3. Постановка учебной задачи | Наглядный: уч. презентация Практический: отгадывание ребуса Словесный: учебный диалог | - Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока: - Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов» - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. 1. Что такое текст-повествование? 2. Какова в нем роль глаголов? Какую цель мы поставим на уроке? – узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём. | Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока. Определение темы урока Постановка проблемных вопросов. Определение целей урока | Ф | Интерактивная доска | П: строить речевое высказывание Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
4. "Открытие" новых знаний | Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя | Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу). А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К.Ушинский. - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) - Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи) - Что случилось потом? (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку) - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло? - Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос? Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос. - Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Ответили ли мы на второй вопрос? Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски) Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. | Формулируют определение «Текста» Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144) Анализ прочитанного текста по содержанию Постановка вопроса ко всему тексту. Чтение определения в учебнике Подведение итога по первому вопросу Постановка учебной задачи на данный этап урока Работа с текстом, выделение в нём глаголов Формулируют вывод | Ф, И | Интерактивная доска Учебник | П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания Р: контроль за выполнением упражнений. П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: участие в продуктивном диалоге Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя | Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски) Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. Давайте встанем и немного отдохнем. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. | Грамматический разбор предложения Подведение итога задания Выполняют двигательные упражнения | Ф, И | Учебник | |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный: слово учителя Практический: работа в парах Практический: выразительное чтение стихотворения Словесный: ответы на вопросы Практический: письменное вып. упр. | - Посмотрите на картинки, упр. 146. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Овощи) Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная о). Как проверить? (это словарное слово) Запишите это слово, выделите орфограмму. Запомните, как оно пишется. - Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого? - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно) - Давайте послушаем, что у вас получилось. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным. - Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их. - Какова роль глаголов в тексте? | Классификация слов Работа над словарным словом Определение последовательность действий Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору. Фронтальная проверка задания Выделение глаголов в тексте. | Ф, И | Учебник | К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью; строить сообщения в устной и письменной форме Р: контроль, коррекция ошибок П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия |
7. Рефлексия деятельности | Словесный: слово учителя Наглядный: карточки | - О чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование) - Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.) - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?) Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко. Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение. | Рефлексия по содержанию Проводят самооценку своей деятельности | Ф, И | Раздаточный материал | П: выполнение учебного действия П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |