2. Повторение ранее изученного Отработка материала к ОГЭ. 3.Контрольно - подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам) 4.Постановка учебной цели, создание ситуации " вызова" 5.Минуткарелаксации 6. Сотворчество ( новый материал) 6. Рефлексия ( осмысление результатов работы) | Работа с предложением и выполнение заданий: -орфограммы в словах; - определить тип предложения по структуре и количеству основ; - вычленить из предложения словосочетания на три типа грамматической связи; Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) 1. «Разминка» 1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными. – Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений. (Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.) 2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями). Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.) – Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему? (Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).) – Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.) 2. «Лови ошибку» 1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное. Согласны? (Нет!) Почему? 2) Из этих предложений, записанных на доске: Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему? 3. «Развиваем речь» Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения Прочитайте предложения на карточках. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните грамматические основы найдите определённо-личные предложения. Хорошо в деревнях хлеб пекут. Славный, тихий вечер. (М. Горький) В течение недели проведут несколько экспериментов. На ипподроме несколько раз звонили. (А. Куприн) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) Солнце поднималось все выше равномерно озарялся город и улица оживала теряла свое странное теневое очарование. (В. Набоков) Определение темы и цели урока - Прочитайте оставшиеся предложения. Найдите в них общее. Это простые, повествовательные, односоставные, распространенные предложения. Грамматическая основа в них состоит только из сказуемого. -Подумайте, определенно или неопределенно мыслится лицо, которое производит действие, обозначенное сказуемым в этих предложениях. Скажите, как могут называться такие односоставные предложения и сформулируйте тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Цель урока: познакомиться с определением и спецификой неопределенно-личных предложений; учиться отличать их от других видов предложений. " Дыхание счастья" – На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы. 1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями Доска: 1) Ведут ко мне коня. – Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое? Доска: Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут). 2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено? Доска: глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени. – важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет). В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные) – Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными? – Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §24) В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое. 2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?» 1) – Устно работаем над упр. № 149 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения. – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как... 2) Письменно выполняем упр. №149 – самостоятельно. – Итак, подведем итоги нашей работы. – А сейчас скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.) 1. Герасиму отвели под кухней коморку. 2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома. 3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд. 4. Зимой свет зажигают рано. 5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. 6.Утром принесли газету. 7.Тихо бреду вдоль улицы. 8.Умолкли птиц живые голоса. 9.Любуюсь чудесной картиной природы. 10. К Новому году классы украшают гирляндами. 2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание – Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме. Можно начать так: Доска: Из урока я понял (а), .... Мне стало ясно, что.... Я познакомился (-лась) с Я узнал (а).... 3) Домашнее задание – упражнение № 150 | Устная работа Предложение на доске Работа по замене типов грамматической связи Выполняют задание, тренирующее навык определения грамматических основ, грамматической связи в словосочетании Учащиеся отвечают На доске предложения Работа в группах ( по рядам) 1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д. 2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы. 3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу. Работают на распечатанных карточках Участвуют в работе по выявлению темы в беседе с учителем , отвечают на поставленные вопросы Учащиеся определяют тему урока. НЕОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На листочке Выявление способа выражения сказуемого в н/л предложениях Предложения на доске Учащиеся отвечают Работают в тетрадях -Как в схеме можно изобразить о/л и н/.л предложения? Слуховой диктант Работают на листочках . Взаимопроверка. н/л н/л о/л н/л о/л н/л о/л ДП о/л н/л | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса УУД личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение. регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |