I.Самоопределение к деятельности (мотивация). II.Актуализация знаний. 1.Постановка учебой задачи.. 2.Формулирование темы урока Цель: Актуализировать опорный материал. Создать ситуацию для постановки учащимися целей для изучения темы. Мотивировать учащихся к изучению темы, создав эмоциональные предпосылки к более глубокому восприятию содержания. 3.Постановка и актуализация воспитательной задачи III.Проверка домашнего задания IVЛингвистическая задача V Создание проблемной ситуации. VI Составление алгоритма и таблицы Групповая работа VIII Работа по теме урока А)Практическое задание | Приветствие, проверка готовности к уроку. Включение учащихся в режим работы. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку …. (Дети хором произносят «пять»). Мы с вами продолжаем путешествовать по стране морфологии. На прошлом уроке мы с вами говорили о… Каким было ваше домашнее задание? - Упр №346 или Формулирование темы урока. Попробуйте сформулировать тему урока. - Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет? .Разряды имѐн прилагательных. - Какую цель вы поставили бы к уроку? Цель: 1 Закрепить знания о разрядах имен прилагательных и их отличительных особенностях. 2. Научиться безошибочно определять разряд. А для чего нам это нужно? Чтобы наша речь была грамотной, красивой Я бы хотела, чтобы наш урок прошёл под девизом, который каждый из вас выберет из двух предложенных высказываний, ведь в школе мы учимся не только учиться, но и дружить.. Согласны? Организация проверки домашнего задания 1 Упр. № 346 проверяют 2 ученика у доски (дополнительное задание по карточкам) 2) мини-отчёт по проектам. (Знаете ли вы, что.. От притяжательных прилагательных с помощью суффиксов –ов(-ев), -ин(-ын), -ий образованы русские фамилии. Например: Ильин, Лисицын, Петров, Лебедев.) -Проектное задания : 1 «Составление словаря справочника фамилий одноклассников» * С прилагательными какой группы связаны русские фамилии? 2.«Книга рекордов Гиннеса нашего класса» *Прилагательными какой группы использованы при характеристике рекордов? Кому из одноклассников было трудно найти определения? Выборочный опрос и комментарии. Кто из вас знает слово, образованное от древнерусского прилагательного(«СВЕРСТНЫЙ»_РАВНЫЙ ПО ВОЗРАСТУ) в значении « человек одного возраста, поколения, учащийся одного класса ,человек, связанный с кем-нибудь чувством дружбы или симпатии»? Учитель помогает сформулировать предложение : Сверстниками мы называем одноклассников, ровесников, друзей и всех ребят одного возраста. Создание проблемной ситуации. Обратите внимание на слайд. Разряды прилагательных | качественные | относительные | Притяжательные | смелый | деревянный | девичий | красивый | осенний | мамин | умный | лисий | добрый | | | | Вы видите несколько прилагательных: СМЕЛЫЙ, ЛИСИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ОСЕННИЙ, КРАСИВЫЙ, МАМИН. -Докажите, что это прилагательные. Наша знакомая Клава Ошибкина распределила эти прилагательные по трѐм группам. А мы с вами должны проверить и поставить ей оценку. -Какую оценку мы поставим Клаве? Пятѐрку? Почему не можем поставить? Как определять безошибочно разряд прилагательных? А) Составление алгоритма(Слайд) Б) Групповая работа (по рядам) заполнение таблицы №1 1 ряд 1.Какие прил. называются качественными? 2. Что обозначают качественные прил.? 3. Отличительные признаки. 2 ряд 1.Какие прил. называются относительными? 2. Что обозначают относительные прилагательные? 3. Отличительные признаки. 3 ряд 1.Какие прилагательные называются притяжательными? После защиты каждой группы учитель вносит дополнения.. Тренировочный тест (слайд ) | Организовывают свое рабочее место. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Учащиеся вспоминают изученное по теме «Имя прилагательное», с помощью учителя формулируют тему урока, цель и задачи урока. Упр №346 проверяют 2 ученика у доски. Взаимопроверка. Анализируют и оценивают ответы учащихся. Внимательно слушают, высказывают предположения, составляют предложение. Учащийся записывает на доске и в тетрадях предложение и разбирает его синтаксически. Ученики высказывают и аргументируют свою точку зрения. Коллективное составление алгоритма и заполнение таблицы Используя алгоритм при решении лингвистической задачи, учащиеся доказывают, что данные прилагательные являются качественными, относительными или притяжательными. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к примению изучению материала через создание проблемной ситуации УУД: 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками УУД: 1) Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность |
