СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему:«Что такое корень слова?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему:«Что такое корень слова?»»

государственное бюджетное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка,

проведённого 15.10.2020 г.

в 3 «Б» классе ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»

студенткой 4 «Б» группы

специальность 44.02.05

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Закутневой Инной Викторовной









Учитель: Нечепоренко Е. А.

Методист: Резникова А. А.

________________________

(подпись)











Зерноград, 2020


Класс, предмет: 3 «Б» класс, русский язык.

Тема: «Что такое корень слова?»

Цель: организация деятельности обучающихся по изучению грамматического понятия «корень слова».

Задачи:

  • Дидактические:

1. Актуализировать знания об однокоренных словах.

2. Формировать умение различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

  • Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

  • Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.


Предметные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

РУУД:

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Р2: выполнять действия по намеченному плану.

ПУУД:

П1: пользоваться словарем в учебнике.

П2: осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям.

КУУД:

К1: участвовать в диалоге, общей беседе.

  1. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

  2. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

  3. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.


Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оснащение урока:

Для учителя: учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3кл 1ч, технологическая карта, презентация, карточки для с/р и рефлексии.

Для обучающихся: учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3кл 1ч, тетрадь, пенал.







Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся. Мотивирует к деятельности.

Доброе утро!

А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.

- Здравствуйте, меня зовут Инна Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Ребята, закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!

- Откройте тетрадь. Там, где первая точка - записывайте «15 октября». Там, где вторая точка - записывайте «Классная работа» (по образцу на доске).

Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя и воспринимают установку.



Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.










- Да!



Оформляют тетрадь.


Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Организует минутку чистописания.

- Сейчас у нас минутка чистописания.

Запишите строчную букву «н», следующим образом «н н н н». (образец на доске). Когда закончите, то покажите свою готовность.

- Молодцы!

- А какой звук обозначает буква «н»?

- Твердый или мягкий?

- Глухой или звонкий?

- Парный или непарный?

- Откройте словарик на стр. 150. Выпишите 2 слова из словарика через запятую. Поставьте ударение в этих словах. Выделите орфограммы.

- Давайте проверим, что вы выделили. СЛАЙД2

- Какие орфограммы в слове народ?


- Какие орфограммы в слове ноябрь?


- Хорошо!

Оформляют тетрадь.

Выполняют минутку чистописания в тетрадях.





- Согласный.

- Может быть и твердым и мягким.

- Звонкий.

- Непарный.

Выполняют указание учителя.

- Народ, ноябрь.



- Буква «а» не проверяется ударением; парная согласная на конце слова, можно проверить словом «народы».

- Буква «о» - безударная гласная, следует запомнить; мягкий знак на конце слова.

Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.









П1: пользоваться словарем в учебнике.


Чистописание








Словарно-орфографическая работа


3. Организация познавательной деятельности

3.1 Целеполагание

Подводит к теме и цели урока.

- Прочитайте слова. СЛАЙД3

- Рыбак, рыба, рыбачить.

- Как называются такие слова?

- Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Подберите однокоренные слова с таким же корнем.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим?

- А где нам в жизни пригодятся полученные знания?

- Очень хорошо.

Отвечают на вопросы учителя.



- Однокоренные слова.

- Корень.


- Одинаково.


- Рыбалка, рыбный, рыболов.


- Корень слова.

- Узнать, что такое корень слова.

- При написании писем, сообщений.

Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

К1: участвовать в диалоге, общей беседе.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу.


Беседа










Проблемная ситуация



3.2 Открытие нового знания

Организует работу со стихотворением.

- Послушайте стихотворение.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О чем шла речь в стихотворении?



- Какие родственные слова вы услышали?

- Посмотрите на слайд. СЛАЙД4


- Верно. А сейчас послушайте небольшую шутку.

Родня ли гусеница гусю? СЛАЙД5

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.


- Есть ли в этом рассказе родственники?

- Кто же эти родственники?

- Верно. А гусеница?


- Верно. А почему?





- Какой вывод мы можем сделать? Что же такое однокоренные слова?


- Молодцы!

- Откройте учебники на стр. 74.

- Давайте посмотрим, верно ли мы сказали.

(Один из учеников читает) Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- А теперь обратите внимание на правило в оранжевой рамочке.

- Посмотрите на упр. 130. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

«Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики».


- (Один из учеников)

Выходи к доске, выполним упражнение.

- Какие однокоренные слова мы выпишем?

- Верно, а почему?




- А сейчас узнаем лексическое значение этих слов при помощи словаря С. И. Ожегова: СЛАЙД6

«Осиновый, осинки, осины – от слова осина – лиственное дерево.

Осинник – осиновый лес.

Подосиновик – съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой».

- Итак, выписываем слова.

- А теперь выделяем в них корень и подчеркиваем в корне непроверяемую орфограмму.

- Хорошо.

