с вводными словами).

В старой землянке нашли временное убежище наши солдаты, возвращавшиеся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной вражеской бомбёжки.

Вдруг входной проём чем-то закрыло. Солдаты вгляделись и, к удивлению, увидели лису, которая в пасти держала лисёнка, прижавшего от страха уши. Пышнохвостой красавице, судя по всему, была знакома эта землянка, и она собралась укрыться в ней со своим малышом. Лисица стояла в нерешительности и, видимо, не знала, как поступить.

— Давай к нам, рыжая, не съедим! — ласково сказал пожилой солдат.

Бойцы как по команде потеснились. Лиса словно ждала приглашения и тут же юркнула в проход и забилась в угол.

Когда вражеский налёт закончился, вслед за людьми покинула убежище и лисица. Убегая, она на какое-то мгновение приостановилась около сидящих солдат, внимательно на них посмотрела. Может, так она благодарила воинов за приют и ласку. (По В. Перову).

Задание 2. Самостоятельная работа. Списать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленное охранение. (А. Фадеев). 2. Героизм проявляется на войне во все периоды но всё же пожалуй наивысший подвиг народного духа связан с наиболее трагическим периодом войны. (К. Симонов). 3. Гражданственность включает в себя очень многие человеческие качества но окрашивает их особым образом потому что каждое из этих достоинств будучи свойством отдельного человека становится в то же время общим достоянием частью нашей жизни создаёт активную позицию человека группы людей общества. (И. Овчинникова).


Задание 3. Составление предложений с двумя-тремя вводными словами, выяснение цели употребления данных вводных слов в разных стилях речи:

По-видимому, по всей вероятности, как правило, бесспорно, действительно, естественно.

Видимо, видать, может, скорее всего, пожалуй, в самом деле, чего доброго. (Используется мультимедийная презентация).


Задание 4. (Работа в парах).

Заменить придаточные определительные предложения причастными оборотами, а придаточные обстоятельственные — деепричастными. Указать, в каких конструкциях определительные и обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях. (Презентация)

1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами. 2. В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом. 3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.

1. Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания. 2. Юность людей старшего поколения была особенно напряжённой и тревожной, потому что совпала с началом нынешнего века. 3. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

Дополнительное задание: можно ли заменить придаточную часть деепричастным оборотом в предложении Когда я подходил к школе, прозвенел звонок на урок?(Презентация)

-Скажите, каковы особенности употребления предложений с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами?

- Сделайте вывод, для какой речи (книжной или разговорной) характерны конструкции с обособленными второстепенными членами предложения.


Задание 5. Указать, в каком тексте предложения с однородными членами используются для группировки предметов или явлений, а в каком для образного, выразительного отражения действительности. Сформулировать правило постановки запятых, двоеточия и тире в ПП.

1. В Восточной Сибири сосредоточена почти половина всех гидроэнергетических ресурсов нашей страны. Особенно богатыми источниками гидроэнергии являются реки: Ангара, Лена, Енисей. Учёные подсчитали, что если воды Волги, Камы, Днепра и Дона соединить вместе и пустить по одному руслу, то и тогда их мощность для выработки электроэнергии не пересилит мощь Ангары. (Из “Детской энциклопедии”).

2. Речки были разные: с узкими и широкими долинами, с открытыми и занесенными берегами, каждая со своим ледяным покровом, то ровным и гладким, то покрытым зубчатыми торосами. Вся местность вокруг: на юг и на север, на восток и на запад — была рассечена речками и ручьями, все речки и ручьи, поблуждав по местности, находили путь только на восток, к огромной реке, называемой Енисеем, впадали в неё, и та, подхватив их воды, неслышно несла громадную и общую ношу в океан. (По С. Залыгину). (Презентация)

- Составить схему предложения с обощающим словом.

Задание 6. Раскинем умом (устно)

- Какие возможны варианты постановки знаков препинания в следующих предложениях, почему?

Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

Дома улицы залиты светом.

Дома, улицы залиты светом.

Грязь покрыла всё: окно, дверь, потолок, стены.

Грязь покрыла всё окно, дверь, потолок, стены.

Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

- Чем осложнены данные предложения?

Аргументированные ответы на вопросы учителя.








Работа с текстом.









Самоконтроль, коррекция, самооценка.














Анализ языкового материала.



Самоконтроль, коррекция, самооценка











Построение умозаключения.


Самоконтроль, коррекция, самооценка







Построение умозаключения.



Осуществление парной формы учебного сотрудничества.


Самоконтроль, взаимоконтроль коррекция, самооценка.





















Построение умозаключения.

Самоконтроль, коррекция, самооценка.

























Построение умозаключения

Рефлексия.

Оценивание.

(4 мин.)




— Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?

— Назовите основные понятия урока.

- В листах самооценки подсчитайте ваш суммарный балл и переведите его в пятибалльную шкалу.

- С чем связаны ваши затруднения?


Обобщение содержания урока на системном уровне. Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

Задание

на дом.

(1 мин.)


Базовый уровень: выполнить упр. 388 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.—М., 1988).

Повышенный уровень: подготовить связное высказывание в научном стиле об употреблении знаков препинания в осложнённом простом предложении, используя материал, помещенный в пособии В. Ф. Грекова и др. (§§ 69, 72, 74, 75, 76, 78) или пособии М. Т. Баранова (с. 240—241, 247—251).












Лист самооценки


Фамилия, имя ………………………………………………………………………………

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:



Задание

Критерии оценивания

Результат

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

«0»

1

Задание 1.

Ошибок нет

Допущены 1 ошибка в знаках препинания

Допущены 2 ошибки

Допущены 3-4 ошибки

Допущено 5 и более ошибок


2

Задание 2.

В выполнении задания ошибок нет.

Допущены 1 ошибка в знаках препинания

Допущены 2 ошибки

Допущены 3-4 ошибки

Допущено 5 и более ошибок


3

Задание 3

Ошибок в составлении предложения нет

Допущена 1 ошибка в знаках или не все слова использованы

Допущены 2 ошибки

Допущены 3-4

Допущена 5 и более ошибок


4

Задание 4

Ошибок в составлении предложений нет

Допущена 1 ошибка в знаках или не все слова использованы

Допущены 2 ошибки

Допущены 3-4

Допущена 5 и более ошибок


Всего:



Макс балл — 16 баллов

«5» — 14-16 баллов,

«4» — 11-13 баллов,

«3» — 8-10 баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!