СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Текст – повествование и роль в нём глагола"

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Текст – повествование и роль в нём глагола"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.04.2022 г.

ФИО: Раскина Ульяна Константиновна

Тема урока: Текст – повествование и роль в нём глагола

Класс: 2

Цель: Создание условий для изучения текста-повествования и его признаках.

Задачи урока:

Дидактические: учить выделять в тексте глаголы; иметь представление о тексте-повествование.

Развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, орфографической зоркости, логического мышления, самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию умения слушать и слышать товарищей; любовь к слову, интерес к родному языку.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

Приветствуют учителя

Ф



2. Актуализация знаний. Введение в проблему

Практический: заполняют схему

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

Вспомним, что мы знаем о глаголе.

Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему)

Поработайте в парах и заполните схему.

Фронтальная проверка задания

Отвечают на вопросы




В парах заполняют схему.









Фронтальная проверка

Ф, П

Интерактивная доска

П: осознанное построение речевого высказывания

П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач

Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

3. Постановка учебной задачи

Наглядный: уч. презентация

Практический: отгадывание ребуса

Словесный: учебный диалог

- Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока:

- Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов»


- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса.

1. Что такое текст-повествование?

2. Какова в нем роль глаголов?


Какую цель мы поставим на уроке?

– узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока.










Определение темы урока


Постановка проблемных вопросов.


Определение целей урока

Ф

Интерактивная доска

П: строить речевое высказывание

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

4. "Открытие" новых знаний

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи)

- Что случилось потом? (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку)

- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.


- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)


- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.

Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?


Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос.

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Ответили ли мы на второй вопрос?


Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Формулируют определение «Текста»



Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144)











Анализ прочитанного текста по содержанию
































Постановка вопроса ко всему тексту.




Чтение определения в учебнике





Подведение итога по первому вопросу


Постановка учебной задачи на данный этап урока

Работа с текстом, выделение в нём глаголов





Формулируют вывод

Ф, И

Интерактивная доска

Учебник

П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания

Р: контроль за выполнением упражнений.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: участие в продуктивном диалоге

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

5. Закрепления новых знаний и способов действий

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Давайте встанем и немного отдохнем.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

Грамматический разбор предложения







Подведение итога задания

Выполняют двигательные упражнения

Ф, И

Учебник


6.Включение в систему знаний и повторения

Словесный: слово учителя

Практический: работа в парах

Практический: выразительное чтение стихотворения

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письменное вып. упр.

- Посмотрите на картинки, упр. 146. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Овощи) Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная о). Как проверить? (это словарное слово) Запишите это слово, выделите орфограмму. Запомните, как оно пишется.


- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

  • Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов.

  • Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.

- Какова роль глаголов в тексте?

Классификация слов

Работа над словарным словом




Определение последовательность действий


Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору.

Фронтальная проверка задания








Выделение глаголов в тексте.

Ф, И

Учебник

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью;

строить сообщения в устной и письменной форме

Р: контроль, коррекция ошибок

П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия

7. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточки

- О чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко.

Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение.

Рефлексия по содержанию

Проводят самооценку своей деятельности

Ф, И

Раздаточный материал

П: выполнение учебного действия

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!