I.Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. II. Актуализация знаний. Цель: Готовность мышления и осознания потребности в новых знаниях. | Необычный день у нас И гостями полон класс Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! -Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за наши успехи. - А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки. Для хорошей работы головного мозга сначала сделаем упражнение (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5 раз, вправо – 5 раз). 1.Чистописание. - Откройте тетради, запишите число и Классная работа. н нн н нн н ня не ни нч чн на над еньк оньк инк Не ударить в грязь лицом. - Как можно назвать это предложение одним словом? (Фразеологизм) - Объясните смысл этого предложения. (Успешно справиться с делом.) - Как мы должны работать на уроке, чтобы не ударить в грязь лицом? - Запишите этот фразеологизм быстро, аккуратно и без ошибок. 2.Интеллектуальная разминка. - Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. Сейчас мы проверим наши знания. - Итак, разминка для ума. Отвечаем очень быстро! 1).Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении…( окончание). 2).Главная часть слова…(корень). 3).Корни слов пишутся …(одинаково). 4).Слова, имеющие общую часть, называются…(родственными, однокоренными). 5).Часть слова без окончания называется…( основа). 6).Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо…(подобрать такое проверочное слово, чтобы гласная стала ударной). 7).Чтобы проверить парный согласный звук по глухости-звонкости в корне слова, надо…( подобрать проверочное слово так, чтобы этот согласный чётко слышался). 8).Часть слова перед корнем называется…(приставка). 9).Часть слова после корня называется…(суффикс). 10).Правописание безударной гласной или парной согласной в приставке и суффиксе надо …(запомнить) или (проверить по словарю). – стр.124 -Сегодня предстоит на уроке поработать в группе, поэтому вспомним правила работы в ней. Правила работы в группе: 1.Обсуждать тихо. 2.Не перебивать друг друга. 3.Выслушивать каждого. 4.Обобщить и выбрать выступающего. |
Выполняют упражнения.
Высказывания детей.
Учащиеся продолжают предложения.
Обсуждение правил в группе. | Г Г Ф Ф Г | Умение делать предположения. | Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; Коммуникативные: высказывать свою точку зрения; Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя. |
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. IV. Работа по теме урока. Цель: Построение детьми алгоритма правописания суффиксов –ек, -ик и формирование способности к его использованию. V.Закрепление изученного материала. Цель: усвоение нового материала и применение его на практике; создание ситуации успеха. VI. Итог урока. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание алгоритма правописания суффиксов и умения применять новые знания. VII. Домашнее задание: | - Сегодня на уроке мы с вами должны узнать ещё один секрет русского языка. Кто желает разгадать этот секрет? - Посмотрите на доске набор букв, составьте слово. На доске: Сфкысфиу - Что мы знаем о суффиксе? Суффикс – это значимая часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс стоит после корня. - Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке? - Возьмите карточки №1 на партах, вставьте пропущенные буквы в словах. Карточка №1- для каждой группы. | | Надо писать | час__к | | | совоч__к | | | ключ__к | | | замоч__к | | | - Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы? - Все буквы пропущены в суффиксе. - Проверяем, какие буквы вставили. - С какой проблемой мы столкнулись? - У нас получились разные варианты написания. - Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа? - Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-. - Попробуйте сформулировать тему урока? - Правописание суффиксов –ик-, -ек. - Что мы должны узнать на уроке? - Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы - ик, -ек. - Чему должны научиться? - Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек . -Сформулировать правило. -Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. На доске: Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим вывести это правило. | - Каким путём мы пойдём? - Почему? - Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить. - Итак, мы пойдём вторым путём. Работая в группах, помогайте друг другу. - Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите. - На какие две группы мы разделили слова? - На существительные в единственном числе и множественном числе. - Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч. - Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили? - Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса? - Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется; Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает. -Упр.242 (письменно) стр. 125 – выделите суффиксы. - Какое слово является помощником для изменения слов? (нет) - Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным. Давайте посмотрим, как мальчик решил эту проблему. - Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек? Сравнение вывода и правила в учебнике. - Сравним наши выводы с учебником. Откройте учебники на стр. 125 и прочитайте правило мудрой Совушки. - Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике? Составление алгоритма. - Давайте составим алгоритм, по которому будет легко правильно писать суффиксы –ек, -ик. -Работаем в группах. Алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек. ___________________________________ слово. Исчезла ли _________________ .