Подводит микроитог.

Так что же такое корень слова?


- Что заключено в корне однокоренных слов? Давайте обратимся к правилу.

- Хорошо. Молодцы!


ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Работают со стихотворением.


Слушают стихотворение.















Отвечают на вопросы учителя.

- В стихотворении говорилось о корне и что из него появилось много новых слов.

- Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

Смотрят на слайд.







- Да!


- Гусь, гусыня, гусята.

- Гусеница не является родственным словом.

- Гусь, гусыня, гусята – это родственные слова, потому что имеют одинаковое лексическое значение (птица) и корень. А гусеница – имеет корень такой же, но другое лексическое значение. (насекомое).

- Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.




Слушают правило.



Выполняет упражнение у доски под руководством учителя.

Пишут в тетради.

- Прочитать. Найти однокоренные слова. Объяснить лексическое значение каждого из этих слов. Выписать однокоренные слова. Выделить в них корень. Подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму.


- Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

- Эти слова однокоренные, потому что у них у всех одинаковый корень -осин-. Эти слова имеют общую часть и значение.



Слушают объяснение учителя.







- Осиновый, осинник, осинки, подосиновики.




Отвечают на вопросы.

-Корень – это главная значимая часть слова.

- Общее лексическое значение.

































К1: участвовать в диалоге, общей беседе.

Работа с учебником

Наблюдение

Объяснение

Иллюстрация














Упражнение








Занимательное содержание






Беседа























Упражнение















Работа со словарем











Беседа

3.3 Первичное закрепление

Организует работу над упражнением.

- Выполним упражнение 131.

- Прочитайте задание.




- Выполним это упражнение в тетрадях.

- Прочитайте текст.

- Какие слова мы выпишем?



- Верно. А почему?



- А теперь давайте узнаем по словарю С. И. Ожегова лексическое значение этих слов: СЛАЙД7

«Лес, лесок, лесные – от слова лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.

Лесник – лесной сторож.

Лесистые – заросшие лесом».

- Итак, записываем слова: Леслесок, лесные, лесник, лесистые.

- Выделяем корень.

Подводит микроитог.

- Так что же такое однокоренные слова?




- Что заключено в корне однокоренных слов?

- Отлично.

- А теперь немного отдохнем и поиграем. Положите ручки.

Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы тихонько топаете.

лес – лесник

стена – степь

сад – садовый

гриб – грибной

река – озеро

дом – домашний

дом – дым

кот – котик

обед – стол

чистота – чистый

Выполняют упражнение.



Читают задание.

- Нужно прочитать. Найти однокоренные слова. Объяснить их лексическое значение. Выписать их и выделить корень.

Отвечают на вопросы.

- Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

- Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень-лес-. Имеют общую часть и значение.

Слушают учителя.












Отвечают на вопросы.

- Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Общее лексическое значение.



Играют.

П2: осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям.

Упражнение






Беседа









Работа со словарем










Беседа







Игровой метод





3.4 Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу детей по карточкам.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на столах лежат карточки, выполняете задание прямо в них. Вам нужно в двух строках зачеркнуть лишнее слово. И выделить корень в однокоренных словах.

- Затем мы устно проверим ваши ответы.


Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

1.Лес, лесок, лестница, лесник, лесной.

2.Вода, водный, водяной, водить.










- Итак, проверим ваши ответы.

Выполняют самостоятельную работу на карточках.









Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

1.Лес, лесок, лестница, лесник, лесной.

2. Вода, водный, водяной, водить.

Сверяют ответы устно совместно с учителем.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Самостоятельная работа







Самопроверка

3.5 Повторение и включение в систему знаний


Подводит итог урока, организует повторение изученного материала.

- Вспомним, какова была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Мы ее достигли?

СЛАЙД8

Посмотрите на слайд. Найди правильное определение:

  • 1. Корень – это главная часть предложения.

  • Корень – это общая часть однокоренных слов.

  • Корень – это общая часть всех слов.

2. Назовите признаки однокоренных слов.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.


- «Что такое корень слова?»


- Узнать, что такое корень слова.

- Да.

Отвечают на вопросы по слайду.

  1. Корень – это общая часть однокоренных слов.

  2. Одинаковый корень; общее значение

К1: участвовать в диалоге.

Обобщающий диалог

4. Рефлексия учебной деятельности

Организует самооценку деятельности.

- Предлагаю оценить свою работу с помощью картин. Посмотрите на слайд.

- Наш урок подошёл к концу.

Определим, какая картина соответствует вашему настроению. (грустная или весёлая)

- Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

СЛАЙД9: Пейзаж грусти

Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

СЛАЙД10: Пейзаж радости

- Как изменилось ваше настроение по сравнению с началом урока? Почему? 

Проводит инструктаж домашнего задания.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 75, упр. 132

- Спасибо за урок! До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.












Отвечают на вопросы.

Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Самооценка























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!