Б) Работа с текстом (слайд) Практическое закрепление Цель: закрепление изученного материала В) Игра «Бюро находок» Г)Самостоятельная работа Д) Физминутка Е)Творческое диффиринцированное задание VI. Контроль качества усвоения содержания. Самостоятельная работа Цель: систематизировать знания о разрядах имен прилагательных, их лексико-грамматических признаках, формировать навык по разграничению разрядов прилагательных IV Подведение итогов Цель: обобщить признаки и понятия о прилагательном, ликвидировать типичные ошибки и неверные представления у учащихся. VII. Итог урока. Рефлексивная деятельность. Цель: научить школьников: осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; верно определять степень усвоения нового материала; соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности. VIII. Домашнее задание. Цель: дать установку на тренировку определенных умений. | Работа с текстом. Задание: прочитайте,о чём заставляет задуматься этот текст? Выпишите из текста все прилагательные, определив их разряди синтаксическую роль. * Образуйте от слов степени сравнения… Она была в классе новенькой, эта девочка. К тому же с рыжими торчащими в разные стороны короткими волосами. Но даже дело не в странной внешности,а в Аськином характере. Она казалась злой, могла пресильно обидеть колким словом или больно ущипнуть за руку. Просто так. Без причины. Оттого все ребята в классе её сторонились. И Тома тоже. Одинокой и испуганной девочке хотелось быть сильной, но она не знала как, и потому делала больно другим. «Бюро находок» работа в паре Подберите к данным существительным по одному качественному, относительному и притяжательному прилагательному. Образец: СТОЛ – красивый, деревянный, дедушкин. ПОРТФЕЛЬ – ТАРЕЛКА - МОЛОКО – ПЛАТЬЕ – ОЧКИ – Буквенный самодиктант (ндивидуальный контроль) Для предупреждения зрительного утомления ипроводится комплекс упражнений Аветисова Э.С. Игра «Корректор» Задание: замените прилагательные, вставьте и объясните графически орфограммы Одн..классники п..шли в косолапый лес за развесистыми гр..бами. У маленького Марата была неумытая к..рзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вити незнакомые лукошки. Друз..я соб…рали счас..ливые грибы и перекл..кались квадратными голосами. Вдруг первое небо пот..мнело и пошёл вчерашний дождь. Сверс..ники спрятались под жизн..радостным деревом. Тест 1Найдите неверное утверждение: 1)имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й ? ч е й ? 2) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым 3) имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам 4)имя прилагательное — служебная часть речи 2. Сколько имѐн прилагательных в предложении: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. 1) шесть 2) пять 3) четыре 4) семь 3. Укажите качественное прилагательное: 1) кожаный 2) смелый 3) беличий 4) деревянный 4. Найди ошибку в определении разряда прилагательных. 1) папина (машина) – притяжательное 2) фарфоровое (блюдо) – качественное 3) высокий – качественное 4) осенний – относительное. Взаимопроверка: – 4) 2 – 2) 3 – 2) 4 – 2) Критерии: Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки –«3» Игра «Верно-Неверно» Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Имя прилагательное является служебной частью речи. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Имя прилагательное изменяется по временам. В предложении имя прилагательное обычно является обстоятельством. Имя прилагательное в предложении может быть сказуемым. В сочетании с существительным прилагательное является главным словом, существительное – зависимым. Только качественные прилагательные способны иметь краткую форму. Прилагательные относятся к I или II спряжению. Относительные прилагательные образуют степени сравнения. Притяжательные прилагательные имеют полную и краткую форму. Притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени Подведѐм итоги. В начале урока мы поставили две цели: 1 Закрепить знания о разрядах имен прилагательных и их отличительных особенностях. 2. Научиться безошибочно определять разряд. Как вы думаете у нас всѐ получилось? Сообщение учителя о работе класса Выполняют задание. За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………………………………………… ……………………………………………………….. Прилагательные, которыми я могу охарактеризовать наш урок:…………… …………………………………………………………… ………………………. Что нового Я узнал Чему я научился Где мне пригодятся полученные знания Домашнее задание повторить &55-60, письменно упр № 350 Мини-проект Подобрать прилагательные на тему: «Идеальный ученик, какой он?» «Идеальный одноклассник, какой он?» «Идеальный учитель, какой он?» | Учащиеся читают, анализируют текст, выписывают прилагательные, определяя их разряд, пытаются образовать степени сравнения. Приходят к выводу, что не все прилагательные образуют степени сравнения. Учащиеся работают с карточками Ученики заполняют таблицу Ребята выполняют упражнения Работа с текстом. Составление предложений. Учащиеся записывают предложение, выполняют задание в тетрадях Учащиеся осуществляют взаимопроверку, объясняют орфограммы, отмечают относительные прилагательные, называют их опознавательные признаки. учащиеся, поднимают сигнальные карточки и в игровой форме обобщают изученное об имени прилагательном.. Записывают задания ,задают уточняющие вопросы | УУД: 1) Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность УУД: Личностные: -готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья Регулятивные: --волевая саморегуляция УУД: 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания Регулятивные: оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Личностные: позитивный эмоциональный настрой учащихся, направленный на решение лингвистических задач; расширение и углубление представлений учащихся о роли прилагательных в художественном тексте; осознание эстетической функции изучаемого языкового явления, выразительных возможностей имени прилагательного; проявление интереса к изучению русского языка; увеличение словарного запаса. |