Если
ДА НЕТ пиши - ___ пиши -___ (Отчет групп) - Давайте проверим, какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился? - Теперь, ребята, вы можете выбрать 2 способа проверки. Какие? Физминутка. Если я назову слова с суффиком -ик-, поднимаете руки вверх и встаёте на носочки, а если с суффиксом -ек- приседаете: пёсик, человечек, котик, звоночек, дворик, листочек, дубочек, карандашик, носочек.
1. Игра «-ек или –ик?» - Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек. Ножик, замочек, гномик, списочек, домик, замочек. 2. Работа по учебнику: Упр.243, с.126. Дифференцированная работа. -по выбору: - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделите суффиксы –ик и ек. Напишите 2 предложения с любым из слов. - Запишите слова, разберите слова 1 –ой строчки по составу. 3. Игра-соревнование. - Найдите ошибки и исправьте. На доске: В группах | столек | арбузик | песочик | кирпичек | платочик | цветочик | билетик | зубик | кармашик | орешик | | | хвостек | слоник | - Подведём итог нашего урока. - Что узнали сегодня на уроке? (Узнали про слова с суффиксами –ик и –ек.) - Чему научились? -Закончите, пожалуйста, фразы: - Какое у вас настроение? Кому понравился урок? “Цветок настроения”: Если у вас, ребята, хорошее настроение и вам понравился урок, то прикрепите к вазе оранжевый цветок (радость, веселье), если не понравился – синий цветок (грустное, печальное). -всем -– стр 125, выучить правило Совушки; -на «3» - упр.241, списать подчеркнуть пропущенные буквы; -на «4» - упр 241, выполнить задания к упражнению; -на «5» - упр.244, выполнить задания к упражнению. По желанию – задания на карточках. У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к. Оценки за урок.
|
Учащиеся отгадывают слово «Суффикс». Дети вспоминают правило о суффиксе.
Учащиеся выполняют задание на карточках, обсуждая в группе (5 групп).
Ответы учащихся: -Все буквы пропущены в суффиксе. - У нас получились разные варианты написания. - Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-.
Правописание суффиксов –ик-, -ек. Высказывания детей.
Выбор пути детьми.
Когда ищешь и пробуешь сам, лучше запоминается.
Ученики обсуждают и записывают на карточках.
Обсуждают в группе и отвечают.
Учащиеся делают вывод. Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков».
Высказывания детей.
Работа в группах.
Ответы детей: - Первое - изменяя слово по способу «один-много». Второе - подставляя слово «нет»; Учащиеся выполняют задание.
Дети распределяют «слова –яблоки» в корзинки. Выполнение задания детьми самостоятельно.
Самопроверка. Самооценивание.
Работают в группах (находят ошибки, исправляют, доказывают проверкой).
-Научились правильно писать слова с суффиксами –ик и –ек.
Дети заканчивают предложения.
Дети подходят и приклеивают один из цветочков – получится букет.
Дети записывают домашнее задание в дневник. | Ф П Ф Ф Г Ф П Ф Г Ф И Г Ф И И | Умение делать предположения. Умение работать с текстом. Поиск и выделение необходимой информации;
Умение делать выводы и обобщения.
Умение применять алгоритм
Умение применять алгоритм
Умение делать выводы и обобщения.
Умение анализировать свою работу.
| Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Коммуникативные: участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану;
Регулятивные: контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
|