1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся. Мотивирует к деятельности. Доброе утро! А что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день был по-доброму прожит. Он умножит счастливые дни. - Здравствуйте, меня зовут Инна Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Ребята, закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем! - Откройте тетрадь. Там, где первая точка - записывайте «15 октября». Там, где вторая точка - записывайте «Классная работа» (по образцу на доске). | Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя и воспринимают установку. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. - Да! Оформляют тетрадь. | Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний | Организует минутку чистописания. - Сейчас у нас минутка чистописания. Запишите строчную букву «н», следующим образом «н н н н». (образец на доске). Когда закончите, то покажите свою готовность. - Молодцы! - А какой звук обозначает буква «н»? - Твердый или мягкий? - Глухой или звонкий? - Парный или непарный? - Откройте словарик на стр. 150. Выпишите 2 слова из словарика через запятую. Поставьте ударение в этих словах. Выделите орфограммы. - Давайте проверим, что вы выделили. СЛАЙД2 - Какие орфограммы в слове народ? - Какие орфограммы в слове ноябрь? - Хорошо! | Оформляют тетрадь. Выполняют минутку чистописания в тетрадях. - Согласный. - Может быть и твердым и мягким. - Звонкий. - Непарный. Выполняют указание учителя. - Народ, ноябрь. - Буква «а» не проверяется ударением; парная согласная на конце слова, можно проверить словом «народы». - Буква «о» - безударная гласная, следует запомнить; мягкий знак на конце слова. | Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности. П1: пользоваться словарем в учебнике. | Чистописание Словарно-орфографическая работа |
3. Организация познавательной деятельности 3.1 Целеполагание | Подводит к теме и цели урока. - Прочитайте слова. СЛАЙД3 - Рыбак, рыба, рыбачить. - Как называются такие слова? - Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? - Как пишутся корни в однокоренных словах? - Подберите однокоренные слова с таким же корнем. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим? - А где нам в жизни пригодятся полученные знания? - Очень хорошо. | Отвечают на вопросы учителя. - Однокоренные слова. - Корень. - Одинаково. - Рыбалка, рыбный, рыболов. - Корень слова. - Узнать, что такое корень слова. - При написании писем, сообщений. | Л1: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности. К1: участвовать в диалоге, общей беседе. Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу. | Беседа Проблемная ситуация |
3.2 Открытие нового знания | Организует работу со стихотворением. - Послушайте стихотворение. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. - О чем шла речь в стихотворении? - Какие родственные слова вы услышали? - Посмотрите на слайд. СЛАЙД4 - Верно. А сейчас послушайте небольшую шутку. Родня ли гусеница гусю? СЛАЙД5 - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка – гусеница. - Есть ли в этом рассказе родственники? - Кто же эти родственники? - Верно. А гусеница? - Верно. А почему? - Какой вывод мы можем сделать? Что же такое однокоренные слова? - Молодцы! - Откройте учебники на стр. 74. - Давайте посмотрим, верно ли мы сказали. (Один из учеников читает) Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. - А теперь обратите внимание на правило в оранжевой рамочке. - Посмотрите на упр. 130. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? «Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики». - (Один из учеников) Выходи к доске, выполним упражнение. - Какие однокоренные слова мы выпишем? - Верно, а почему? - А сейчас узнаем лексическое значение этих слов при помощи словаря С. И. Ожегова: СЛАЙД6 «Осиновый, осинки, осины – от слова осина – лиственное дерево. Осинник – осиновый лес. Подосиновик – съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой». - Итак, выписываем слова. - А теперь выделяем в них корень и подчеркиваем в корне непроверяемую орфограмму. - Хорошо. Подводит микроитог. Так что же такое корень слова? - Что заключено в корне однокоренных слов? Давайте обратимся к правилу. - Хорошо. Молодцы! ФИЗМИНУТКА Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. | Работают со стихотворением. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. - В стихотворении говорилось о корне и что из него появилось много новых слов. - Сад, рассада, посадки, садовод, садовник. Смотрят на слайд. - Да! - Гусь, гусыня, гусята. - Гусеница не является родственным словом. - Гусь, гусыня, гусята – это родственные слова, потому что имеют одинаковое лексическое значение (птица) и корень. А гусеница – имеет корень такой же, но другое лексическое значение. (насекомое). - Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Слушают правило. Выполняет упражнение у доски под руководством учителя. Пишут в тетради. - Прочитать. Найти однокоренные слова. Объяснить лексическое значение каждого из этих слов. Выписать однокоренные слова. Выделить в них корень. Подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму. - Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. - Эти слова однокоренные, потому что у них у всех одинаковый корень -осин-. Эти слова имеют общую часть и значение. Слушают объяснение учителя. - Осиновый, осинник, осинки, подосиновики. Отвечают на вопросы. -Корень – это главная значимая часть слова. - Общее лексическое значение. | К1: участвовать в диалоге, общей беседе. | Работа с учебником Наблюдение Объяснение Иллюстрация Упражнение Занимательное содержание Беседа Упражнение Работа со словарем Беседа |
3.3 Первичное закрепление | Организует работу над упражнением. - Выполним упражнение 131. - Прочитайте задание. - Выполним это упражнение в тетрадях. - Прочитайте текст. - Какие слова мы выпишем? - Верно. А почему? - А теперь давайте узнаем по словарю С. И. Ожегова лексическое значение этих слов: СЛАЙД7 «Лес, лесок, лесные – от слова лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. Лесник – лесной сторож. Лесистые – заросшие лесом». - Итак, записываем слова: Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые. - Выделяем корень. Подводит микроитог. - Так что же такое однокоренные слова? - Что заключено в корне однокоренных слов? - Отлично. - А теперь немного отдохнем и поиграем. Положите ручки. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы тихонько топаете. лес – лесник стена – степь сад – садовый гриб – грибной река – озеро дом – домашний дом – дым кот – котик обед – стол чистота – чистый | Выполняют упражнение. Читают задание. - Нужно прочитать. Найти однокоренные слова. Объяснить их лексическое значение. Выписать их и выделить корень. Отвечают на вопросы. - Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые. - Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень-лес-. Имеют общую часть и значение. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. - Общее лексическое значение. Играют. | П2: осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям. | Упражнение Беседа Работа со словарем Беседа Игровой метод |
3.4 Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу детей по карточкам. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на столах лежат карточки, выполняете задание прямо в них. Вам нужно в двух строках зачеркнуть лишнее слово. И выделить корень в однокоренных словах. - Затем мы устно проверим ваши ответы. Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах. 1.Лес, лесок, лестница, лесник, лесной. 2.Вода, водный, водяной, водить. - Итак, проверим ваши ответы. | Выполняют самостоятельную работу на карточках. Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах. 1.Лес, лесок, лестница, лесник, лесной. 2. Вода, водный, водяной, водить. | Сверяют ответы устно совместно с учителем. | Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу. Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самостоятельная работа Самопроверка |
3.5 Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока, организует повторение изученного материала. - Вспомним, какова была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? - Мы ее достигли? СЛАЙД8 Посмотрите на слайд. Найди правильное определение: 1. Корень – это главная часть предложения. Корень – это общая часть однокоренных слов. Корень – это общая часть всех слов. 2. Назовите признаки однокоренных слов. - Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя. - «Что такое корень слова?» - Узнать, что такое корень слова. - Да. Отвечают на вопросы по слайду. Корень – это общая часть однокоренных слов. Одинаковый корень; общее значение | К1: участвовать в диалоге. | Обобщающий диалог |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует самооценку деятельности. - Предлагаю оценить свою работу с помощью картин. Посмотрите на слайд. - Наш урок подошёл к концу. Определим, какая картина соответствует вашему настроению. (грустная или весёлая) - Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине. СЛАЙД9: Пейзаж грусти Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине. СЛАЙД10: Пейзаж радости - Как изменилось ваше настроение по сравнению с началом урока? Почему? Проводит инструктаж домашнего задания. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 75, упр. 132 - Спасибо за урок! До свидания! | Оценивают свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. | Л2: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самооценка |